По своей конструкции адаптер 4×4, предназначенный для работы с мотоблоком Нева, представляет собой достаточно простое устройство, состоящее из нескольких основных компонентов.
Как изготовить адаптер к мотоблоку своими руками: чертежи, видео и фото
Вы можете выбрать более легкий путь и приобрести готовый адаптер в магазине, особенно учитывая их многообразие и широкий ассортимент. Однако если у вас есть творческая техническая жилка, изготовление адаптера для мотоблока своими руками не станет для вас трудной задачей. Это также позволит вам значительно сэкономить средства, которые вы могли бы потратить на покупку готового изделия.
Основная часть адаптера изготавливается из прямоугольной трубы длиной 170 см. К ней приваривается поперечная труба длиной 50 см, на которую будут установлены стойки для колес адаптера. Высота этих стоек от их верхней точки до оси колеса составляет 30 см. Вы можете использовать колеса от обычной садовой тележки, а их внутренние втулки обработать на токарном станке. На втулки устанавливаются подшипники соответствующего размера.
Затем к втулкам колес адаптера и к центральной трубе следует приварить раскосы. Длина этих раскосов может варьироваться и зависит от угла, который вы намерены сохранить. Далее необходимо провести расчеты и сварить раму для навесного оборудования. Боковые трубы этой рамы соединяются со стойками колес с помощью крепежных болтов. Болты должны иметь достаточный диаметр, чтобы выдерживать различные механические нагрузки, возникающие при эксплуатации.
На заднем торце рамы для навесного оборудования необходимо приварить швеллер (№ 10) поперек. Длина заднего швеллера и боковых труб рамы составляет 40 см, благодаря чему рама приобретает квадратную форму. К раме также приваривается рычаг с тремя «коленами», имеющими длины 30, 50 и 19 см. Дополнительно на боковой части рычага устанавливается другой рычаг длиной 75 см, который служит для увеличения прилагаемого усилия.
Такой адаптер, сделанный своими руками, без проблем перемещается по земле при работе на неухоженной земле и пашне. К нему также можно изготовить специальный отвал для уборки снега. Спереди адаптера располагается сцепной узел, который также можно сделать самостоятельно или приобрести готовый.
Обратите внимание, что надежность как сцепки адаптера, так и самого мотоблока должна быть на должном уровне. Для повышения комфорта и удобства, к центральной трубе приваривается металлическая «нога», на которую устанавливается сиденье. Вот, собственно, и весь процесс.
Схема и устройство адаптера к мотоблоку
Адаптер к мотоблоку по своей сути является прицепом с сиденьем, построенным на основе двухколесной рамы. Его основная функция заключается в упрощении работы с мотоблоком, делая его более аналогичным мини-трактору и позволяя использовать его для транспортировки грузов.
Адаптер значительно снижает трудоемкость выполнения сельскохозяйственных работ и увеличивает эффективность использования мотоблока. Важно отметить, что тяжелые адаптеры бывают двух типов: длинные и короткие, которые могут объединяться с различными мотоблоками. Кроме этого, существует легкий адаптер, предназначенный для установки фрезы, который крепится к одному из колес мотоблока и отличается от тяжелого адаптера упрощенной конструкцией.
Адаптеры, являясь ключевым звеном в соединении мотоблока и навесных устройств, обычно оснащаются сидением, удлиненной или короткой станиной (дышлом) и сцепками. Конструктивно адаптер состоит из двух типов сцепок. Одна сцепка обеспечивает соединение адаптера с мотоблоком, а вторая предназначена для агрегатирования различных навесных орудий, таких как бороны, плуги, культиваторы и прочее. Соединение навесных устройств с адаптером, как правило, осуществляется при помощи одинарной сцепки, а рабочее положение навесных орудий устанавливается с помощью ручного привода.
На сегодняшний день существует множество различных моделей адаптеров, которые по основным характеристикам можно разделить на два основных типа: кузовные (универсальные) адаптеры, подходящие как для сельскохозяйственных работ, так и для грузоперевозок, а также бескузовные — предназначенные только для обработки разного рода грунтов.
