Выбор мотоблока должен основываться на таких критериях, как площадь обрабатываемой территории, многозадачность устройства и свойства почвы. Важно, чтобы мотоблок обладал достаточной мощностью для качественного обслуживания почвы. Однако не стоит приобретать слишком мощный аппарат, если размер вашего дачного участка составляет всего 6 соток.
Как выбрать мотоблок? Рейтинг мотоблоков!
Мотоблок — это специализированный агрегат, предназначенный для обработки больших площадей земли, когда нужно выполнять различные сельскохозяйственные операции. На белорусском рынке представлено множество моделей мотоблоков с различной комплектацией. В данной статье мы обсудим, какие характеристики имеют ключевое значение для производительности мотоблоков, а также перечислим лучшие модели в рейтингах.
Отличие от культиватора
Культиватор представляет собой агрегат, который выполняет обработку почвы с использованием фрез. Обычно его применяют на небольших участках земли, площадью от 4 до 6 соток. Ранее такие устройства имели мощность не более 6 л.с. и вес до 65 кг, при этом нередко колеса не устанавливали для снижения итоговой стоимости. Однако в последние годы китайские производители начали предлагать культиваторы с колесами и моторами мощностью до 18,5 л.с., вес которых превышает 170 кг.
При сравнении мотоблоков и культиваторов следует отметить, что вторые пассажиры отстают по качеству применяемых деталей. Их редукторы не отличаются высокой надежностью и могут начинать выходить из строя уже на второй год работы. У некоторых моделей культиваторов отсутствует рамная конструкция, что ставит под угрозу их долговечность.
Мотокультиваторы, как правило, не в состоянии работать с активным навесным оборудованием, поскольку на большинстве моделей отсутствует вал отбора мощности (ВОМ). Даже если такой механизм установлен, он может либо постоянно вращаться, либо потребовать специфическое оборудование, что часто имеет несовпадающие диаметры. Осознание этого ограничения значительно отделяет мотоблоки от культиваторов. По этой причине культиваторы лучше всего подходят для работы с легкими почвами и небольшими участками, тогда как для более серьезных задач следует выбирать мотоблок.
Классы мотоблоков
Процесс выбора техники становится значительно проще, когда вы понимаете предполагаемый объем предстоящих работ. В соответствии с площадью обрабатываемых земель, мощностью двигателя и общим весом, мотоблоки разделяются на три основных класса: легкие, средние и тяжелые. Рассмотрим каждый из классов подробнее.
Легкие мотоблоки способны обрабатывать до 20 соток земли. Обычно их масса составляет от 60 до 80 кг, а мощность находится в диапазоне 5-7 л.с. Эти модели могут быть оснащены фрезами, грунтозацепами и удлинителями осей. Легкие мотоблоки имеют хорошую грузоподъемность — могут транспортировать грузы весом до 300 кг, и успешно используют активные навесные приспособления. Но из-за малой массы они не рекомендуются для работы с тяжелыми и плотными почвами. Чаще всего такие мотоблоки выбирают для дачи и небольших земельных участков, они занимают ведущие позиции в рейтингах сельскохозяйственной техники для малых хозяйств.
Средние модели мотоблоков могут обрабатывать участки площадью до 50 соток. Значение их веса колеблется в пределах 80-120 кг, а мощность достигает 10 л.с. Эти устройства легко справляются с тяжелыми почвами, могут использовать разнообразное навесное оборудование и перевозить груз массой до 500 кг. Благодаря своим хорошим характеристикам при относительной легкости эти мотоблоки особенно популярны среди дачников и занимают высокие позиции в рейтингах.
Тяжелые мотоблоки способны обслуживать участки площадью до 1 гектара. Их вес варьируется до 240 кг, а мощность двигателей составляет 9-13 л.с. Такие машины имеют свою специфику и высокую цену, сопоставимую с стоимостью навесного оборудования. Тем не менее, за счет высокой производительности и надежности, тяжелые мотоблоки часто выбирают профессиональные фермеры.
