Причины, по которым не заводится мотоблок и способы их устранения

Перед тем как приступить к эксплуатации мотоблока, его владелец должен внимательно осмотреть все соединения, которые присутствуют в конструкции устройства. Особое внимание следует уделить тросам газа, реверса и сцепления — их работа должна быть плавной и без заеданий. Если вы заметили какие-либо зажимы или перекручивания тросов, то запуск мотоблока совершенно недопустим и может привести к серьезным поломкам.

Самые распространенные причины поломки мотоблока

Мотоблок, как и любая другая техника, работает за счет двигателя внутреннего сгорания (ДВС), и со временем он может столкнуться с различными неисправностями. Ремонт и техническое обслуживание мотоблока происходят аналогично тому, как это делается для одноцилиндровых карбюраторных двигателей, используемых на другом оборудовании. В данной статье мы подробно рассмотрим, почему мотоблок может не заводиться, а также способы решения этих проблем.

  1. Проверьте, установлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение. Это можно сделать как по указателю, так и простым попыткой прокатить мотоблок — если он находится в нейтрали, он будет катиться легко, не включая двигатель.
  2. Заслонка подачи воздуха должна быть закрыта (это обозначено на корпусе рядом с рычагом заслонки).
  3. Кран подачи топлива открывается.
  4. Нажимается или фиксируется кнопка Пуск на ручке, в зависимости от модели мотоблока.
  5. Ручка ручного стартера натягивается до момента зацепления с храповиком. Затем мотоблок запускается плавным или несколькими рывками.
  6. После запуска заслонка подачи воздуха открывается.

Следует учитывать, что если ДВС нестабильно работает на холостых оборотах, запуск лучше проводить с отжатой ручкой газа (дроссельная заслонка приоткрыта на треть или половину).

Вы также можете ознакомиться с видео, где объясняется, как правильно запускать мотоблок:

При запуске мотоблока с горячим двигателем заслонку воздушного фильтра не закрывают. У четырехтактных двигателей нет ручной подкачки топлива на карбюраторе — топливно-воздушная смесь начинает поступать в камеру сгорания при запуске от стартера, без необходимости предварительной подкачки, которая необходима на большинстве двухтактных одно поршневых двигателей.

Рекомендуем также ознакомиться с интересной статьей о правильном запуске мотоблока, где собраны полезные советы и тонкости, о которых не догадываются даже опытные пользователи.

Основные причины, по которым мотоблок не запускается

В большинстве случаев отсутствие запуска двигателя связано с двумя основными проблемами:

  • неисправности в системе зажигания;
  • перебои или полное отсутствие подачи топлива.

Кроме указанных причин, могут быть и другие серьезные проблемы: например, отсутствие компрессии в камере сгорания или серьезная механическая поломка какого-либо узла — от стартера до кривошипно-шатунного механизма. Обратите внимание, что различные системы ремонта и диагностики для дизельных мотоблоков существенно отличаются от бензиновых, и в данной статье основное внимание уделяется именно бензиновым моделям.

Неисправность системы зажигания мотоблока

Система зажигания состоит из множества компонентов, поэтому ее диагностику стоит проводить лишь тем, кто имеет опыт работы с техникой. Если вы не уверены в своих силах, лучше оставить эту работу специалистам. В современных условиях не составит труда найти надежный сервисный центр или мастера по ремонту, который сможет помочь вам на месте.

Тем не менее, существует одна деталь, поломку которой вы сможете диагностировать даже без особых знаний, — это свечи зажигания. Извлеките свечу и проведите ее визуальный осмотр. Признаки неисправности свечи зажигания могут быть такими:

  • наличие гари и сажи на электроде;
  • следы масла на свече;
  • влажность свечи, если она была залита бензином.

Оптимальным решением будет замена свечей на новые, если подобные запчасти находятся у вас в наличии. Именно по этой причине многие специалисты рекомендуют иметь пару свечей зажигания в запасе. Если же замена невозможна, можно попробовать прокалить свечу над огнем или оставить ее сушиться естественным образом — этот процесс может занять целые сутки.