К мотоблокам различной мощности можно подключать адаптеры с длинными или короткими дышлами. Адаптеры с короткими дышлами используются исключительно с легкими мотоблоками, а адаптеры с длинными дышлами подходят для тяжелых моделей. Как правило, все модели адаптеров оборудованы механизмами для регулировки ширины колеи, раздвижными дышлами и приводами для подъема и опускания навесного оборудования.
Необходимые инструменты и материалы
Создать адаптер с ручным управлением или адаптер-самосвал можно без привлечения сторонних специалистов. В первую очередь необходимо определиться с видом необходимого дополнительного оборудования. Следующий шаг — подготовка чертежей. Вы можете использовать уже готовые чертежи, основанные на инструкциях к мотоблокам той же марки, которые уже имеют адаптеры, или создать их самостоятельно. При выполнении своих чертежей следует уделить особое внимание главным элементам:
- управлению руля;
- раме;
- сиденью;
- порталу для адаптера;
- подвеске;
- сцепному механизму.
Когда чертеж будет готов, убедитесь, что у вас под рукой есть следующие инструменты:
- сварочный аппарат;
- дрель;
- шлифовальная машина;
- два колеса с осью;
- токарный станок;
- готовое сиденье подходящего размера;
- металлический профиль для рамы;
- стальной уголок и балки;
- крепежные элементы;
- болты и саморезы;
- шуруповерт;
- рычаги управления;
- круг металлосервиса с необходимыми отверстиями для сцепления;
- подшипники;
- средства для смазки и грунтовки.
Все перечисленные материалы и инструменты можно найти в ближайшем хозяйственном магазине. Если подходящее по размеру кресло отсутствует, вы можете приобрести каркас, обивку и основание для сиденья и изготовить его самостоятельно. Для этого необходимо плотно уложить набивку или наполнитель на каркас и закрепить обивку с помощью степлера. Также вы можете приобрести уже готовое пластиковое сиденье. После завершения всех подготовительных работ можно переходить непосредственно к производству адаптера.
Процесс изготовления
Адаптер — это не просто сиденье, а сложное устройство, состоящее из нескольких компонентов. В зависимости от типа адаптера, эти компоненты могут крепиться в различном порядке и количестве. Например, задний и передний агрегаты изготавливаются почти одинаково, но различаются способом соединения и методом сцепки в конечном итоге.
С подвижным сочленением
Данный тип адаптера проще всего изготовить в домашних условиях своими руками.
- Необходимо взять квадратный профиль длиной 180 см и поперек приварить отрезок стального листа размером 60 см.
- На раму и колеса устанавливаются раскосы, которые крепятся с помощью втулок. Для усиления основной рамы к ней приваривают дополнительную стальную балку.
- Для создания дополнительной балки используется швеллер №10, который изготавливается по чертежам с помощью сварочного аппарата.
- Раму, созданную на предыдущем этапе, приваривают к колесной оси. В качестве соединяющего элемента также применяется небольшой кусок квадратной металлической балки или стального уголка.
- На раму устанавливается первый рычаг управления, имеющий 3 колена. На этот рычаг устанавливается еще один, меньшего размера. Все операции выполняются с использованием сварочного аппарата.
- Оба рычага фиксируются между собой болтами для надежности.
После того, как основной подъемный механизм вашего адаптера будет готов, можно приступать к его сборке и соединению с самим мотоблоком.
- На центральную раму приваривают подставку под будущее сиденье из стального трубы.
- На нее сверху перпендикулярно крепят еще два аналогичных отрезка трубы, что обеспечит надежное закрепление сиденья на мотоблоке и минимизирует вибрации и тряску в процессе работы.
- Затем куски труб привариваются к раме, а сама сидушка крепится на них с помощью саморезов или болтов. Для обеспечения дополнительной надежности болты можно вкрутить не только в раму, но и в основание под сиденье.
- На передней части адаптера необходимо приварить готовое сцепное устройство.