Устройство мотоблока
Мотоблок состоит из четырех основных частей: ходовой части, двигателя, трансмиссии и органов управления. Рассмотрим каждый из этих элементов подробнее.
Тип двигателя
Современные мотоблоки чаще всего комплектуются 4-тактными бензиновыми или дизельными двигателями, каждый из которых предназначен для определенных задач.
Бензиновый двигатель отличается простой конструкцией и эффективной экономией топлива. Он довольно надежен и обладает хорошими показателями производительности. В Беларуси представлена широкая линейка бензиновых двигателей, что облегчает выбор подходящего мотоблока в зависимости от производительности. Обычно бензиновые двигатели комплектуются воздушными фильтрами двойной очистки и датчиками уровня масла.
Как правило, такие двигатели устанавливаются на легкие и средние модели.
Дизельные двигатели популярностью не пользуются так, как бензиновые, в первую очередь из-за их высокой стоимости. Их обслуживание также требует значительных вложений, однако у них есть свои неоспоримые преимущества:
- Высокий крутящий момент на низких оборотах, что дает возможность справляться с плотными почвами;
- Отличная тяговитость;
- Более высокая производительность, чем у бензиновиков;
- Сильная надежность;
- Долгий моторесурс;
- Экономный расход топлива.
Дизельные модели комплектуются наказами двойной очистки, высокопроизводительными топливными насосами и декомпрессионным клапаном для упрощенного запуска.
Дизельные двигатели предназначены в основном для мотоблоков среднего и тяжелого классов.
Таблица возможностей мотоблоков и культиваторов
Ремень или ВОМ
Эти элементы мотоблока являются ключевыми для расширения функциональных возможностей техники. Разберемся в их отличиях.
В случае ременного сцепления мощность передается при помощи ремня, охватывающего ведущий и ведомый шкивы, а для приведения узла в действие используется натяжной ролик. Обычно производители мотоблоков предпочитают такой механизм за его простоту в обслуживании, невысокую стоимость ремонта, безопасность и хорошую совместимость с навесным оборудованием. Однако нужно следить за состоянием ремня, чтобы избегать его соскока.
ВОМ, или вал отбора мощности, передает силу через коническое многодисковое сцепление, промежуточный и первичный валы в коробке передач. Этот более сложный механизм пришел в мотоблоки из тракторов, благодаря чему он очень эффективно работает. Однако такая система требует больших вложений при покупке и обслуживании. К тому же КПД мотоблоков с ВОМ значительно выше, что делает их более популярными. Кроме того, на них можно использовать активные навесные устройства без страха быстрого износа комплектующих. Обычно такие валы устанавливают на устройствах среднего класса.
Возможности мотоблока с ВОМ и ремнем
Наличие ременной передачи или вала отбора мощности позволяет использовать на мотоблоке не только пассивное навесное оборудование (например, окучники, плуги, бороны и рыхлители), но и активное. К активному навесному оборудованию относятся картофелесажалки, картофелекопалки, косилки, дровоколы, насосы для воды, снегоуборщики, кормодробилки и прочие устройства.
Редуктор
Редуктор также играет ключевую роль и бывает четырех типов:
- червячный;
- цепной;
- шестеренчато-цепной;
- шестеренчатый.
Каждый из этих типов редукторов имеет свои достоинства и недостатки.
Червячный редуктор представляет собой простую конструкцию, состоящую из червячного механизма и шестерни. Он обладает высоким КПД, однако не рекомендуется для длительного и нагрузочного использования. Червячные редукторы часто встречаются на легких мотоблоках. Несмотря на свою доступную цену, они не славятся высокой надежностью.
Разнообразие агрегатов
- Сверхлегкие мотоблоки (культиваторы). Эта категория включает агрегаты весом до 20 кг, которые используются исключительно для рыхления почвы с помощью поставляемых в комплекте фрез. Меньшая ширина обработки (до 30 см) позволяет работать с узкими бороздами и междурядьями. Небольшие размеры и вес таких моделей предполагают высокую маневренность и легкость в транспортировке и хранении. Они идеально подходят для обработки клумб и небольших грядок, особенно в теплицах. Могут быть оснащены четырехтактными, двухтактными бензиновыми или электрическими двигателями.
