При проектировании фрез разработчики исходили из необходимости не только вскрыть грунт, но и обеспечить обработку верхнего слоя с целью удаления длинных корней, которые образуются у многолетних сорняков. Для этого предлагаются различные схемы работы режущих и вычесывающих кромок в почве.
Виды фрез для мотоблока, правильная сборка и установка
В данной статье мы подробно рассмотрим все существующие виды фрез для мотоблоков, их основные функции и ключевые аспекты сборки. Следует отметить, что неправильная сборка фрез может привести к неэффективной обработке земли: техника будет работать рывками и оставлять необработанные участки, или вовсе окажется неработоспособной. Например, если лопасть зацепится за редуктор, работа будет невозможна. Сборка фрез может варьироваться от простой до достаточно сложной. Давайте разберёмся в этом подробнее.
Существует несколько типов и форм этого почвообрабатывающего инструмента, и детали сборки будут отличаться в зависимости от конкретного вида фрез.
Саблевидные
Саблевидные, или сабельные, фрезы — это наиболее распространенный и классический тип, который применяется на большинстве мотоблоков. Их прочность и практичность позволяют использовать их даже на мощной сельскохозяйственной технике для обработки больших площадей.
На фото ниже представлен классический вариант саблевидной фрезы:
Эти фрезы обладают рядом преимуществ, среди которых — наличие сменных лопастей. При необходимости можно снять одну лопасть, заточить, отремонтировать или заменить на новую. Крепление фрезы осуществляется при помощи болтов.
Каждая лопасть изготавливается как монолитная конструкция из единой полосы металла. На ней отсутствуют приваренные, заклепанные или прикрученные элементы, которые могут отвалиться под воздействием значительных нагрузок во время обработки почвы.
Геометрия каждой лопасти и их расположение друг относительно друга оптимально рассчитаны для того, чтобы режущие кромки легко входили в грунт и проходили его без дополнительных нагрузок на трансмиссию и двигатель. При этом земля эффективно рыхлится, поднимается и перемешивается, не остаётся необработанных полос. Весь обрабатываемый участок полностью перекрывается режущими кромками левых и правых ножей.
Фрезы изготавливаются из специальных прочных сплавов, которые прошли термическую обработку (закалку). Это делает их достаточно прочными и способными иметь определённую степень устойчивости к ударам, например, если они натолкнутся на камень.
Тем не менее, стоит отметить, что у разных производителей качество используемого сплава существенно различается.
Гусиные лапки
Этот вид конструкции появился много лет назад как самодельный инструмент, созданный для собственных нужд. Позже эта конструкция была замечена и, после ряда доработок, стала массово производимой для мотоблоков.
Преимущества данного исполнения по сравнению с классическими фрезами:
- Острые наконечники облегчают процесс вхождения в грунт, что особенно важно при работе с тяжелыми, плотными и пересохшими наделами. Мотоблоку намного легче управлять с этими фрезами;
- Трава и корни могут наматываться на них, но в значительно меньшей степени, чем на саблевидные фрезы, благодаря прямым стойкам, которые не препятствуют прохождению части волокон между ними.
Основной недостаток этого варианта заключается в возможном некачественном заводском исполнении отдельных изделий. Приваренные треугольные резцы могут отваливаться. В случае неудачной поломки одной фрезы, если узел выполнен как неразборный, потребуется заменять весь узел.
Эта фреза из-за прямого формы стоек более эффективно разрезает землю, чем поднимает, рыхлит и перемешивает. Здесь работают только треугольные резцы.
Спиральные
Спиральные фрезы являются разновидностью конструкций «гусиные лапки», предлагая другой подход к обработке грунта.
Функции фрез
Фреза представляет собой основной рабочий элемент, непосредственно осуществляющий обработку земли, и именно от её качества зависит успешность работы всего агрегата.
Острая часть фрезы проводит прорезь в земле, вращаясь и поднимаясь вверх. Лопатка захватывает и поднимает часть грунта, благодаря чему происходит рыхление, перемешивание и аэрация (насыщение кислородом) почвы — это и есть главная задача во время культивации.
