Центральный элемент композиции и её доминирующая часть могут не совпадать. Например, в обеденной зоне большим центром может стать стол, но наибольшее внимание в пространстве будет привлекать потолок с художественной отделкой.
Основы дизайна: композиция в интерьере
Красивая и комфортная обстановка любого помещения невозможна без применения ряда условий его построения, известных как композиционные законы. Эти законы играют жизненно важную роль в создании гармоничной атмосферы, как в жилых, так и в общественных пространствах.
Только немногие способны эффективно применять композиционные законы при оформлении интерьеров. Эта способность в большинстве случаев свойственна тем, кто обладает тонким чувством цвета, формы и фактуры. Однако эту способность также возможно развить, если обратиться к основам оформления пространства и его организации, а также осознать важность использования различных композиционных приемов.
Композиция в интерьере представляет собой художественную взаимосвязь всех элементов в определенном пространстве, которые должны быть размещены в нем в заданном порядке и количестве для того, чтобы поддерживать общую идею гармоничного образа.
Не следует обманываться кажущейся простотой процесса оформления комнаты, поскольку без знаний и применения основных принципов композиции на практике создать по-настоящему комфортный интерьер будет довольно сложно. Поэтому рекомендуется начать изучение темы, обратив внимание на специализированную литературу или на нашу статью.
Основы композиции не только важны, но могут оказаться особенно полезны в ситуации, когда нужно оформить сложное помещение, такое как узкое, слишком высокое или с низкими потолками.
Основы композиции в дизайне интерьера
Если обстановка комнаты спланирована правильно, она не может быть хаотичной, а все предметы, материалы и текстуры должны взаимодействовать между собой.
Центр композиции
Когда вы попадаете в помещение, ваш взгляд должен автоматически направляться на некий объект, который выделяется среди всех остальных элементов благодаря своему цвету, размеру, форме или текстуре — это и есть композиционный центр. Обычно предполагается, что он находится в середине комнаты, однако его расположение может быть и по стене или в углу, что также допустимо.
Дополнительные элементы интерьера в удачной композиции всегда располагаются вокруг её центра равномерно.
В качестве композиционного центра комнаты могут выступать такие объекты, как кровать, камин, окно, ковер или декоративная перегородка. Все эти предметы, в сочетании с остальной частью интерьера, образуют единую композицию.
Основные принципы композиционного построения:
Симметрией называется равномерное распределение предметов вокруг композиционного центра. Классическими примерами могут служить два дивана, расположенные друг напротив друга, две одинаковые тумбочки по обе стороны от кровати, напольные торшеры рядом с камином или стеллажи, расположенные по обе стороны окна. Это создает симметрию дизайна в горизонтальной плоскости.
В случае с вертикальной симметрией, когда высота потолков превышает стандартные значения, рекомендуется использовать длинные люстры. При этом, на стенах, на уровне глаз, должны быть размещены картины или другой декоративный элемент.
Асимметрия
Противоположный подход к построению композиции в дизайне называется асимметричным. В данном случае важно избегать дисгармонии, лишних предметов и незаполненных пространств, которые могли бы нарушить гармонию в интерьере.
При использовании асимметрии часто применяется принцип равнобедренного треугольника: две трети площади занимают различные предметы мебели и декора, а одна треть выделяется для одного массивного объекта, такого как зеркало, камин, панно, стол или шкаф-купе. Такой сложный подход к построению композиции способен привнести разнообразие в интерьер, однако важно соблюдать баланс и не перегружать пространство предметами.
Композиция в дизайне
Любая композиция в дизайне начинается с её композиционного центра, который является той точкой изображения, что больше всего привлекает взгляд зрителя. Чаще всего этот центр расположен в середине холста, монитора или бумаги; однако это вовсе не обязательное условие.
Композиционный центр — это стартовая и, одновременно, кульминационная точка изображения. Все остальные детали служат фоном или подчеркивают композиционный центр. Его легко выделить по цвету — оттенки композиционного центра, как правило, более яркие или светлые по сравнению с общим фоном изображения.