- Легкий мотоблок (универсальный).. Обычно весит до 50-60 кг и оснащен в основном четырехтактным бензиновым двигателем. Эти модели отличаются повышенной производительностью по сравнению с сверхлегкими и позволяют использовать различное навесное оборудование, например, плуги, окучники или грунтозацепы. Также они имеют трансмиссию, позволяющую задний ход и несколько скоростей. Но функционал остается ограниченным, а ширина и глубина обработки незначительны. Такие мотоблоки отлично подходят для работы на компактных участках, где требуется высокая маневренность.
- Средние мотоблоки — представляют собой достаточно обширную категорию, в которую входят мотоблоки с весом от 60 до 100 кг и мощностью от 6 до 13 л.с. Эти агрегаты комплектуются четырехтактными бензиновыми или дизельными двигателями и коробками передач с двумя передними и одной задней скоростью. Средние мотоблоки обладают широким функционалом и могут быть оборудованы валом отбора мощности, что позволяет подключать активное навесное оборудование. Они могут обрабатывать большие площади, включая плотные и сложные почвы, и могут использоваться для буксировки прицепов или пахотных модулей.
- Тяжелые мотоблоки. Такие устройства предназначены для профессионального использования, например, в фермерских хозяйствах. Их большой вес (от 100 кг), мощные двигатели и трансмиссия, рассчитанная на серьезные нагрузки, позволяют быстро и качественно обрабатывать большие земельные участки, а также работать в течение длительного времени без перерывов. Кроме того, к ним можно подключать широкий спектр активного навесного оборудования.
Классификация. Любительская, полупрофессиональная и профессиональная техника
Класс мотоблока определяется его функционалом, качеством выполнения и объемом работ.
Мотоблоки любительского класса являются наиболее востребованным и доступным типом сельскохозяйственной техники. К этой категории относятся сверхлегкие, легкие и средние мотоблоки и культиваторы. Эти агрегаты успешно выполняют свои функции на дачных и прочих земельных участках, где не требуется высокая производительность на уровне коммерческих объемов. Если обеспечить правильное использование и обслуживание, такая техника прослужит длительное время.
К профессиональному классу относятся тяжелые мотоблоки и некоторые средние модели. Эти устройства разработаны для работы с серьезными нагрузками. Они выделяются большим весом, мощными двигателями и надежной трансмиссией, что позволяет использовать их с высокопроизводительным навесным оборудованием. С помощью таких мотоблоков можно обрабатывать гектары земли и эффективно работать с почвами любой сложности. Важно учитывать, что такая техника и навесное оборудование имеют высокую цену, сложную конструкцию и требуют навыков работы.
Производитель силового агрегата
Помимо описанного разнообразия двигателей, важным аспектом является и производитель двигателя. Бренд силового агрегата напрямую влияет на стоимость мотоблока. Наиболее распространенными и доступными являются двигатели китайских брендов (Lifan, Loncin, Zongshen и других). Они, как правило, обладают хорошей надежностью, внушительными техническими характеристиками и высоким уровнем доступности запасных частей, что делает их особенно привлекательными для пользователей.
Модели от более известных производителей, таких как Yamaha, Honda, Briggs & Stratton и др., пользовались популярностью на протяжении многих лет благодаря своей надежности, прочности и долговечности. Тем не менее, даже такие мотоблоки со временем нуждаются в ремонте и обслуживании, что может обернуться большими затратами по сравнению с китайскими аналогами. Также может возникнуть сложность в поиске сервисных центров и дефицит запасных частей. В целом, как двигатели китайских, так и известных брендов схожи по своим характеристикам и справляются с поставленными задачами. Вопрос выбора, как правило, заключается в соотношении между сроком службы и стоимостью обслуживания и ремонта двигателей.
