2. Нижняя точка хода (НТХ). Когда поршень находится в нижнем положении, это символизирует, что двигатель находится в фазе выпуска отработанных газов. В этом состоянии необходимо отключить зажигание, что достигается при поднятии контактов системы зажигания.
МБ-1 зажигание – как отрегулировать на мотоблоке Нева и выставить сальник на редуктор
Старые модели техники, в частности, те, что были выпущены до девяностых годов прошлого века, характеризуются простотой построения и примитивными инженерными решениями.
Многие устройства, от автомобилей, которые практически не претерпели изменений от модели к модели, до велосипедов, проектировались с учетом универсальности и взаимозаменяемости деталей.
В таком списке можно упомянуть и мотоблок Луч.
Все они находятся в одной линейке с несколькими модификациями, которые, хотя и имеют разные названия, весьма схожи как внешне, так и по конструкции своих узлов.
Если вы обнаружите инструкцию по эксплуатации мотоблока Луч, уделите внимание схематическим изображениям, которые показывают, что двигатель данного мотоблока был весьма универсален. Он завоевал огромную популярность на заводе Моторостроитель, где производились Луч и ему подобные устройства.
Следует отметить, что предприятие обеспечивало высокое качество продукции, и легкая сельскохозяйственная техника, произведенная там, продолжает работать до сих пор. В частности, такие устройства, как мотоблок МБ 1, инструкция к которому датирована концом восьмидесятых годов.
Это тотальные машины, которые могут служить вам долгие годы, если обеспечить им надлежащее обслуживание, что делает необходимость в капитальном ремонте крайне редкой.
Характерные особенности устройства
мотоблок Луч
Мотоблок МБ 5040 Луч, несмотря на некоторые его недостатки, всё же имеет свои преимущества. Хотя, как и все другие модификации этого мотоблока, имеется необходимость в доработке. Например, глушитель, часто заменяемый владельцами на более тихую модель, так как шум во время работы значительно мешает.
Некоторые характеристики, пусть и небольшие, однако крайне важные элементы, изготовлены из менее прочных материалов. Например, шатуны, сделанные из дюралюминия, могут быстро выйти из строя, что остановит все полевые работы, напрямую зависящие от работы мотоблока. Однако есть и немало положительных аспектов в функционировании данной техники.
Привлекательной особенностью является низкая цена, благодаря которой мотоблоки Луч и аналогичные модели, такие как Кайман, Техас, Прораб, Викинг, Форза и Садко, могут соперничать с более дорогими современными моделями.
Производимая в соответствии с ГОСТами, данная техника отличается прочностью и надежностью, ведь она сделана из качественной стали – даже небольшой и не особо мощный мотоблок МБ 1 способен справиться с грузом весом до 900 килограммов.
Дополнительную информацию о мотоблоке МБ 1 можно получить из видео:
Что касается обработки почвы, с поставленной задачей мотоблок справится даже в сложных условиях, хотя это может занять некоторое время. Однако стоит помнить, что советский мотоблок нуждается в настройке и базовом обслуживании перед началом работы, особенно после длительного перерыва в использовании. Это касается абсолютно любой техники.
Система зажигания мотоблока
Система зажигания является одним из ключевых узлов любого мотоблока; ее основная задача заключается в создании искры, необходимой для воспламенения топлива. Благодаря простоте конструкции, пользователи могут с легкостью произвести ремонт или регулировку этой системы самостоятельно.
Обычно система зажигания включает в себя катушку, подключенную к электросети, свечу зажигания и магнето. При подаче электрического напряжения между свечой и магнитным башмаком возникает искра, которая воспламеняет топливо в камере сгорания мотора.
Современные электронные системы также могут быть оснащены автоматическими прерывателями, которые отключают электропитание в случае потенциальной неисправности.
Как выставить и отрегулировать?
Если мотоблок плохо запускается, требуется много усилий для запуска, или двигатель реагирует с задержкой, это может быть связано с неправильной настройкой зажигания. Подробный порядок действий можно найти в руководстве пользователя. Однако что делать, если у вас под рукой нет инструкции или вы не помните, куда она делась?
Часто регулировка зажигания на мотоблоке сводится к настройке расстояния между маховиком и модулем зажигания.
Следуйте этим рекомендациям:
Закройте свечу угольником и прижмите ее корпус к головке цилиндра, прокручивая этот элемент системы зажигания в сторону, противоположную отверстию в торце цилиндра. Затем нужно повернуть коленчатый вал, что можно сделать, дернув шнур стартера. В результате между электродами должна появиться голубоватая искра. Если искры не наблюдается, проверьте величину промежутка между статером и магнето маховика. Этот зазор должен составлять 0,1-0,15 мм. Если зазор не соответствует указанным параметрам, его следует отрегулировать.