Как правильно хранить бензиновый мотоблок в период простоя

Кроме поломок, возникающих во время работы, причиной отказа мотоблока может стать и длительный простой. При использовании мотоблока не на постоянной основе необходимо соблюдать правила хранения. Перед консервацией следует:

  • слить бензин из бака;
  • заменить смазочные жидкости;
  • очистить все поверхности от грязи;
  • хорошо протереть все поверхности насухо.

Хранить мотоблок нужно в сухом помещении с устойчивыми температурными условиями. Следует избегать близости к источникам открытого огня. Рекомендуется защищать мотоблок от солнечного света и пыли — хотя это не критично, но все же полезно для сохранности устройства.

После длительного простоя проверяйте контакты на предмет окисления, снова замените масла, заполните бензобак и запустите мотоблок, следуя инструкции производителя.

Причины, по которым не заводится мотоблок и способы их устранения 2

Подготовка мотоблока к запуску

Трудности с запуском двигателя могут возникнуть не только у старых, но и у новых мотоблоков, только что купленных в магазине. Поэтому прежде чем впервые заводить мотоблок, будь то модель Каскад, Нева, Крот, Зубр, Кентавр, Хопер, Тарпан, Ока или Салют, обязательно следует ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, после чего произвести тщательный осмотр всех соединений и проверить уровень масла в ДВС.

Запуск мотоблока

Знание инструкции от производителя необходимо, чтобы определить, какой рабочий цикл имеет двигатель: четырехтактный (например, Форте, Кентавр, Лифан, Зубр) или двухтактный. Это важная информация, поскольку для мотоблоков с двухтактным двигателем (как у культиватора Крота) требуется использовать специальное топливо, состоящее в определенной пропорции из бензина и масла. Использование неправильного топлива может привести к тому, что техника будет глохнуть, а также могут пострадать свечи и топливопровод, что уже грозит поломкой бензонасоса и дорогостоящим ремонтом в СТО. Определить, подходит ли вам топливо, можно по цвету дыма — если бензин плохого качества, то дым будет белого цвета, как это бывает при сильном наклоне машины. Если у вас залито некачественное топливо, поменяйте его, чтобы избежать возможных поломок.

Качество топлива также критично для дизельных мотоблоков. Они могут не запускаться зимой или заводиться, но вскоре глохнуть, если в них заливается летняя солярка. При низких температурах она начинает густеть, забивая топливопровод, что приводит к поломкам. В зимнее время необходимо выбирать дизельное топливо, соответствующее погодным условиям.

Запуск мотоблока как летом, так и зимой должен проводиться в определенной последовательности. Для пуска мотокультиватора марки Крот последовательность действий следующая:

  • Открывают бензокран;
  • Устанавливают рычаг подсоса в положение Choke (Запуск);
  • Выключают зажигание и несколько раз прокручивают мотор ручным стартером;
  • Повторно запускают двигатель и переводят рычаг в положение Run (Работа).

Существуют ситуации, когда двигатель легко запускается, но глохнет через несколько секунд. В таком случае необходимо проверить наличие проходимости в отстойнике, так как кран может быть засорен — его следует прочистить бензином.

Запустить дизельный мотоблок (например, Зубр, Каскад, Кентавр, Нева) будет несколько сложнее, чем культиватор Крот. Запуск дизеля начинается с удаления воздуха из топливной системы. Для этого:

  • Открывают кран подачи топлива;
  • Раскручивают соединения топливовыводящего канала до появления топлива;
  • Закручивают соединения и продувают форсунки.

Если после этих действий двигатель не запускается должным образом или техника сильно коптит белым дымом, это может свидетельствовать о старой смазке. Необходимо заменить ее полностью. Также нужно следить за объемом масляной жидкости, так как недостаточное количество масла также может стать причиной неисправности.

