Аналогичным образом происходит проверка отдельно установленного стабилизатора. Обычно он монтируется на кузове автомобиля в моторном отсеке, однако в некоторых случаях его крепят и на крышку генератора. В любом случае, процесс начинается с его отключения, после чего стабилизатор следует подсоединить к тестовому стенду. В качестве примера можно взять стабилизатор модели Я112 В.
Как проверить реле-регулятор генератора: когда она нужна и как её сделать
Каждый автомобилист, даже с минимальными знаниями о конструкции своего автомобиля, понимает, насколько важен генератор в автомобиле. Генератор отвечает за зарядку аккумуляторной батареи, а также питания всех электрических устройств, таких как фары, магнитола и обогреватели. Этот процесс происходит благодаря сложной системе работы, однако мы не будем углубляться в детали его функционирования. Вместо этого акцентируем внимание на реле-регуляторе, который управляет всеми этими процессами и контролирует напряжение. Регулярная проверка реле-регулятора необходима, и в данной статье мы рассмотрим, как это сделать и почему такая проверка является важной.
Так как реле-регулятор работает с электрическим напряжением, его неисправность может проявляться, если напряжение выходит за пределы нормы. Отклонение от нормальных показателей станет прямым признаком неисправности, но существуют и косвенные симптомы. Например, аккумулятор может начать быстро разряжаться, и особенно это будет заметно в зимний период. В данной ситуации основная проблема может быть связана с самой батареей, поэтому сначала стоит проверить её состояние. Если с аккумулятором всё в порядке, тогда следует обратить внимание на реле-регулятор.
Существует также другой распространённый симптом: генератор начинает перезаряжать аккумуляторную батарею. В этом случае возможна ситуация, когда электролит аккумулятора закипает, и уровень жидкости уменьшается. В большинстве современных автомобилей устанавливают необслуживаемые АКБ, и как следствие, при потере электролита их срок службы снижается. Дополнительно, если происходит перезарядка, детали электросистемы, такие как лампочки, могут перегореть быстрее обычного. Эти явления также могут служить сигналом, требующим проверки реле-регулятора с использованием мультиметра для измерения напряжения.
Что является причиной выхода из строя реле-регулятора?
На большинстве современных автомобилей реле-регулятор располагается рядом с генератором, и они составляют единое целое. Однако на старых моделях, таких как классические автомобили ВАЗ, реле-регулятор представляет собой отдельный элемент, расположенный под капотом как самостоятельный модуль. К его расположению можно получить доступ достаточно легко, что позволяет быстро осуществить диагностику при желании. Наиболее распространённые причины выходы из строя реле-регулятора варьируются от естественных до искусственных факторов. Вот некоторые из них:
- короткое замыкание;
- выход из строя диодного моста;
- износ щеток генератора, которые, в большинстве случаев, объединяются с реле;
- попадание влаги, особенно при мойке автомобиля под давлением.
Одними из наиболее частых причин отказа реле-регулятора являются естественные факторы. К примеру, это может потребовать замены изношенных щеток или проблемы, связанные с электроникой.
Для того чтобы продлить срок службы реле-регулятора, следует придерживаться нескольких простых правил. Прежде всего, его необходимо защищать от влаги, особенно это касается мойки моторного отсека. Под давлением вода может вызвать серьезные повреждения, поэтому рекомендуется накрывать генератор и реле пластиковыми пленками во время прихода мойки. В зимний период особенно важно быть осторожным при зарядке разряженной аккумуляторной батареи, поскольку неправильные действия водителя могут привести к выходу из строя регулятора.
Типы регуляторов напряжения
Реле-регуляторы можно разделить на два основных типа. В первом случае корпус регулятора совмещается с щеточным узлом и устанавливается внутри самого генератора. Во втором варианте регулятор является отдельной единицей, которая располагается в моторном отсеке автомобиля, с проводами, идущими от генератора к аккумуляторной батарее.
Характерной чертой регуляторов напряжения является то, что их корпуса неразборные. Как правило, они герметизируются специальными составами или смолами. Ремонт таких устройств нецелесообразен, поскольку их цена невысока. Поэтому главной задачей становится правильная проверка реле-регулятора напряжения генератора. Независимо от типа устройства, основные признаки неисправности остаются одинаковыми.