Симметрия
Симметрия — это идеал, в котором гармония изображения достигается за счет одинаковости элементов (либо одинаковости деталей в рамках одного объекта). Симметричными примерами служат геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, правильный треугольник и т.д.) и элементы живой природы (например, снежинки, листья и так далее).
Все эти элементы используются для создания осмысленной композиции. Кроме того, симметрия подразумевает идентичное расположение объектов с правой и левой сторон от композиционного центра (или сверху и снизу).
Асимметрия
Термин асимметрии является полной противоположностью симметрии. Если компоненты композиции не соответствуют принципам симметрии, такая композиция и будет считаться асимметричной.
При асимметрии центр композиции обычно смещён от центра, и это смещение может быть как легким, так и выраженным, в зависимости от степени отклонения центра композиции.
Ритм
Ритм является одной из не самых очевидных характеристик композиции, однако он крайне важен. Ритм прослеживается через повторение мелких элементов изображения, разделённых равномерным расстоянием.
При этом важно отметить, что ритм характерен не только для движущихся предметов, но и для статичных иллюстраций. В природе ритм прослеживается во флоре и фауне, а в изобразительном искусстве он особенно заметен на фоновом окрасе. В повседневной жизни ритм можно наблюдать, например, на обоях или текстиле.
Таким образом, человеческий глаз воспринимает статичные повторяющиеся элементы как элементы движения. Ритм может быть частью отдельных элементов или основой всей композиции.
Статика
Противоположностью ритма является статика. В данном случае элементы композиции предстают в статичном виде, создавая визуальное ощущение покоя. В статических композициях часто присутствуют только вертикальные или горизонтальные линии.
Если ритм и движение легко заметить на пейзаже или портрете, то статика характерна для натюрморта. Статика подчеркивает неподвижность предмета не только в текущий момент, но и в прошлом и будущем.
Динамика
Динамика — это движение. В отличие от ритма, динамика не требует повторения объектов. Здесь задача состоит в том, чтобы убедить зрителя, что запечатленный объект находится в движении. Это можно реализовать несколькими способами. Например, в изображении летящей птицы, идущего человека или движущегося поезда важно расположить объект в начале его пути на холсте. То есть если птица летит из право влево, ей стоит находиться ближе к правому краю. Так на изображении сохраняется больше пространства, которое птица должна будет преодолеть.
Нюансы композиций
Нюансы представляют собой неуловимые отличия в элементах дизайна от ожидаемого. Определенная закономерность считывается человеком на подсознательном уровне, создавая в мозгу импульс. Следуя этому импульсу, человек ожидет от общей композиции или её деталей определенных оттенков, повторений элементов и т.д. Нюанс заключается в том, что детали несколько отличаются от ожидаемого, добавляя многогранности общей композиции.
Это явление имеет огромное влияние на дизайн интерьеров. Принцип схожести предполагает, что элементы, объединенные общим признаком, будут восприниматься как взаимосвязанные между собой.
- цвет или оттенок
- размер
- форма
Родство и ритм
Психологи утверждают, что человеческий мозг стремится воспринимать образы целостно. Поэтому наиболее комфортно нам в гармоничных интерьерах, элементы которых объединены за счет текстуры, цвета, формы или повторяющегося узора. Нам подсознательно нравятся повторяющиеся элементы, которые формируют целостный образ.
Родственные связи предметов в дизайнерском интерьере никогда не будут слишком буквальными: это не означает, что один и тот же цветочный принт должен повторяться на подушках, ковре и шторах; речь идет о ненавязчивом перекликании узоров, оттенков и форм. Например, округлая спинка дивана может перекликаться с формой журнального столика, арочного проема и рисунком на картине, а цвет штор может находить отражение в сложном узоре ковра.
То, что называют ритмом, в интерьере формируется посредством многократного повторения родственных или одинаковых элементов. Примером могут быть потолочные балки, колонны, арочные проемы, идентичные светильники или обеденные стулья. Интересный дизайнерский прием — нарушить ритм: например, среди одинаковых стульев может оказаться один, отличающийся по цвету или фактуре.