Также можно попробовать установить зажигание на слух, особенно если у вас хороший слух. Этот метод известен как бесконтактная регулировка. Для этого необходимо запустить двигатель, слегка ослабить трамблер и постепенно поворачивать его в обе стороны. Когда вы достигнете максимального уровня мощности и оборотов, зафиксируйте положение. В этот момент вы должны услышать щелчок, который означает, что искра образуется. После этого можно закрепить трамблер на своем месте.
Можно воспользоваться стробоскопом для точной регулировки зажигания.
Разогрейте двигатель, подключите стробоскоп к электрической сети мотоблока. Датчик стробоскопа разместите на высоковольтном проводе, идущем от одного из цилиндров двигателя. Снимите вакуумную трубку и закройте её заглушкой. Направление света, излучаемого стробоскопом, должно быть на шкив. Запустите мотор вхолостую, затем вращайте трамблер. Когда метка на шкиве совпадёт с меткой на крышке устройства, фиксируйте это положение. Не забудьте затем затянуть гайку трамблера.
Поломки и способы их устранения
Система зажигания может иметь множество неисправностей, поэтому элементы этой системы следует регулярно проверять и настраивать.
Одной из самых частых проблем является отсутствие искры. Без искры двигатель не заведется. Если искра не появляется, необходимо проверить всю систему зажигания. Нагар или повреждения свечи – распространенные причины таких неисправностей.
Если искра отсутствует, сначала нужно выкрутить свечу и внимательно её осмотреть. Боковые и центральные электроды должны быть чистыми, без нагара. При наличии нагара необходимо произвести его чистку и проверить топливную систему на наличие утечек. Нагар требует тщательной очистки, после чего свечу стоит протереть сухой ветошью.
Стандартный алгоритм действий при отсутствии искры выглядит так:
- выкрутить свечу зажигания;
- разогреть свечу над газовой конфоркой или другим источником тепла;
- соскоблить нагар и остатки топлива с поверхности;
- подсоединить наконечник и проверить наличие искры, электрод должен находиться на расстоянии 1 мм от корпуса двигателя. При этом двигатель запускается вручную;
- если искра появляется, значит, свеча рабочая. Если искры нет, измерьте расстояние между боковым и центральным электродами;
- если щуп с трудом проходит в зазор, это означает, что все в пределах нормы, если нет, необходимо слегка постучать по центральной части электрода, что поможет изменить его размер;
- затем проводится повторная проверка искры.
Важно! После проверки свечи обязательно проверьте магнето.
Проверить магнето можно по следующему алгоритму:
- освободите свечу от грязи и проверьте её работоспособность;
- наденьте специальный колпачок на конец свечи зажигания, убедившись, что он исправен;
- поднесите нижнюю часть свечи к корпусу магнето;
- проведите ручное вращение маховика;
- если искры не наблюдается, необходимо заменить магнето на работающее устройство.
Замена магнето обязательна, так как это предотвращает износ других элементов двигателя.
Катушка зажигания проверяется по стандартным схемам, аналогичным проверке магнето.
Среди признаков неисправности катушки можно выделить:
- отсутствие искры или её явная слабость;
- стойкий запах, напоминающий плавленую пластмассу, в области расположения катушки;
- шумный треск при попытках запустить двигатель.
Любой ремонт начинается с внимательного осмотра. Первым шагом является демонтаж механизма. Для этого следует открутить крепежные болты и снять верхнюю крышку. После отключения высоковольтного провода можно вынуть катушку. При осмотре необходимо идентифицировать места оплавления (черные участки). Чаще всего такая проблема наблюдается при бесконтактном зажигании.
Распространенной причиной отсутствия тока на свече является плохой контакт. Для этого нужно произвести зачистку проводов. В некоторых случаях требуется полная замена всех проводов.
Важно! В системах с автоматическим (электронным) зажиганием отключение проводов происходит автоматически при помощи специального предохранителя.
А при стандартных системах, в том числе ручных, отключение проводов необходимо выполнять вручную.
Профилактические меры
Существует ряд профилактических рекомендаций, которые помогут сохранить работоспособность системы зажигания:
- не использовать технику в условиях повышенной влажности, например, во время тумана или дождя. Также избегайте эксплуатации при резких перепадах температур;
- если в работе мотоблока наблюдаются посторонние запахи или выявляются проблемы, пользоваться техникой не следует;
- используйте защитные крышки, чтобы предупредить попадание влаги в элементы системы зажигания;
- заменяйте свечи зажигания не реже каждых трех месяцев, особенно если машина рабочая под высокими нагрузками;
- используйте качественное масло, так как низкокачественный продукт может привести к залипанию свечей;
- проводите регулярную проверку системы на наличие повреждений или оголенных проводов;
- не держите агрегат под нагрузкой длительное время — давайте ему отдых, что особенно важно для охлаждения двигателя.
Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать проблем с функционированием системы зажигания и её компонентов.
Важно! Этот свод правил действует для большинства мотоблоков отечественного и иностранного производства, включая марки Нева, МТЗ и Зубр.
Необходимо помнить, что замена свечей должна производиться не только в случае неисправностей или по срокам, но и после долгого простоя агрегата, чтобы избежать большинства проблем при запуске.
Для корректной работы агрегата крайне важно осуществить правильную настройку и регулировку зажигания. Настроить зажигание можно в любом мотоблоке, следуя установленным шагам. Частой проблемой остаётся плохое функционирование свечи, поэтому проверку и обслуживание всегда стоит начинать с неё.
Оценка состояния зажигательной системы:
Перед началом выставления зажигания на дизельном мотоблоке полезно оценить состояние всей системы. Важно проверить работоспособность всех элементов, чтобы подтвердить корректную работу двигателя и избежать возможных поломок. Вот несколько действий, которые помогут правильно оценить зажигательную систему:
1. Визуальный осмотр:
- Проверьте провода зажигания на наличие повреждений или трещин. Если провода находятся в ненадлежащем состоянии, следует произвести их замену.
- Осмотрите свечу зажигания на предмет износа. Изношенные или загрязненные свечи необходимо заменить.
- Убедитесь, что термоэлемент зажигания установлен корректно и не имеет видимых повреждений.
2. Проверка электрической цепи:
Для контроля электрической цепи зажигания понадобится тестер:
- Отсоедините провод от клеммы аккумулятора для предотвращения потенциального ущерба.
- Подключите тестер к клемме свечи зажигания и заземлите второй конец тестера к металлической части двигателя.
- Мониторьте наличие электрического тока при вращении двигателя. На тестере должен отображаться импульсный сигнал.
Если в ходе тестирования обнаружены неисправности, рекомендуется обратиться к специалисту для детальной диагностики и ремонта. Правильная работа системы зажигания является важнейшей частью надежности мотоблока.
Проверка зазоров в контактах свечи зажигания:
Для выполнения данного контроля необходимо наличие следующих инструментов:
- Ключ для откручивания свечи зажигания;
- Щуп для измерения зазора.
Следующая процедура включает проверку зазоров в контактах свечи:
- Убедитесь, что двигатель мотоблока полностью выключен и остыл перед началом работы.
- Снимите защитный колпачок свечи зажигания с использованием ключа.
- Очистите область вокруг свечи от грязи и пыли.
- Используйте ключ для аккуратного откручивания свечи зажигания.
- Оцените состояние свечи зажигания: наличие повреждений или загрязнений. Если свеча выглядит плохо, замените её на новую.
- С помощью щупа проверьте зазор в контактах свечи зажигания. Рекомендуемый зазор указан в руководстве пользователя для вашего конкретного мотоблока.
- Если зазор неправильный, аккуратно подгните контактные зажимы для достижения нужного расстояния.
- Установите свечу зажигания обратно в головку и затяните её с помощью ключа. Удостоверьтесь, что свеча плотно прилегает.
- Разместите защитный колпачок на свечу зажигания и аккуратно закрепите его.
После завершения проверки зазоров в контактах свечи зажигания рекомендуется запустить двигатель и проверить работоспособность устройства.
Особенности регулировки зажигания на мотоблоках Каскад и ЛИФАН
Двигатели мотоблоков ЛИФАН и Каскад оборудованы электронной системой зажигания, которая создает постоянную искру для свечей зажигания. Поэтому все рекомендации по регулировке системы сводятся к следующим пунктам:
- Не экономьте на свечах, выбирайте продукцию известных японских производителей (например, модели BP6ЕS и BPR6ES от NGK).
- После каждых 100 часов работы двигателя проводите техническое обслуживание искроуловителя, очищайте фильтры от нагара.
- Следите за количественным значением холостого хода, которое должно находиться в пределах 1700 (±150) об/мин. Отклонение от этих значений указывает на неисправность двигателя.
Вы регулируете систему зажигания на мотоблоке самостоятельно, или предпочитаете обращаться в сервисные центры?
Полезные видеоматериалы
Разные модели мотоблоков, произведенные известными брендами, могут существенно различаться в конструкции своей встроенной системы зажигания. Чтобы знать, как правильно провести настройку этого важнейшего элемента, предлагаю ознакомиться с видео, в которых описан правильный порядок действий при регулировке системы зажигания на наиболее популярных моделях мотоблоков.
Для мотоблоков марки Нева:
Для моделей марки Агро: Для сельскохозяйственных агрегатов производства бренда Урал; Для мотоблоков Крот: Для моделей Зубр: Для мотоблоков бренда Салют: Для сельскохозяйственных агрегатов Honda: Для модельного ряда производства компании Каскад: Для мотоблоков бренда МТЗ: