Цветовая палитра противоречива. Характерные цвета — красный, рубиновый, темно-синий и золотой. Часто эти цвета контрастируют с бежевым, бледно-розовым, белым, молочным и салатовым, которые обычно используют проверенные временем дизайнеры.
Шинуазри в интерьере: европейские фантазии о Китае
Чтобы понять стиль шинуазри, стоит взглянуть на его историю. Это произошло в начале 17 века. Ост-Индская экспедиция стала началом распространения китайских этнических групп в Европе. Расписные ширмы, шелковые картины, фарфоровые вазы и мебель с элементами из драгоценных металлов были очень красивыми и очень дорогими. Лишь немногие европейцы могли позволить себе подлинные предметы из Поднебесной. Понятно, что европейцы не были готовы мириться с такой несправедливостью и пытались подражать восточному стилю.
Так появился шинуазри — Восток в европейской интерпретации. Собственно, Chinoiserie в переводе звучит как «шинуазри» и полностью отражает генезис стиля. В современной истории шинуазри считается ответвлением стиля рококо, который был известен своей склонностью к роскоши и экстравагантности. Помпезный классицизм и идиосинкразическая восточная эстетика составляют основу всех элементов шинуазри. Даже отдельные детали могут кардинально изменить все восприятие комнаты.
Экран
Традиционный предмет, часто встречающийся в восточных интерьерах. Китайская ширма — это быстрый и простой способ разделить комнату. Черно-коричневое лакированное дерево, украшенное восточной росписью, мгновенно придает комнате этнический оттенок. Ширма может использоваться как простой декоративный элемент, изголовье кровати или элемент зонирования.
Фарфор
Второй абсолютно аутентичный предмет, пришедший из Китая, — это, конечно же, фарфор. Тот самый, с бело-голубой росписью. Его можно интегрировать в интерьер в виде посуды и декоративных элементов. В компании они смотрятся лучше, чем в одиночку. Самой известной европейской компанией, занимающейся сегодня производством фарфора, является Herend, которая культивирует этот бренд уже почти 200 лет. Кстати, кроме фарфора в трепете и керамика — китайский садовый табурет в форме бочки давно прописался в прихожих, спальнях и гостиных современных домов. Его используют в качестве табурета или журнального столика. Для восточного акцента лучше выбрать белый цвет с кобальтовой отделкой.
Обои Sh e lk
Это очень привлекательный предмет декора, и размещать его на всех стенах — определенно не лучшая идея. Даже одна стена может быть подавляющей. Обычно обои S eident с традиционной росписью включаются в декор небольшими кусочками
Мебель
Стулья и столы с изогнутыми ножками, кровати с резными изголовьями, украшения, повторяющие текстуру бамбуковых стволов — мебель в китайском стиле также должна использоваться дозированно в интерьере. Они обычно обиты легкими хлопковыми или шелковыми тканями и украшены этническими мотивами. Шкафы, полки и буфеты часто повторяют форму пагод. Иногда мебель обивают золотом. Кстати, этот вид мебели также называют Чиппендейл, по имени британского краснодеревщика, создавшего огромную коллекцию оригинальных предметов мебели, которые впоследствии стали классикой.
История шинуазри
Шинуазри — это восточный стиль, основанный на традициях и мотивах средневековой китайской живописи. Термин «шинуазри» происходит из французского языка и переводится как «китайский стиль».
Этот стиль пришел в Европу в конце XVII века благодаря деятельности голландской Ост-Индской торговой компании, которая торговала с Китаем и другими азиатскими странами. Компания привозила в Европу текстиль, мебель, произведения искусства, фарфор и другие предметы. Товары с Востока были дорогими, и их могли купить только очень богатые люди. Но, несмотря на высокую стоимость, европейцы были очарованы китайскими товарами из-за их оригинальности.
Товары из Китая были не только предметами быта: вазы, мебель, фарфоровая посуда, табакерки, статуэтки, чернильницы, но и текстиль (особенно шелк), специи и многое другое.