По завершении данных работ адаптер полностью готов к эксплуатации. Если все было выполнено верно, вы получите полноприводный мини-трактор, который прост и удобен в использовании.
С рулевым управлением
Самодельный адаптер такого типа изготавливается даже быстрее, чем его предыдущая версия. Однако следует учесть, что этот вариант требует большего количества различных уголков и труб. Кроме того, такое навесное оборудование строится на основе рамы с уже готовой вилкой и втулкой. Это условие обеспечит свободное вращение мотоблока под воздействием руля. Последовательность действий такова:
- Раму изготавливают из стали требуемой длины и толщины. При помощи болгарки вырезаются заготовки нужного размера, которые затем соединяются между собой либо болтами, либо саморезами.
- При создании ходовой части нужно учитывать расположение мотора самого агрегата. Если двигатель находится спереди, то основной параметр — это размер колес, которые должны соответствовать колее. Колеса крепятся исключительно на задней части и привариваются к оси. Если мотор размещен сзади, то расстояние между колесами должно быть шире, и в этом случае стандартные колеса мотоблока снимаются, заменяются на аналогичные адаптеру.
- Для оси используется труба, на концы которой устанавливаются подшипники со втулками.
Инструкция по изготовлению адаптера
В этой части мы расскажем, как самостоятельно сделать передний адаптер с рулевым управлением для вашего небольшого трактора.
Для создания адаптера для мотоблока с рулевым управлением потребуются следующие материалы:
- Два одинаковых колеса на оси. Радиус колес должен составлять 15−18 дюймов. Вы можете использовать колеса даже от старой советской Волги.
- Подшипники для рулевого колеса и колонки.
- Стальной материал для рамы (швеллер, труба или уголок).
- Элементы крепежа (шайбы, болты и гайки).
- Смазочные материалы (литол или солидол).
- Расходные материалы (сверла, электроды, диски для болгарки).
- Комплект гаечных ключей.
- Болгарка.
- Сварочный аппарат.
- Дрель.
Перед началом работ стоит учесть, что колеса должны быть с оптимальным радиусом, чтобы обеспечить стабильность и маневренность адаптера.
Алгоритм действий
Теперь перейдем к созданию навесного оборудования для мотоблока.
Прежде всего, вам понадобятся чертежи, которые будут служить основой для крепления и изготовления всех частей. Чертеж схемы адаптера к мотоблоку от МТЗ можно разработать самостоятельно, особенно если вы обладаете соответствующими навыками. В противном случае, если вы сомневаетесь в точности ваших расчетов, вы смело можете обратиться к материалам в сети на специализированных сайтах или форумах. По этим материалам и отзывам опытных пользователей вы сможете создать самый простой адаптер для мотоблока своими руками.
Важно! Прежде чем начинать работы по чертежам, обязательно проверьте соответствие размеров и авиационные меры.
Для изготовления рулевого адаптера для мотоблока вам потребуется рама со втулкой и вилкой, что обеспечит свободное вращение мотоблока с моторным управлением.
- Процесс начинается с конструкции рамы. Ее можно изготовить из нарезанных кусков стали нужной длины. Металл можно нарезать с помощью болгарки и соединить элементы посредством электросварки или болтов.
- Далее осуществляется создание ходовой части. Если мотор вашего мотоблока спереди, тогда размер колеи должен основываться на размерах основных колес. Задние колеса присоединяются к раме с помощью оси, которую можно создать из фрагта трубы подходящей ширины. На концах этой трубы устанавливаются подшипники со втулками для крепления колес. Если двигатель расположен сзади, то ширина колеи должна быть больше, иначе минитрактор не сможет обеспечить стабильное движение во время работы. В этом случае лучше будет снять стандартные колеса мотоблока и установить более широкие для улучшения устойчивости.
- Для создания руля к агрегату вам не понадобится дополнительно снимать рукоятки автомобилей или мотоциклов. Вам подойдет простая рукоятка, которая позволит оператору управлять минитрактором как мотоциклом. Однако, с ней оператор не сможет нормально задним ходом, поэтому лучше будет установить рулевую колонку на минитрактор для повышения удобства.