Категории мотоблоков
Обсуждение выбора мотоблока можно продолжать бесконечно, ведь нюансов действительно очень много. Однако избыточно длинные статьи сложно воспринимаются, и некоторые моменты все равно останутся упущенными. Тем не менее, основные аспекты мы точно рассмотрим, чтобы вы могли получить общее представление о том, как избрать оптимальный мотоблок для своего участка. В первую очередь важно сразу определить категорию мотоблока, что значительно упростит ваш выбор, отсеивая многие ненужные модели. Мотоблоки разделяются на три категории:
- Легкие. Эти устройства не обладают большой мощностью и количеством дополнительных опций, отличаются малым весом и доступной ценой. В данной категории представлено много узкоспециализированных моделей, которые являются очень маневренными, что особенно удобно для выполнения определенных работ. Для серьезных задач такие мотоблоки не подходят, однако, если у вас участок площадью до 25-30 соток, то легкая модель может стать оптимальным решением. Следует лишь учесть, что в этой категории встречаются маломощные моделей, которые могут с трудом справляться с плотной и тяжелой почвой. Однако в целом для дачных участков легкие модели являются самыми подходящими.
- Средние. Эти устройства обойдутся дороже иPesате на более серьезные задачи, однако большинство моделей уже имеют высокую универсальность. Они отлично подходят для больших участков, но всё еще могут не обладать достаточной мощностью для фермерских хозяйств. Тем не менее, такие мотоблоки часто выбираются фермерами как дополнительное средство для выполнения определенных задач. Если ваш участок меньше 20 соток, то покупка мотоблока из этой категории может лишний раз не оправдаться, разве что вы ищете функции, отсутствующие в легких моделях.
- Тяжелые. Констатируем, покупка таких мотоблоков для маленьких дачных участков имеет смысл только в случае наличия избытка средств и пространства для хранения. В эту категорию входят мощные и универсальные устройства, способные заменить мини-тракторы в фермерских хозяйствах. Они способны выполнять любые задачи, что подразумевает необходимость приобретения дополнительного оборудования, так же как в случае с легкими моделями. Кратко говоря, тяжелые мотоблоки предназначены исключительно для профессионального использования.
Характеристики и параметры мотоблоков
Определившись с категорией мотоблока, вам необходимо обратить внимание на его параметры. В некоторых случаях можно было бы писать отдельные статьи об отдельных характеристиках, однако мы постараемся уделить внимание самым важным моментам и сделать это кратко. На наш взгляд, при выборе не стоит углубляться во все детали, многие из которых касаются исключительно эксплуатации. Однако перейдем к делу.
Мощность двигателя
После определения категории каждого мотоблока важно обратить внимание на диапазоны мощности их двигателей. Здесь можно долго рассуждать и сравнивать, но давайте кратко обозначим основные рекомендации:
- Двигатель мощностью от 2,5 до 3,5 л.с. подходит для участков площадью до 20 соток;
- Мощность от 3,5 до 5 л.с. будет адекватной для участка до 60 соток;
- Показатели от 5 до 6,5 л.с. предназначены для обработки участков до 1 гектара;
- Для участков, превышающих гектар, стоит рассматривать модели от 9 л.с.
Эти данные являются усредненными, и на них стоит ориентироваться, принимая во внимание, что это относится к нормальной производительности обработки грунта (например, вспашка), не слишком быстрой, но и не слишком медленной. Для проведения других видов работ может понадобиться другая мощность, поэтому также важно учитывать свойства почвы. Обработка уже рыхлой земли, ранее неоднократно обработанной, значительно отличается от работы с необработанным грунтом, тем более если он тяжелый и плотный.
Тип двигателя
В данном случае вам доступен выбор между дизельными и двумя типами бензиновых двигателей (двухтактный и четырехтактный). Если сократить всю информацию до минимума, то можно просто отметить, что дизельные двигатели характеризуются более высокой массой, большей стоимостью, долгим сроком службы и надежностью. Тем не менее, у дизельных моторов есть свои недостатки: их сложнее заводить, они издают больше шума и вибраций, а также дорого обходятся в обслуживании. В свою очередь, бензиновый двигатель ведет себя иначе, и над выбором между двухтактными и четырехтактными двигателями сейчас слишком много рассуждений. В большинстве случаев современные мотоблоки уже оборудованы четырехтактными бензиновыми двигателями, поэтому в этой части выбора вопросов затруднений не должно возникнуть. Но стоит учитывать, что разница между двумя типами двигателей не будет особенно заметна для большинства пользователей, особенно в бытовых целях.