Признаки неисправности
Если напряжение оказывается слишком низким, аккумуляторная батарея просто не будет заряжаться. Это может проявляться тем, что утром вы не сможете завести автомобиль, и даже не загорятся лампы на приборной панели, что приведет к проблемам в дороге. Например, это может выражаться в плохом освещении фар в ночное время или нестабильной работе электрических систем, таких как подогреватели или дворники.
При слишком высоком напряжении может наблюдаться понижение уровня электрической жидкости в банках аккумулятора, или даже их выкипание. Кроме того, может появиться белый налет на корпусе АКБ, который свидетельствует о неадекватном её поведении. Механизмы автомобиля могут также начинать проявлять побочные эффекты.
Определяя неисправности, стоит выделить следующие признаки, которые могут указывать на проблемы с регулятором напряжения (учтите, что в некоторых случаях эти признаки могут сочетаться или отсутствовать в зависимости от конкретной ситуации):
- при включении зажигания на приборной панели не поступает сигнал от контрольной лампы (это также может говорить о других проблемах, например, о перегоревшей лампе или разъединении контактов);
- после запуска индикатор аккумулятора не отключается на приборной панели, что также может указывать на проблемы с зарядкой АКБ;
- яркость фар становится зависимой от оборотов мотора (это состояние можно проверить, установив автомобиль в безопасном месте и увеличив обороты двигателя — если яркость меняется, то вероятно, что регулятор напряжения испорчен);
- автомобиль не запускается с первого раза;
- аккумуляторная батарея быстро разряжается;
- при увеличении оборотов двигателя выше 2000 об/мин приборы отключаются;
- автомобиль теряет динамические характеристики, особенно на высоких оборотах двигателя;
- в некоторых случаях может произойти закипание аккумулятора.
Основные признаки неисправности
Существует два основных сигнала, указывающих на поломку реле: это либо недозаряд, либо перезаряд аккумулятора. Также проблему можно выявить по изменению яркости свечения фар — это также связано с работой регулятора напряжения.
Недозаряд может затруднить запуск автомобиля, однако этот симптом может также не указывать на генератор. Прежде всего рекомендуется проверить состояние самой аккумуляторной батареи.
Если наблюдается перезаряд аккумулятора, это однозначно свидетельствует о проблеме с регулятором. Хотя могут быть и другие мало распространенные причины перезарядки, они встречаются крайне редко. Перезаряд может привести к выкипанию аккумуляторы. Это признается по уменьшению уровня электролита и образованию белого налета на его корпусе.
Если у вас возникли подозрения на перезаряд или недозаряд аккумулятора, необходимо провести диагностику генератора.
Как проверить реле-регулятор генератора на автомобиле
Процесс проверки реле-регулятора напряжения генератора можно осуществлять как с его демонтажем, так и без него. Если подозревахте на проблемы с системой зарядки аккумулятора, диагностическую проверку следует начать с замеров напряжения на батарее при запущенном двигателе. Показатель напряжения выше 15В указывает на неисправность реле-регулятора. После этого нужно проверить управляющий провод, ведущий к регулировщику. Если сопротивление окажется больше 10 Ом, это подтверждает поломку аппарата.
Проверить функционирование реле можно с помощью мультиметра, при этом демонтаж генератора не потребуется. Прежде всего, очистите клеммы батареи, так как окисление на них может повлиять на работу автомобиля и показания измерительного устройства.
Порядок диагностики таков:
- Сначала запустите двигатель и дайте ему поработать в течение нескольких минут для прогрева.
- Затем подключите щупы мультиметра к клеммам аккумулятора и установите на приборе значение в 20В.
- После этого произведите замеры напряжения. Нормальное значение должно находиться в диапазоне 13.2–14В для большинства автомобилей.
- Теперь увеличьте обороты двигателя (до 2-2.5 тысяч). Напряжение должно повыситься примерно на 0.2В.
- При достижении 3 500 оборотов, мультиметр должен показать результат в пределах 14–14.5В, однако не выше этого значения.
Серьезные отклонения в показаниях прибора указывают на наличие неисправностей в реле-регуляторе.
Предварительная проверка
Для тестирования регулятора напряжения генератора потребуется мультиметр. Запустите двигатель и с помощью мультиметра измерьте напряжение генератора. Один щуп измерительного прибора подключите к клемме 30 генератора (это та шпилька на задней панели генератора, к которой обычно подходят два или три провода, фиксируемые гайкой). Напряжение должно находиться в пределах 12,5–12,8 вольт.