Кроме того, лопасть может либо перерезать корни сорняков, либо захватывать их и вытаскивать наружу. В любом варианте это нарушает рост многолетних сорняков, размножающихся корнями.
Значение правильного выбора фрез
Многие начинающие садоводы полагают, что самым важным моментом является покупка качественного мотоблока, тогда как выбор фрез оказывается недооценённым. Такая ошибка может обойтись дорого, так как правильный выбор фрез оказывает огромное влияние на такие аспекты, как:
- Качество культивации. Использование качественных фрез может сделать обработку земли более эффективной, и иногда можно обойтись вообще без плуга;
- Экономия времени. Хорошие фрезы позволяют значительно сократить время, необходимое для обработки дачного участка;
- Лёгкость управления мотоблоком. Неправильно подобранные детали могут создать дополнительные трудности и повысить нагрузку на оператора во время работы с инструментом.
Кроме того, низкокачественные фрезы могут приводить к увеличенной нагрузке на редуктор мотоблока, что негативно сказывается на его долговечности и работоспособности. При выборе фрез необходимо учитывать множество факторов, включая мощность и тип обрабатываемого грунта.
Внимательно ознакомьтесь с особенностями своего мотоблока, ведь такие детали, как шплинт-стопор колеса, прицепные устройства, ВОМ или роторные машины и другие параметры имеют значительное значение.
Заводские фрезы
Заводские почвофрезы являются одними из самых популярных и востребованных на рынке. Эти модели идут в комплекте с заводскими мотоблоками. В зависимости от назначения и конструкции такие фрезы могут быть как собранными, так и разборными. В процессе выбора человек самостоятельно решает, какой именно мотоблок ему нужен, однако конкретный тип фрезы зачастую выбирается согласно уже установленному оснащению.
Конструкция фрезы может варьироваться в зависимости от производителя и других нюансов. Обычно она состоит из нескольких секций, соединённых между собой болтами. Ширина культивации является важным фактором при эксплуатации данного элемента и может изменяться в зависимости от добавления новых секций.
Заводская фреза обычно поставляется в комплекте с мотоблоком и подходит для стандартных задач. Однако следует помнить, что почвофрезы, производимые для китайских мотоблоков, могут не демонстрировать высокой эффективности. Если в процессе их производства использовался некачественный металл, могут возникнуть проблемы уже при первой обработке.
Например, пользователю будет крайне сложно управлять мотоблоком при обработке целинного участка. Кроме того, это создаст дополнительные нагрузки на редуктор, что негативно скажется на долговечности устройства.
Сборка внешней секции правой фрезы
5. Вставляем первый болт, накидываем шайбу, наживляем гайку
Сборку начнём с правой фрезы. Для этого приготовим любой вал, набор ножей для правой стороны и все необходимые крепежные элементы (болты, шайбы, гайки), а также инструмент.
Устанавливаем вал вертикально, с внешней секцией сверху (см. фото 2). Важно обратить внимание на два отверстия, которые размещены по центру на противоположных сторонах квадрата фланца и близко к краям, они обведены красными кружками.
Правило «двух отверстий»
Первый нож каждой секции можно разместить на фланце лишь двумя способами. Нож должен закрыть одно из двух отверстий, находящихся в центре на противоположных сторонах квадрата фланца, и быть при этом параллельным краю квадрата (см. фото 2 и 3).
Согласно этому правилу, сборка почвенных фрез становится настолько простой, что можно выполнять её с закрытыми глазами — это не шутка.
Прикладываем первый нож к фланцу так, чтобы его основание закрыло одно из упомянутых отверстий и оказалось параллельно краю фланца (см. фото 3). На этом этапе при сборке этой секции уже невозможно ошибиться. В дальнейшем берём второй нож и прикладываем его под углом к первому, так чтобы совпали крепежные отверстия (см. фото 4), одно из которых будет вторым отмеченным красным кружком. Теперь уже первый и второй ножи можно зафиксировать на валу. Для этого вставляем болт, шайбу с обратной стороны и фиксируем гайку (см. фото 5).