Двигатель является основной (а, зачастую, и самой дорогой) компонентой мотоблока. При выборе мотоблока стоит обратить внимание на его моторесурс: чем он выше, тем реже потребуется техническое обслуживание. Однако более надежные двигатели, как правило, будут стоить дороже, и рекомендации производителей пренебрегать не следует.
Вал отбора мощности
Вал отбора мощности, или ВОМ, служит для подключения дополнительного оборудования. Он передает вращение от двигателя на навесные устройства, и не всегда его наличие обязательно, поскольку в некоторых случаях можно обойтись без него. Тем не менее, без ВОМ не получится осуществить такие операции, как косить траву, копать картошку или использовать мотоблок в качестве пульверизатора. Заметим, что у многих моделей возможность включения и выключения вала отсутствует, что означает, что он будет постоянно вращаться, когда работает двигатель. Однако его выступающая часть часто закрывается специальной крышкой для обеспечения безопасности, если вал не используется.
Стоит отметить, что у легких моделей вал отбора мощности почти всегда отсутствует, что значительно ограничивает их функционал. Вал может находиться как сзади, так и спереди, что обязательно нужно учитывать при приобретении оборудования. Например, если планируется установить ведро спереди, то заднее расположение вала не позволит это сделать. Кроме того, существуют нюансы относительно конструкции ВОМ, которые стоит учитывать при выборе, но эта тема требует отдельных обсуждений. В общем, основные моменты, которые следует учитывать, уже приведены выше.
Мотоблоки
Для больших хозяйств используется разнообразная техника, специализированная для выполнения тех или иных операций. Однако для частного озеленения и маленьких фермерских хозяйств такой подход требует избыточных затрат. Им нужна универсальная и доступная машина, которая может выполнять различные задачи — такими картинами является мотоблок. Мотоблок — это универсальное мобильное устройство, предназначенное для выполнения сельскохозяйственных и многих других работ. Характеризуется наличием бензинового или дизельного двигателя, наличием лишь одной колесной оси (иногда у мотоблоков имеется и дополнительное колесо), которое приводит устройство в движение, а также большим ассортиментом сменных навесных устройств, позволяющих осуществлять самые различные по своей сути работы.
Вспашка земли мотоблоком
Назначение
Мотоблоки предназначены в первую очередь для обработки почвы, выполняя такие операции, как вспашка, культивирование, окучивание, боронование, нарезка борозд, а также посадка и уборка различных сельскохозяйственных культур. Умело управляя мотоблоком, можно также использовать его для выполнения большого количества других задач — от кошения травы и стрижки газонов до рытья канав, подметания территории, транспортировки грузов или даже вмешательства в зимний сезон, например, для уборки снега или перекачки воды. В качестве привода мотоблок может применять практически любое устройство, предназначенное для решения сельскохозяйственных, строительных и бытовых задач.
а — мотоблок, б — мотокультиватор, в — минитрактор
По своим возможностям и функционалу мотоблок занимает промежуточное положение между мотокультиватором и минитрактором. В отличие от мотокультиватора, мотоблок является универсальным устройством и работает, создавая тяговое усилие за счет движения двигателя на приводных колесах, тогда как мотокультиватор — это специализированная техника, разработанная в основном для рыхления — то есть для обработки поверхностного слоя земли без переворота.
Главное отличие мотоблока от трактора заключается в наличии только одной оси и отсутствии сидения для оператора — в процессе работы пользователь держит мотоблок за ручки и идет за ним. Но стоит понимать, что при установке прицепа на мотоблоке можно управлять агрегатом, сидя на специальном сиденье. Есть модели сверхтяжелых мотоблоков, обладающие третьим колесом и сиденьем, которые в некотором аспекте являются гибридом между мотоблоком и минитрактором.