В XVIII веке популярность китайских товаров выросла настолько, что европейским ремесленникам стало выгодно наладить собственное производство. Это сделало многие товары дешевле и позволило удовлетворить спрос. Европейские мастера вскоре научились изготавливать предметы, имитируя китайские техники — лакировать мебель, наносить на предметы характерную роспись и делать фарфор. Со временем в домах появились как подлинные предметы с Востока, так и сделанные в Европе в китайском стиле. Например, украшением комнаты могла служить китайская ширма с традиционной росписью и пейзажем, написанным европейским художником.
На этой картине изображена комната с предметами из Китая: ширмой, статуэткой и туфлями его жены.
Китайская техника изготовления мебели вдохновила британского краснодеревщика Томаса Чиппендейла на создание мебели в стиле шинуазри и рококо. Он опубликовал книгу под названием «The Gentleman and Cabinet-Maker’s Director», что переводится как «Справочник для заказчиков и краснодеревщиков». На русском языке книга сокращенно называется «Директор». Указатель содержит более 160 рисунков на различные темы: комоды, шкафы, зеркала и стулья.
Несколько рисунков из книги известного мебельщика Томаса Чиппендейла
Многие императоры и их приспешники украшали свои сады, возводя сооружения в китайском стиле: Пагоды и павильоны. Их также называют «чайными домиками». Самый известный из этих чайных домиков находится в парке Сан-Суси в Потсдаме. Он был построен в 1764 году по проекту короля Пруссии Фридриха Великого.
Садовый павильон в парке дворца Сан-Суси, похожий на пагоду.
В России также были свои поклонники стиля шинуазри. Одной из таких поклонниц была Екатерина II. В Екатерининском дворце много элементов шинуазри: фарфоровые вазы, мебель и множество комнат в китайском стиле. Китайский голубой салон был спроектирован Чарльзом Камероном. В этой комнате сочетаются торжественность шинуазри и сдержанность классицизма. Голубые стены с цветочным орнаментом, большие фарфоровые вазы на каминной полке и столы — это часть китайского стиля. Позолоченная рама зеркала над камином, карниз на каминной полке и роспись на двери — элементы классицизма.
Голубой салон — одна из комнат в Екатерининском дворце, обставленная в китайском стиле.
- Особое внимание к деталям и фактуре.
- Используются флоральные орнаменты: цветы, растения, деревья.
- В живописи изображались моменты развлечений, отдыха и легкомысленного времяпрепровождения.
- Множество украшений на предметах интерьера.
Шинуазри в современном интерьере
В 20 веке такие стили, как модерн и ар-деко, часто использовали мотивы шинуазри. Элементы шинуазри могли принимать форму восточных картин, фресок, использования многих восточных стилей в одном интерьере и контрастной цветовой палитры.
Павлинья комната Джеймса Уистлера считается одним из шедевров интерьерного дизайна и лучшим примером японизма.
Сегодня популярно воспроизводить стили шебби-шик и голливудское регентство 1930-60-х годов, часто используя элементы шинуазри.
Обои выполнены в стиле шинуазри, а зеркало — в стиле шебби-шик. Дополнительным украшением здесь служат вазы и бра того же цвета, что и обои.
Некоторые дизайнеры умеют сочетать подлинные элементы шинуазри с утонченным классическим стилем. Это создает запоминающийся акцент и особую атмосферу в комнате.
Спальня выдержана в классическом стиле. А изголовье кровати, выполненное в виде коврика, очень хорошо сочетается с панно в стиле шинуазри
Основные элементы шинуазри в интерьере сегодня
Все элементы богатого стиля шинуазри можно классически разделить на несколько групп. Давайте поговорим о некоторых из них.