Запуск мотокультиватора после зимы или длительного простоя также имеет свои особенности. Чтобы снова привести оборудование в рабочее состояние, следует выполнить следующие действия:

  • Открыть бензокран;
  • Проверить, включено ли питание;
  • Проверить наличие смазки;
  • Дать газ до половины.

Ремонт мотоблока своими руками

К сожалению, вся техника иногда выходит из строя, и владельцу мотоблока важно знать, как справиться с неисправностями самостоятельно. Конечно, если оборудование находится на гарантии, лучше отправить его в сервисный центр, где специалисты бесплатно проведут необходимые работы.

Часто возникновение поломок культиматора или мотоблока связано с неправильной эксплуатацией, такой как использование некачественного топлива, чрезмерная нагрузка или несвоевременная замена смазочных жидкостей. В результате этого мотоблок начинает глохнуть, застревать, неправильно набирать обороты, особенно если у него электродвигатель, или вообще перестает заводиться. Однако, если знать конструкцию устройства и принцип функционирования его компонентов, можно самостоятельно выявить причину неисправности и качественно провести ремонт.

Ремонт топливной системы

О поломке в топливной системе можно говорить в следующих случаях:

  • Двигатель не запускается;
  • Глохнет во время работы;
  • Перегревается;
  • Не стабильно работает на холостых оборотах.

img

Для устранения возможных неисправностей сначала проверяют состояние всех фильтров, включая воздушный и масляный. Если стоят незначительные загрязнения, производят продувку сжатым воздухом или мойку; если сильные загрязнения, то фильтры заменяются новыми. Затем следует разобрать карбюратор, промыть детали специальным очищающим средством, прочистить кран подачи горючего, бак и поршневую систему бензином. После полного высыхания компонентов производится обратный монтаж.

После сборки мотора необходимо вручную прокрутить коленчатый вал — важно, чтобы поршень ходил свободно, а клапаны функционировали без сбоев. После этого заливается новая смазка, двигатель запускается и несколько минут работает на холостом ходу. Обязательно нужно проверить поступление топлива в цилиндр. Возможно, такая диагностика позволит устранить причину неисправности, после чего мотоблок начнет функционировать нормально.

Ремонт системы зажигания

Схема системы зажигания в двигателе

О неисправности устройств для воспламенения топливно-воздушной смеси можно сказать по следующим признакам:

  • Двигатель запускается, но глохнет на холостых оборотах;
  • Не удается запустить мотор, даже при условии хорошей подачи топлива;
  • Двигатель работает на холостых оборотах, но с перебоями.

Чтобы выяснить причину, сначала нужно проверить состояние свечей. Если есть повреждения изоляции, их следует заменить. Далее необходимо осмотреть электроды и при необходимости отрегулировать зазор между ними. Проверяют также состояние высоковольтных проводов на наличие окисления наконечников и нарушений изоляции — поврежденные провода необходимо заменить на новые. Без такой замены искра может пропадать или уходить по изоляции, вызывая пробивку на корпус двигателя и, соответственно, отсутствие зажигания.

Если в это время отклонения с искрой не обнаружены, возможно, причина тому, что техника не запускается или глохнет, кроется в генераторе или катушке (в таких моделях, как Нева, Каскад, катушка служит для создания искры). Чтобы проверить генератор, к его выводам подключают измерительный прибор. Прокручивают шкив стартера мотоблока и фиксируют показания — они должны находиться в пределах 12-16 Вт. Если показатели в норме, значит, проблема с катушкой зажигания. После ее замены можно подвергать двигатель нагрузке. Вероятно, после этих действий мотоблок будет функционировать в полном объеме.

Регулировка мотоблока

Настройка мотоблока часто заключается в корректировке карбюратора. Если вы собираетесь произвести самостоятельный ремонт мотоблока, следуйте следующей инструкции:

  • винты для малого и полного газа закручиваются до упора, затем выверните их приблизительно на полтора оборота;
  • завести двигатель;
  • подождать, пока механизм прогреется;
  • установить устройство на минимальные обороты;
  • добиться работы двигателя без перебоев;
  • используя винт малого газа, установить обороты холостого хода сначала на максимум, а затем на минимум (последнее достигается посредством винта дроссельной заслонки);
  • наконец, установите газовую ручку в нужное положение.

Эта процедура по регулировке карбюратора не является универсальной и подходит, в частности, для мотоблока Нева.

Устранение поломок своими силами

Мотоблок не заводится - причина

Эффективность самостоятельного ремонта мотоблока во многом зависит от того, насколько тщательно вы проведете диагностику устройства. Причины, по которым мотоблок не запускается, могут быть следующими:

  • Засорение воздушного фильтра мешает свободному прохождению воздуха;
  • Засорено отверстие в крышке топливного бака;
  • В каналах подачи топлива скопился мусор;
  • Проблема в карбюраторе.

Каждый из этих факторов можно легко и быстро устранить. Если же причина поломки не выявляется, и устройство по-прежнему не заводится, открутите свечу и посмотрите на ее состояние. Если обнаружились масляные пятна или толстый нагар, деталь необходимо очистить и просушить. Также не забудьте просушить и цилиндр мотоблока — для этого несколько раз резко вытащите трос стартера.

Также неисправности могут возникнуть из-за отсутствия топлива в камере сгорания, в таком случае свеча будет абсолютно сухой. Если это так, требуются следующие действия:

  1. Полностью слить старое топливо;
  2. Тщательно промыть бак;
  3. Очистить воздушный фильтр;
  4. Продуть шланг, который подает горючее, сжатым воздухом;
  5. Продувка карбюраторных жиклеров;
  6. Заправить бак свежим бензином;
  7. Открыть топливный кран;
  8. Продуть дыхательный канал в крышке топливного бака.

Перед повторным запуском вам необходимо вручную подкачать топливо, многократно нажав на праймер топливного насоса. После запуска двигателя дайте ему время на разогрев, после чего можете начинать работать с мотоблоком.

Если перечисленные шаги не помогли, и мотоблок по-прежнему не запускается, проверьте впускные и выпускные клапаны — если они неплотно прилегают к седлам, их нужно отрегулировать, повернув нужные винты по часовой стрелке.

Кроме того, если мотоблок не запускается, обратите внимание на его глушитель. На стенках глушителя, после длительного использования, часто скапливается нагар, который необходимо регулярно убирать с помощью сжатого воздуха.

Отсутствие искры на мотоблоке — разбираемся в проблеме

Нет искры мотоблок Нева МБ-2

Еще одна распространенная причина, по которой мотоблок отказывается заводиться, заключается в неполадках системы зажигания устройства. Неисправности могут касаться колпака, магнето, свечи зажигания или высоковольтного провода.

Начать осмотр системы зажигания рекомендовано с тщательной проверки всех компонентов на наличие грязи и загрязнений. Если искра пропала, стоит обратить внимание на то, что очень часто причиной становятся попадания влаги или грязи на детали системы зажигания. Кроме того, частой причиной отказа в запуске является плохой контакт между центральным электродом и свечным колпачком.

Если внутри системы зажигания ни влаги, ни грязи не обнаружено, проверьте целостность электродов и зазор между ними. Обычно для этих целей используется специальный щуп. Идеальный зазор должен составлять 0,8 мм. При необходимости стоит очистить нагар с изолятора и металлических элементов системы зажигания.

Если агрегат не запускается и ни одна из вышеописанных процедур не помогла, наступает момент замены свечи зажигания мотоблока. Стоимость новых запчастей, как правило, невысока, однако при покупке желательно ориентироваться на более качественные модели — они, как показывает практика, служат гораздо дольше, чем дешевые аналоги.

Все указанные выше методы подходят для ремонта мотоблоков таких марок, как Крот, Нева МБ-1 и МБ-2, Каскад, Зубр, Агро и Салют.

Оцените статью
Добавить комментарий