Третий нож прикладываем поверх первого и второго ножей (см. фото 7) так, чтобы отверстия совпадали. Затем в отверстия вставляем болты, добавляем шайбы с обратной стороны и закручиваем все три гайки, включая первую до этого наживленную, от руки (см. фото 8). В конце, уже инструментом, обеспечиваем окончательное затягивание всех крепежей.
Как правильно собрать фрезы на мотоблок?
Начинаем с сборки. Устанавливаем левую фрезу с левой стороны, правую — с правой. Соединяем их с помощью болтов. Не забывайте обязательно фиксировать все крепления с помощью граверных шайб.
Ставим следующую фрезу. Обратите внимание, это тоже левая фреза. В нашем случае мы собираем конструкцию из четырёх фрез в группе.
Первая группа фрез собрана. Теперь необходимо проверить правильность сборки.
Убедитесь, что режущая сторона находится спереди. То же самое касается и правой фрезы.
Следующая режущая сторона также должна оставаться спереди, все четыре фрезы установлены правильно.
Теперь приступаем к сборке следующей группы из четырёх фрез. В общей сложности нам нужно установить 24 фрезы.
Таким образом, произошло завершение сборки фрез, которые крепятся к правой стороне мотоблока или мотокультиватора.
В завершении ещё раз проверяем правильность сборки.
Как видно, режущая кромка находится спереди у каждой из фрез, включая все последующие.
Не забывайте, что перед установкой на мотоблок необходимо тщательно затянуть ключами все болты с гайками, чтобы гарантировать их надёжность и предотвратить возможность расшатывания во время работы.
Аналогичным образом производим сборку фрез, которые будут установлены с левой стороны мотоблока. Берём фрезу, направляем острую грань вперёд и убеждаемся, что она загнута в левую сторону. Таким образом, это левая фреза.
Определяем направление правой фрезы таким же образом и не забываем о гравере, чтобы крепить гайкой.
Таким образом продолжаем собирать оставшиеся две группы фрез.
Таким образом, обе полуоси с фрезами успешно собраны. Не забывайте, что необходимо обязательно затянуть все крепежные элементы при помощи ключей — в данном случае на 13.
Надеемся, что данная статья была полезна, информативна и помогла вам разобраться в процессе сборки фрез.
Нужно ли точить фрезы на мотоблок?
Любые почвенные фрезы являются самозатачивающимися инструментами. Заточка для них, как правило, не требуется, так как это может привести к повреждению конструкции. Однако в некоторых случаях, если фреза используется очень долго и начинает плохо обрабатывать землю, её можно подточить.
Почвофреза является важнейшим элементом каждого агрегата. Правильно собранные самодельные фрезы могут использоваться на современных мотоблоках, таких как Нева Мб 1 и Мб 2, МТЗ и других. Такие конструкции значительно облегчают обработку земли и упрощают выполнение сельскохозяйственных задач.
ФРЕЗА ДЛЯ МОТОБЛОКА СВОИМИ РУКАМИ – ВИДЕО
Фрезы для мотоблока, сделанные своими руками
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ, МАСТЕРИЦ И ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА ПО ДЕШЁВОЙ ЦЕНЕ. БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА. НАЛИЧИЕ ОТЗЫВОВ.
Ниже представлены другие записи по теме «Как сделать своими руками — домохозяину!»
- Доработка мотоблока своими руками – часть 2: навесное и приспособления, необходимое оборудование;
- Прицеп-багажник для мотоблока своими руками — как создать багажник вместо прицепа для мотоблока;
- Скребок на мотоблок своими руками — создание отвала для мотоблока для уборки;
- Фреза своими руками – преимущества самодельных конструкций и их использование;
- Самодельный культиватор своими руками (чертежи) — как изготовить культиватор самостоятельно;
- Подвеска для ножей своими руками — разработка подвески для ножей;
- Прицеп для мотоблока, который улучшает вспашку — усовершенствование для мотоблока, позволяющее пахать более эффективно.