Одними из ключевых характеристик византийского интерьера являются выдающаяся помпезность, утончённость и высокая стоимость, находящие отражение в его дизайне. Яркость и плавные линии форм византийцы заимствовали у своих восточных соседей, что привело к созданию уникального стиля.
Русско-византийский стиль в архитектуре и интерьере: неовизантийский
Византия представляет собой одно из древнейших государств, обладающих высокоразвитыми культурными и социальными структурами. Искусство этой древней цивилизации унаследовало и адаптировало ключевые достижения античной культуры. Учитывая своё географическое положение, византийская культура стала синтезом европейских и восточных элементов. Христианство, сформировавшееся в Византии, стало наиболее влиятельным культурным направлением. Архитектура достигла наивысших успехов, оставив lasting след в искусствах многих других стран, что стало особенно заметным в последующих стилях.
Эволюция византийского искусства неразрывно связана с историей самого государства. Византия была основана на основе Восточной Римской империи, и 395 год считается условной датой её зарождения. Однако художественное развитие культуры началось лишь в 4-5 веках. Кульминацией существования византийского художественного наследия стала 1453 года, когда Византийская империя пала под натиском османских турков, что положило конец её существованию.
На месте древнего города Византия был построен Константинополь — новая столица Римской империи.
С течением времени Римская империя разделилась на Западную и Восточную, последняя из которых существенно стала ассоциироваться с Византией. Это название было дано данному образованию европейцами, которые стремились дистанцироваться от античной культуры. В то время как византийцы сами именовали себя ромами, что буквально означало «римляне», и рассматривали Константинополь как Второй Рим.
Византия смогла интегрировать лучшие достижения как ранней, так и поздней античности. Константинополь быстро стал одной из величайших столиц своего времени, не уступающей по величию Риму. Вдобавок к столице, такие города как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники также служили важными культурными центрами византийского влияния.
Византийцы стали одними из первых народов, принявших христианство, и именно Византия считается родиной окончательной формы ортодоксального православного христианства.
Империя достигла значительных успехов и в области права, когда император Юстиниан впервые систематизировал правовые нормы, что впоследствии нашло выход также в других странах этого времени.
В то же время культура Византии подверглась заметному влиянию как европейских, так и восточных стран-соседей.
История византийской культуры охватывает ряд взлетов и падений:
- Первый расцвет культуры Византии пришёлся на 5-7 века, когда завершился переход от рабовладельческой формы собственности к феодализму. В отличие от большинства европейских государств, в Византии существовала строгая централизация власти и налоговой системы. Этот период также характеризуется расцветом христианской веры и связанных с ней видов искусства, таких как архитектура, книгопись и иконопись.
- 8-9 века ознаменовали собой период упадка. Социальные противоречия между столичными и местными властями обострились, и начался процесс свержения культа икон, считавшихся пережитком идолопоклонства.
- 10-12 века — время восстановления искусства иконописи, когда Византия укрепила связи с Киевской Русью. Христианская церковь заняла доминирующую роль как в социальной жизни, так и в искусстве.
- 13 век стал одним из самых тяжёлых этапов для Византии. В ходе одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил VIII смог восстановить империю лишь в 1261 году.
- Последний культурный расцвет Византии пришёлся на 14-15 века и особенно отразился в художественной культуре, тесно связанной с эпохой Возрождения.
- В 1453 году Константинополь пал под натиском турок, что ознаменовало конец Византии.
Современные проявления направления
Даже после падения Константинополя и утраты своей государственной независимости византийское искусство продолжало распространяться и влияет на другие страны, став основой для развития более поздних художественных направлений.
Яркое влияние византийского стиля можно заметить в таких течениях средневекового искусства, как романский и готический стили.
Русско-византийский художественный стиль: от храмов и церквей до икон
В конце 19 — начале 20 веков византийский стиль вновь обрел популярность в Русской церковной архитектуре, что привело к возникновению нового направления — русско-византийского стиля. На территории России строилось множество храмов, строго следовавших византийским канонам и конструктивным решениям. Купола этих храмов часто имели приземистую форму и располагались на широком низком барабане. Главный, центральный купол значительно превышал по размерам остальные, которые лишь частично выступали за контур самого сооружения. Внутренние помещения таких храмов обычно не имели стен и перегородок, представляя собой единый церковный зал.
В современности византийский стиль часто применяется в интерьеры современных домов и виробами мебели.
Особенности
Византийский стиль по праву считается первым направлением архитектуры, основанным на купольных сооружениях. На протяжении многих веков он развивался в границах могущественной Византийской империи. Наиболее активное формирование стиля пришло на VI-XV века.
Историки до сих пор не пришли к единому мнению относительно конкретного места формирования данного стиля, хотя существует мнение о его древнеримском или восточном происхождении. Это кажется вполне логичным, учитывая, что в визуальном восприятии византийского стиля четко видны элементы обоих традиций.
Прежде всего, это наличие куполов, которые стоят на барабанах. Внутри такие купола традиционно декорируются полихромной мозаикой. Для перераспределения веса тяжёлого купола часто применяются паруса, которые позволяют равномерно распределить нагрузку между несколькими опорными столбами внутри здания.
В остальные элементы византийского стиля входят своды, арки, колонны и полукуполы. Византийский стиль стал, пожалуй, первым из западных, где конструкционные элементы даже очень функциональны и одновременно гармонируют с необычной палитрой оттенков. В оконных проемах часто встречаются арочные формы, которые закрываются монолитными плитами с большими проемами или решётками.
Двери в византийских домах изобиловали различными орнаментами, бордюрами и массивными рельефами, что значительно увеличивало ощущение фундаментальности и внушительности строения.
Позже для отделки зданий в византийском стиле начали использовать кирпичную кладку, активно применялась мраморная облицовка, а также возводились колонны и пилястры. В архитектуре выделяются карнизы и необычные формы окон. Со временем здания в византийском стиле уменьшали в размерах, но начали добавлять приделы — небольшие пристройки, которые располагались по сторонам, придавая сооружениям уникальность и оригинальность.
В конце XIX – начале XX века идеи византийской архитектуры нашли новое применение в русской храмовой культуре, где даже образовалось отдельное направление — русско-византийский стиль. В наши дни черты византийского стиля широко применяются в производстве мебели и оформлении современных, просторных домов и квартир.
Типичными чертами византийского стиля являются роскошное оформление и высокая изысканность форм. Яркая цветовая гамма была заимствована из восточной культуры, в то время как простота меблировки имеет корни у древних римлян, при этом византийское направление лишь частично упростило внешний облик мебели. В оформлении четко прослеживаются христианские мотивы.
Оформить дом в византийском стиле достаточно просто, поскольку каждый интерьер включает в себя:
- простую мебель, обтянутую яркими тканями;
- текстуры, типичные для восточных стран;
- обилие подушек;
- вазочки и другие декоративные элементы, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями или цветным стеклом;
- растительные орнаменты на дверных и оконных проемах;
- массивные светильники, подвешенные на золотых цепочках;
- персидские ковры.
Отделка
Основными строительными материалами для отделки обычно служили кирпич или камень, соединенные между собой цементным раствором. Внутреннее оформление византийского дизайна характеризуется помпезностью и требовало использования редких и дорогих материалов — чаще всего это была слоновая кость, редкие древесные породы, мрамор, гранит и, конечно же, золото. Широкое применение также находили обивки из восточных тканей, украшенные золотыми нитями.
Многие приемы в дизайне интерьера, используемый с древности до сегодняшний день, включают:
- обшивка стен деревянными панелями;
- оштукатуривание каменной кладки;
- развешивание занавесей на арочные окна.
В отделке широко используются цветное стекло и полудрагоценные камни, а также изделия из серебра или золота. Во внешнем декоре преобладают натуральный камень, гранитная плитка или штукатурка. Византийский стиль допускает декорирование стен с помощью шелка и других дорогих тканей. Что касается напольных покрытий, тот оно обычно обрабатывается многоцветной мозаикой, состоящей из мелких мраморных деталей или полудрагоценных камней.
Окна в интерьере домов византийцев были, как правило, большими и имели арочную вытянутую форму. Их драпировали византийским шелком, который выделялся среди прочих благодаря своему высокому качеству и контрастной вышивке.
Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС
Дополнительная скидка: 10% ( только до 28 октября )
К этой скидке мы можем добавить скидку вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).
На данный момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 66.687 образовательным учреждениям. Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов.
- Этот курс уже прошли 94 человека.
Курс профессиональной переподготовки
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «Изобразительное искусство и технология»)
Дополнительная скидка: 10% ( только до 28 октября )
К данной скидке мы также можем добавить скидку вашего образовательного учреждения, основанную на количестве ваших коллег, прошедших курсы «Инфоурок».
На данный момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 66.687 образовательным учреждениям. Чтобы узнать, какая скидка применяется для всех сотрудников вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучаются 141 человек из 53 регионов.
- Этот курс уже прошли 158 человек.
Курс профессиональной переподготовки
Подбор мебели
Существует два основных варианта меблировки данного пространства. Первый — это использование умеренной, строгой и функциональной меблировки в римском стиле. Второй — это использование низких, мягких, удобных восточных пуфов и мягких сидений, способствующих комфортному общению и отдыху.
В первом случае мебель изготавливается из дерева. Если элитные породы окажутся слишком дорогими, можно выбрать модели из обычной сосны.
Основные принципы дизайна:
- сдержанность;
- чёткие линии;
- отсутствие сложных декоров или резьбы;
- функциональность.
Восточная мебель, напротив, отличается большими размерами и удобством, подходящим для привычного полулежащего положения. Диваны и кресла имеют обширные сиденья, много подушек и мягкие подлокотники.
Некоторые современные мебельные компании выпускают целые коллекции, вдохновлённые этим стилем, что подтверждает его актуальность даже в сочетаниях с другими стилями.
В конечном итоге византийский стиль в интерьере отражает баланс между сдержанностью и пышностью.
Он объединяет суровость римской эстетики и восточную открытость и радушие. Поэтому для создания таких интерьеров необходимо глубоко понять и проникнуться традициями тех времён.
Особенно подобные интерьеры уместны в гостиных и спальнях, где необходимо создать атмосферу расслабления и спокойствия. Византийская палитра и удобство мебели буквально насытят такие помещения.
Византийская роскошь в интерьере
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса, вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal.
- Недавние записи
- Архив
- Друзья
- Профиль
- Воспоминания
Как выглядел византийский дом. Интерьер
Мы постарались представить, каким выглядел богатый византийский дом снаружи.
http://theofilakt.livejournal.com/57588.html Реконструировать внутренний вид такого дома гораздо сложнее.
Интерьеры дворца Циза и зала Роджера в Королевском дворце (оба в Палермо)
помогают нам создать представление о светских интерьерах Византии.
Дверь и банкетка здесь немного нарушают гармонию с общим стилем. «Родная» дверь, возможно, выглядела бы так.
Можно предположить, что в декоре активно использовались разнообразные облицовочные материалы,
включая мрамор и порфир, а также мозаика как из камня, так и из смальты.
Колонны могли не только поддерживать своды, но и служили декоративными элементами. Они имели различный окрас,
в зависимости от используемого материала.
Византийские мастера умели мастерски использовать натуральный рисунок камня
и создавать причудливые узоры.
Стены оформлялись мозаикой с сюжетами, взятыми из светской жизни.
Тронное место из Палатинской капеллы.
Вверху – Циз, внизу – Палатинская капелла.
Предположительно, в окнах могли быть установлены такие решётки.
Перекрытия, скорее всего, имели разнообразные формы, включая сводчатые.
Своды дворца Теодориха в Равенне.
Своды зала Роджера в Палермо, покрытые мозаикой.
Декор дворцов, безусловно, дополнялся роскошными шелковыми тканями.
Эти ткани использовались для драпировки аркад, так же, как это имело место в Древнем Риме.
Лёгкие аркады также наверняка украшали просторные залы дворцов.
Полы обычно были мозаичными и имели разнообразные узоры. В ранний период они почти не отличались от древнеримских.
Начиная с IX века стали популярны орнаменты в виде кругов и плетёных узоров. В центральной части круга часто вытачивали из цельного куска порфира, который в Византии имел особое значение. В этом камне были облицованы комнаты, где рождались византийские императоры, происходившие из «порфирового» рода.
Такой орнамент часто встречается в византийских и итальянских храмах,
но, вероятно, использовался и для украшения дворцов.
Реконструкция интерьера Золотого дворца в Венеции.
Мебель византийского стиля отличалась простыми формами, но была богато украшена.
К примеру, до наших дней сохранились образцы мраморных тронов, инкрустированных мозаикой.
Столы тоже имели простую форму. На верхнем фото показана стилизация из зала Роджера (или может и настоящий),
а на нижнем – алтарь, очень напоминающий обыденный стол. http://origenic.livejournal.com/256734.html
Внизу – столешница из зала Роджера.
Варианты и технологии правильной укладки плитки для тротуара, необходимые материалы и инструменты
Тротуарная плитка ценится своей практичностью, высокой прочностью, долговечностью и стойкостью к влаге и температурным колебаниям. Она не выделяет вредных веществ при нагревании, в отличие от асфальтового покрытия. Разнообразие форм, размеров, цветов и текстур этого строительного материала поражает воображение. Комбинируя различные виды плитки, можно создать эффектные покрытия. Укладка тротуарной плитки требует строго соблюдения всех строительных норм: если технологии укладки будут нарушены, покрытие быстро придёт в негодность.
Виды плитки для тротуара
Тротуарная плитка может быть вибролитой и вибропрессованной. Эти изделия различаются по методам изготовления. Вибролитые элементы создаются путём уплотнения раствора на вибростоле, тогда как вибропрессованная плитка создаётся путём сжатия смеси с вибрацией. Вибропрессованные изделия отличаются повышенной прочностью. Плитка изготавливается из бетонной смеси и глины с добавлением отсевов гранитных пород и пластификаторов. Самой прочной считается гранитная плитка, которая изготавливается из натурального гранита.
Изделия могут иметь ромбовидную, шестиугольную, прямоугольную, квадратную или клиновидную формы. Популярны фигурные изделия, такие как «Волна» (с волнообразными краями), «Клевер» (с полукруглыми выступами) и «Кость» (напоминающая катушку). Существует множество методов укладки ромбовидной плитки, создаваемых в различных формах (шестигранники, снежинки, звезды), позволяющих создать эффект 3D.
Советы по выбору
При создании садовых дорожек у коттеджей и загородных домов целесообразно использовать вибролитую плитку толщиной 40 мм. Вибропрессованные изделия лучше укладывать на участках с высокой нагрузкой (на площадях, тротуарах), их толщина должна составлять не менее 60 мм. Для укладки тротуарной плитки на проезжей части лучше выбрать гранитную плитку. Если тротуар будет подвергаться интенсивному движению легковых автомобилей, толщина покрытия должна составлять 70-80 мм. Для грузовиков — 100 мм.
Перед покупкой важно оценить качество плитки. На её поверхности не должно быть дефектов — отверстий, зазубрин или щербин. При ударе плиток друг о друга должен издавать звонкий звук; если звук будет глухим, следует отказаться от покупки. Не рекомендуется приобретать ярко окрашенные изделия или те, у которых есть пустоты. Чтобы проверить плотность плитки, попросите ее разбить. Убедитесь, что плитка ровная и не шатается.
Варианты укладки
Перед тем как приобретать плитку для тротуара, необходимо выбрать подходящий вариант укладки. На прямых и ровных участках проще всего выполнить линейную укладку. Эта технология укладки плитки является самой простой и позволяет экономно расходовать материал.
Линейная схема может быть горизонтальной, вертикальной, прямой или со смещением. При смещении рядов создаётся узор, напоминающий кирпичную кладку. Если использовать плитку разных оттенков, возможно создать эффект гусеничного следа. Иногда ряды плиток располагаются под углом к линии дорожки, что называется диагональной укладкой.
При применении диагонально-угловой схемы укладки появляется возможность сформировать рисунок «елочка» или «плетенка». Чтобы уложить «елочку», ряды плитки располагаются под углом 45° к оси дорожки. Плетенка формируется путем чередования горизонтальной и вертикальной укладки. Диагонально-угловая укладка отличается высокой прочностью и позволяет визуально уменьшить пространство.