Классификация
В общем, мотоблоки классифицируются в основном по мощности своих двигателей. Эта классификация достаточно условная и трактуется различными производителями по-разному. Иногда приводятся классификации, по которым мотоблоки делятся на 3, а порой даже 4 класса. При этом в категорию мотоблоков иногда включаются и мотокультиваторы, относимые к легкому классу устройств. Если рассматривать главным образом мотоблоки как отдельный класс машин, то их разумно разделить всего на два класса — легкие (от 5,5 до 6,5 л.с.) и тяжелые (свыше 7 л.с.). При этом стоит помнить, что даже легкие мотоблоки не могут весить менее 50-60 кг, так как излишне легкие агрегаты просто не смогут выполнять свои функции, так как будут проскальзывать на земле. Чем тяжелее и мощнее мотоблок, тем выше вероятность, что он сможет обрабатывать землю на необходимую глубину, вне зависимости от ее характеристик.
Классы мотоблоков
Мотоблоки разделяются на три основные категории: легкие, средние и тяжелые. Эта классификация довольно условная, но основные критерии — это снаряженная масса аппарата, мощность двигателя и ширина обработки за один проход.
Как устроен мотоблок
Силовую основу конструкции мотоблока составляет редуктор с рамой, на которые устанавливаются остальные компоненты. На раму ставится двигатель, к которому затем крепятся топливный бак и воздушный фильтр в отдельном корпусе. Спереди рамы иногда может находиться труба для крепления навесного оборудования, а сзади — кронштейн для сцепного устройства. У мотоблоков с ременным сцеплением сбоку от двигателя установлен двух- или трехручейковый шкив для передачи мощности и подключения различных активных приспособлений. Руль, включающий органы управления — рычаг газа, кнопку включения/выключения зажигания и рычаг сцепления — располагается на редукторе. Отдельно от руля находится рычаг переключения скоростей в коробке передач, которая зачастую помещается в один корпус с редуктором. Колеса или фрезы устанавливаются на выходной вал редуктора.
У мотоблоков с дисковым сцеплением вал отбора мощности, необходимый для подключения активного навесного оборудования, выходит из задней части корпуса коробки передач.
Мотор
На мотоблоках установлены четырехтактные двигатели внутреннего сгорания мощностью от 6 до 20 л.с. Доступны как бензиновые, так и дизельные варианты. Бензиновые мотоблоки требуют 1,1-1,5 литра топлива в час, более равномерно работают, менее вибрируют, а также дешевле в ремонте и обслуживании за счет доступности запчастей. В качестве топлива используется бензин АИ-92, а смазка выполняется маслом для бензиновых четырехтактных моторов диапазона от API SA до API SN. Заливка масла осуществляется через отдельную горловину. Все марки — Зубр, Huter, Ресанта, Redverg, Patriot и многие другие — производят мотоблоки с бензиновыми двигателями. Дизельные мотоблоки, как правило, экономичнее — их средний расход редко превышает 1 литр в час, что позволяет продлить непрерывную работу без дозаправки до 6-7 часов по сравнению с 3-4 часами у бензиновых. Но за эту экономию жертвуют более высокими затратами на обслуживание и ремонту. Также сами дизельные агрегаты стоят дороже бензиновых аналогов. Заправка осуществляется автомобильным дизелем по сезону: в теплое время года используется летнее дизельное топливо (ДТЛ), зимой—зимнее (ДТЗ), при температурах до -45 градусов применяется арктическое (ДТА). Для дизельных двигателей пригодно масло класса от API CA до API CJ, которое заливается в картер аналогично бензиновым. Модели с дизельными двигателями встречаются не так часто и их производством занимаются далеко не все компании. Например, дизельные мотоблоки предлагают Champion, Patriot, Redverg и некоторые другие компании. Более подробно о различных вариантах и способах заправки садовой техники мы описывали в отдельной статье.