Декор: ширма, мебель, фарфор
Конечно, ни один интерьер не может обойтись без мебели, соответствующей его общему стилю, и шинуазри не является исключением. Китайские мотивы можно увидеть в изогнутых, сложных спинках стульев и кресел, в полированном дереве и позолоченных шрифтах, в многочисленных предметах декора — статуэтках, вазах и др. Еще одним важным элементом шинуазри являются изящные ширмы, которые бывают разных форм, материалов и вариантов росписи. Здесь есть нежные водяные лотосы, пышные хризантемы, соблазнительные орхидеи, азиатские животные во всевозможных созвездиях и мистические пейзажи с пагодами, теряющимися в облаках. Все, что ассоциируется с Китаем, можно найти в том или ином элементе декора шинуазри.
Конечно, нельзя забывать о фарфоре — традиционно китайском материале. Вазы всех форм и размеров, расписанные журавлями и стеблями бамбука, прекрасно вписываются в любое помещение, оформленное в стиле шинуазри.
Обои, текстиль и лепнина
Ткани и обои в стиле шинуазри отличаются замысловатыми, повторяющимися и уникальными, часто асимметричными рисунками. Традиционные китайские элементы, такие как пышно цветущие хризантемы, длинноногие чайки, туманные скалы и бамбуковые леса, часто украшают как мебель, так и стены в интерьерах в стиле шинуазри. Однако шелковые или бумажные обои под покраску обычно используются в качестве вставок и небольших фрагментов, чтобы не утяжелять помещение: Настенные покрытия часто украшают только одну из четырех стен или выглядят как ненавязчивые панели, обрамленные лепниной.
Шинуазри: декор и фарфор
Китайский фарфор покоряет европейскую аристократию и становится верным признаком богатства семьи. Элегантная, легкая, красиво расписанная посуда стала неотъемлемой частью чайных церемоний в каждой современной гостиной, а декоративные вазы украсили интерьеры аристократов и королевских дворцов. Рецепт фарфора, до тех пор считавшийся великой китайской тайной, был воспроизведен в Саксонии в 1708 году, а первый фарфоровый завод был основан в Мейссене в 1710 году. В первые годы ремесленники и художники использовали китайские предметы в качестве образцов, которые пользовались большим спросом. Состоятельные люди начали создавать собственные коллекции фарфора.
Шинуазри в архитектуре
Первый значительный архитектурный комплекс в стиле шинуазри, Трианон де Порселен, был построен в 1670 году в деревне Трианон недалеко от Версаля для короля Франции Людовика XIV. Светлые здания были внешне облицованы белой и голубой керамической плиткой, расписанной в восточном стиле. Считается, что они были вдохновлены увлекательной историей из книги Кирхнера о знаменитой фарфоровой башне в Нанкине, которая считалась восьмым чудом света. Черепица, конечно же, была фаянсовой, а крыша украшена расписными фаянсовыми вазами и русалками. Здания триумвирата окружал прекрасный сад, очертания которого сохранились до наших дней. Фарфоровый Триумвират, резиденция Людовика XIV и его любовницы, маркизы Монтеспан, просуществовал недолго и был снесен в 1687 году, а на его месте возвели мраморный Триумвират.
Меццо-тинто (также называемое чернобуквицей) — это техника гравировки на металле, относящаяся к группе техник интальо-печати. В отличие от гравюры на меди, изображение в этом случае состоит не из линий, а из тонких градаций света и тени. Отсюда и название, которое переводится с итальянского как «полутона». Художник не создает углубления — линии и точки, а сглаживает светлые участки на шероховатой поверхности картона. Читать далее Процесс создания акварели похож на процесс гравирования по меди, но эта техника позволяет достичь богатых тональных и стилистических эффектов, похожих на акварельную живопись (отсюда и название «акварель»). Отсюда и популярность этого вида интальопечати, получившего распространение в конце XVIII века. Читать далее
Литография, наряду с монотипией, относится к группе техник интаглиопечати, но на этом сходство между ними практически заканчивается. Литография была основана в 1796 или 1798 году Иоганном Алоизом Зенефельдером, печатником из Мюнхена. Первоначально печать производилась на каменной пластине — обычно известняковой — отсюда и название процесса (от греческого lithos «камень» + graphos «писать, рисовать»). Сегодня литографский камень заменен цинковыми или алюминиевыми пластинами, с которыми легче работать.