Контрасты и акценты
Элементы интерьера можно объединить не только при помощи родства, но и с помощью контрастов. Контраст цветов или текстур является одним из ключевых выразительных средств современного дизайна. Гладкая матовая поверхность может располагаться рядом с грубой бетонной стеной или брутальной кирпичной кладкой, активный принт на акцентной стене может контрастировать с минималистичной отделкой, а контрастные цветовые акценты могут выделяться на нейтральном фоне — вариантов множество.
Важно не переборщить с контрастами, так как их чрезмерное количество может привести к тому, что взгляд перестанет улавливать детали и сведется к размытости.
Какой фартук для кухни лучше: 7 практичных вариантов
Фартук должен обладать не только эстетической привлекательностью, но и выполнять множество других функций: быть жаропрочным, гарантировать водонепроницаемость, отличаться долговечностью и легкостью в уходе. Мы собрали ТОП-7 лучших материалов для кухонного фартука.
Даже используя один и тот же набор ингредиентов, можно создать различные блюда, в зависимости от последовательности и пропорций, в которых они используются. Чтобы оформление интерьера получилось сбалансированным и гармоничным, имеет смысл доверить процесс компоновки пространства квалифицированному дизайнеру.
Центр композиции
Начать работу над пространственной композицией следует с определения её центральной части. Это может быть любой предмет, который фокусирует внимание, независимо от его формы или размера.
Существует несколько способов выделить композиционный центр:
- использование яркого цвета;
- подсветка;
- применение формы или размера, отличающегося от остальных элементов композиции.
Для лучшего восприятия проектируемого дизайна желательно, чтобы композиционный центр совпадал с геометрическим центром. Но это не является обязательным условием. Главное, чтобы другие элементы интерьера поддерживали композиционный центр, не отвлекая на себя внимание, иначе целостность всего образа будет нарушена.
Композиционным центром могут выступать:
- кровать;
- зона отдыха;
- обеденный стол;
- камин;
- барная стойка.
Онлайн-тест: есть ли у вас способности к дизайну интерьеров?
Принципы построения композиции интерьера
- Симметрия. Все элементы интерьера располагаются равномерно вокруг композиционного центра. Примером может служить симметричное размещение тумбочек относительно кровати или кресел рядом с камином. В интерьере домов с высокими потолками вертикальная симметрия подчеркивается посредством длинных люстр и декора, расположенного на уровне глаз.
- Асимметрия. Здесь элементы распределяются без строгого учета привязки к какому-либо объекту. Важно избегать дисгармонии и поддерживать визуальное равновесие. Обычно применяют правило, по которому одна треть площади занимает доминирующий объект, а две трети — другие элементы мебели и декор.
- Ритм. Повторяющиеся элементы делают интерьер более приятным для восприятия, так как позволяют создать целостную картину. Примером таких элементов могут служить одинаковые стулья вокруг обеденного стола или потолочные балки.
- Статика. В статических композициях преобладают прямые линии и устойчивое оформление, создавая ощущение неподвижности. Они больше подходят для классических и строгих стилей дизайна.
- Динамика. В таких интерьерах сочетаются сложные конструкции и свободное пространство, что типично для современных стилей. Они характеризуются асимметричным расположением мебели, диагональными линиями, создающими иллюзию движения.
- Родство и контрасты. Различные элементы интерьера могут быть взаимосвязаны благодаря перекликанию узоров, оттенков и форм. Однако это сочетание должно быть тонким и ненавязчивым. Например, плавные линии одного элемента могут перекликаться с изогнутой спинкой дивана. В противовес родству выступают контрасты, которые тоже могут объединять элементы за счёт броской противоположности материалов, цветов или текстур. Важно соблюдать умеренность, иначе контрастные элементы могут привести к хаосу, вместо акцентов, добавляющих выразительность интерьеру.
Если вас интересует более глубокое изучение темы композиций в дизайне, мы приглашаем вас на программу обучения «Дизайнер интерьеров». В ходе курса вы познакомитесь с различными типами пространственных композиций и освоите правила создания композиций из объемных форм и геометрических фигур.