После этого снова запускайте двигатель и производите измерения напряжения на клеммах генератора. На холостом ходу оно должно быть не менее 13,2 вольт и не более 14 вольт. Затем увеличьте обороты двигателя до 3500 об/мин, в этом случае предел напряжения должен находиться в пределах 14,2–14,5 вольт. При этом напряжение не должно превышать 14,8 вольт, иначе будет происходить перезарядка аккумулятора.
После этого включите дальний свет фар, обогреватель, аварийную сигнализацию и другие электприборы, после чего снова замерьте напряжение на генераторе. Оно может снизиться под нагрузкой подключенных устройств, но не должно быть ниже 13,2 вольт. Если значение оказывается меньше минимального, это указывает на недозаряд.
В обоих случаях необходимо произвести проверку стабилизатора напряжения.
Как проверить регулятор напряжения генератора
Современный регулятор, совмещённый с щеточным узлом, используется на большинстве машин как иностранного, так и отечественного производства. Сперва необходимо оценить, насколько удобно получить доступ к генератору. Если доступ к нему затруднён, лучше будет выполнить его демонтаж. Если же доступ достаточно свободный, то можно снять реле, не снимая самого генератора. При этом не забудьте предварительно отсоединить минусовую клемму от аккумулятора.
Регулятор крепится к генератору сзади, обычно с помощью двух болтов. Сначала открутите их, затем аккуратно снимите устройство, предварительно отсоединив все провода.
Для дальнейшей проверки нам потребуется либо блок питания, либо зарядное устройство, а также лампа на 12 вольт. Главное, чтобы у вас была возможность регулировать напряжение, выставляя его от 10 до 16 вольт. Обратите внимание, что многие зарядные устройства требуют наличия аккумулятора для корректной работы.
Подключите зарядное устройство к аккумуляторной батарее в привычном режиме, а дополнительно к клеммам батареи подсоедините мультиметр и два провода. Один из проводов должен быть подключён к плюсовой клемме, а другой к минусовой. Также соедините их с реле-регулятором, где плюсовая клемма является штекером, а минус — металлической пластиной под одним из крепёжных отверстий. Проводами подсоедините переключатель нагрузки к щеткам лампочки. Система готова к тестированию. Если вы используете блок питания, процесс подключения пройдет аналогично, но без аккумулятора.
Подключите зарядное устройство к электросети и включите его. Регулятор нагрузки необходимо установить на минимальный уровень. Плавно увеличивайте напряжение. Накал лампочки должен расцветать постепенно. При значении нагрузки 12 вольт и более свет лампочки должен гореть в полный накал. Продолжайте медленно повышать напряжение, пока лампочка не погаснет или не достигнется значение 15 вольт. Если регулятор в исправном состоянии, то лампочка должна потухнуть на значения напряжения 14,2–14,5. Когда нагрузка снизится, лампочка должна снова загореться.
Если лампочка гаснет при значении напряжения ниже 14 вольт или если напряжение превышает 14,8 вольт при включенной лампочке, такой регулятор нуждается в замене.
Проверка отдельного регулятора напряжения генератора
Подобным образом можно проверить отдельно стоящий стабилизатор. Обычно он устанавливается на кузове автомобиля в моторном отсеке, хотя иногда его крепят и на крышку генератора. В любом случае, его следует отключить и подключить к стенду для проверки. Рассмотрим стабильный тип Я112 В, который может быть использован для таких целей.
Плюсовой провод подсоединяется к клеммам Б и В, а минус подаётся на корпус. Контрольную лампочку соединяем к клеммам В и Ш. Дальнейшие действия выполняются аналогичным образом, как и при тестировании совмещенного стабилизатора. Плавно поднимайте нагрузку, при достижении 14,5 вольт должно произойти автоматическое отключение. Если же отключения не следует, то необходимо заменить регулятор.
Проверяем устаревший 591.3702−01
Данный устаревший тип реле устанавливался практически на все заднеприводные автомобили. Это устройство относится к разряду отдельно стоящих и всегда устанавливается на кузове моторного отсека. Схема подключения для проверки у этого типа реле немного отличается от ранее описанной, однако суть процесса остается прежней — необходимо точно следовать последовательности действий для достижения надежных результатов. Каждый шаг проверки и соблюдение практики обязательно.