- При использовании цельнометаллической рамы рулевое управление будет интегрироваться с передней осью мотоблока. Постараться сделать шарнирно-сочлененную опору, которая позволит управлять передней полурамой целиком под воздействием руля. Для этого необходимо прикрепить зубчатую шестерню к передней полураме, а вторую шестерню установить на рулевую колонку.
- Сиденье, которое можно снять с легкового автомобиля, стоит приварить к рамной основе посадки. Обратите внимание, чтобы оно регулировалось, это важно особенно при управлении передним адаптером, соединенным с мотоблоком.
- Если вы собираетесь использовать минитрактор для работы с плугами или культиваторами, понадобится дополнительно приварить кронштейн. Для работы с такими навесными орудиями нужно будет также установить гидравлическую систему. Насос к ней можно легко демонтировать с сельскохозяйственной техники. Если планируете использовать адаптер для полуприцепов, не забудьте установить фаркоп на задней части рамы, который также можно взять от легкового автомобиля.
- Сцепку можно сделать и самостоятельно. Вам понадобятся чертежи, которые вы можете без труда найти в статьях по данной теме. Мы подробно расскажем, как именно создать сцепку.
Работа на мотоблоке с рулевым управлением
Расскажем о некоторых особенностях управления мотоблоком с рулем и почему при сборке обычно рекомендуется именно такой вариант. Не зря данный тип обычных и самодельных машин пользуется огромной популярностью, ведь он предлагает множество преимуществ:
- оператору не нужно будет тратить силы на следование за минитрактором;
- тяговая мощность оборудования используется на все 100%;
- минитрактор становится более маневренным и функциональным;
- больше не нужно будет дополнительно транспортировать мотоблок для обработки удаленных участков, можно просто доехать, как на обычном автомобиле;
- управление становится более простым и удобным по сравнению с другими вариантами;
- не нужно держать в руках тяжелый и громоздкий агрегат в воздухе;
- появляется возможность быстро разобрать и собрать устройство;
- компоненты управления значительно не модифицируются при переделке;
- удобная сбалансированность по осям.
О шумах в работе трактора и других общих аспектах упоминать не будем. Отметим один важный недостаток: недостаточная устойчивость, связанная с подвижной сцепкой. Однако преимущества, безусловно, перевешивают недостатки.
Различные варианты самоделок, включая ручное управление
Теперь представим несколько полезных и интересных видео, которые могут вдохновить вас на создание своей конструкции.
Задний привод с рулевым управлением
Автор этого видео создал адаптер переднего типа из профильной трубы для мотоблока мощностью 9 л.с., в результате чего получился настоящий минитрактор. Это интересный вариант, который стоит обязательно посмотреть, так как автор делится множеством идей и полезных советов, рассказывая, как и из чего все было сделано.
Передний привод
В этом видео можно увидеть процесс создания адаптера с задним приводом. Рама выполнена из труб, хотя мы не рекомендуем данный вариант. Установлены тяжелые сидения и колеса от автомобиля, что для мощного мотоблока не критично. Все сделано из подручных материалов, стоимость таких решений весьма низкая. Интересный вариант, который имеет свои плюсы и минусы. На видео представлены различные этапы работ.
Рекомендации по эксплуатации самодельной приставки
Особых рекомендаций по эксплуатации самодельной приставки нет, однако стоит помнить о следующих моментах:
- Запрещено передвигаться по дорогам общего пользования, чтобы избежать штрафов от ГАИ.
- Имейте в виду, что мотоблок с адаптером обладает плохой устойчивостью и может легко перевернуться, даже когда вы этого не ожидаете.
- Не перегружайте кузов адаптера.
- Регулярно следите за состоянием сварочных швов, особенно в первые два года эксплуатации.
- Каждый год проверяйте затяжку болтовых соединений.
- Несколько раз в год проводите осмотр состояния подшипников ступиц и, при необходимости, заменяйте их.
- Поддерживайте резину в ухоженном состоянии, так как мотоблок способен развивать скорость более 20 км/ч, и разрыв покрышки на высокой скорости может быть очень опасен.
Создание адаптера для мотоблока своими руками может значительно сэкономить деньги: стоимость нового устройства в магазине начинается от 17 тысяч рублей. Главное — четко следовать инструкции и задавать вопросы в случае их возникновения в комментариях.
Сейчас читают
Передний адаптер
Конструктивно передний адаптер схож с предыдущим видом, однако его механизм сцепки расположен сзади. Это позволяет создать полноценный передний адаптер для мотоблока марки Нева. Данная конструкция полностью разбирается, что значительно упрощает ее транспортировку. Разумеется, стоимость дополнений к агрегату устанавливается отдельно.
Технические характеристики переднего адаптера:
- длина — 190 см;
- ширина — 81 см;
- высота — 140 см;
- дорожный просвет — 30 см;
- ширина колеи — 75 см;
- максимальная скорость — около 10 км/ч;
- общая масса — 65 кг.
Стоимость такого устройства примерно равняется 27 тысячам рублей.
Как изготовить своими руками
Конечно, приобретение готового адаптера для мотоблока, который уже готов к работе, является удобным и простым решением. Однако такие устройства стоят довольно дорого, и не каждый фермер или дачник сможет позволить себе такую покупку. Поэтому многие задаются вопросом, как изготовить адаптер собственноручно.
Это абсолютно реально, и в интернете можно найти множество рекомендаций по самодельному изготовлению адаптеров. Более того, существуют и разнообразные чертежи, которые помогут вам детально разобраться с конструкцией устройства. Используя эту информацию, вы сможете создать такой агрегат в домашних условиях, имея в своем распоряжении минимум инструментов и материалов. Для создания самодельного адаптера вам понадобятся следующие материалы:
- сварочный аппарат;
- колесная пара;
- металлические уголки и листы;
- сиденье водителя;
- крепежные соединения, трубы из металла.
Перед началом работ обязательно ознакомьтесь с готовой схемой. На ней должны быть указаны и учтены нагрузки для различных частей рамы и общие размеры устройства. Теперь можно переходить непосредственно к производству конструкции.
Процесс работы состоит из нескольких этапов:
- Берем квадратный металлический профиль длиной примерно 1800 мм. Поперек него привариваем такой же стальной лист, только меньшего размера — около 600 мм. К этому полотну профиля потом будут крепиться колесные стойки, высота которых должна составлять около 300 мм.
- После этого необходимо прикрепить раскосы. Их крепят к центральной раме и к колесам. Угол их расположения относительно рамы может быть любым, на ваше усмотрение. Дополнительно к металлическому профилю приваривается балка для укрепления рамы.
- Рама для навесного оборудования складывается из швеллера № 10.
- Она соединяется с колесной осью с помощью куска квадратной трубы, а швы сварятся сварочным аппаратом.
- После чего к раме приваривается рычаг управления с тремя коленами (длиной 200, 350 и 550 мм).
- На рычаг также крепится дополнительный (длиной 800 мм), для регулировки усилия.
- Рычаги соединяются между собой обычными болтами.
Первый этап завершен. Переходим ко второму.
Работа с конструкцией адаптера
Теперь переходим к работам с вашим адаптером. Для этого выполняем следующие действия:
- К центральной раме нужно приварить отрезок трубы диаметром 300 мм — это будет подставка для водительского сидения.
- Сверху этой подставки аналогичным образом свариваются еще два куска трубы, перпендикулярно. Это создаст необходимую жесткость и предотвратит отрыв сидячей части в процессе работы. Сиденье может быть как готовым, так и изготовленным собственноручно из фанеры и поролона по вашему усмотрению.
- Сиденье крепится к поперечным кускам трубы, которых мы приварили к самой подставке, а также к подставке под сиденье. Для крепления используются обычные болты.
- На передней части адаптера привариваем механизм сцепки с мотоблоком, после чего работа завершается.