Виды, размеры и классификация стандартных паллет и поддонов

Поддоны стали одной из двух ключевых инноваций в сфере логистики двадцатого века, наряду со штрих-кодами. Их развитие получило значительный толчок в ходе Второй мировой войны, когда они стали важной частью военной стратегии перемещения грузов. С тех пор использование поддонов стало нормой в различных отраслях, включая промышленность, торговлю и логистику, что сделало их неотъемлемой частью современных бизнес-процессов.

Коротко о паллетах (поддонах): классификация и стандарты

Коротко о паллетах (поддонах): классификация и стандарты

На сегодняшний день трудно найти предприятие оптовой или розничной торговли, которое обошлось бы без использования поддонов. Каждая форма торговли предполагает перемещение товара от производителя к торговой точке или непосредственно к конечному потребителю. Но как все же обеспечить сохранность грузов во время транспортировки? Ответ может показаться простым: необходимо правильно уложить грузы, надежно закрепить их и аккуратно транспортировать. Однако на практике избежать потерь во время перевозки получается лишь в редких случаях, поскольку всегда существует вероятность порчи части товара, который может стать непригодным для продажи.

Предотвратить такие потери можно посредством стандартизации складских процессов и использования унифицированных поддонов. Груз, аккуратно сложенный на поддон и надежно запечатанный, станет гарантией его сохранности в пути.

Поддоны, также известные как паллеты, представляют собой транспортные контейнеры многоразового использования, предназначенные для перевозки, комплектации, складирования и хранения товаров. Они также могут рассматриваться как одна из разновидностей складского оборудования.

Поддоны находят применение преимущественно для транспортировки тяжелых или крупногабаритных грузов, что делает их особо полезными на складах и в процессе погрузочно-разгрузочных работ.

ВИДЫ ПОДДОНОВ

Существует четыре основных типа поддонов: деревянные, пластиковые, металлические и картонные. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Деревянные паллеты изготавливаются из различных пород деревьев, которые заранее обрабатываются специальными средствами для защиты от вредителей и гниения. Эта древесина проходит термическую и технологическую обработку, что позволяет уничтожить вредные микроорганизмы и сделать поддоны долговечными. Деревянные конструкции отличаются своей экономичностью и легкостью в производстве, однако прочность сертифицированных изделий варьируется в зависимости от используемых пород дерева, что критично для транспортировки тяжеловесных грузов.

С помощью специальной обработки такие поддоны получают маркировку, соответствующую нормам конвенции IPPC, что подтверждает их санитарную обработку.

Пластиковые паллеты представляют собой более легкий и практичный аналог деревянных. Они поддаются легкой очистке и обработке дезинфицирующими средствами. Изготавливаются они из различных типов смолы, что обеспечивает им высокую надежность и безопасность применения. Однако, стоимость пластмассовых поддонов, как правило, выше, и не все компании готовы инвестировать в такие более дорогие конструкции.

Металлические поддоны, изготавливаемые из стали или алюминия, обладают высокой прочностью и стойкостью к высоким температурам, что делает их идеальными для работы в условиях с повышенной теплотой. Однако они менее распространены для длительных перевозок и чаще используются для внутреннего перемещения на производственных площадках.

Картонные поддоны, изготовленные из рифленого картона, удобно использовать для транспортировки легковесных грузов на большие расстояния, хотя они имеют недостаток в форме влагопроницаемости и зачастую утилизируются после первого использования.

Классификация паллет по материалу

Различные материалы, такие как пластик, дерево, металл и картон, становятся основой для изготовления паллет и поддонов.

Деревянные поддоны

Изготавливаются из древесины любой породы, но с разными показателями прочности, что важно учитывать при транспортировке тяжёлых грузов. Сырье предварительно обрабатывается защитными средствами, чтобы предотвратить появление гнили и вредных микробов. Процесс производства включает в себя соединение продолговатых досок к основе.

Стандартные размеры деревянного поддона составляют 800х1200х145мм.

Размеры деревянного поддона: 800х1200х

Пластиковые поддоны

Паллеты из пластика легче и удобнее в использовании, чем деревянные. Их легко мыть и обрабатывать средствами для дезинфекции. Они изготавливаются из различных типов смолы и формуются посредством литья.

Стандартные размеры пластикового поддона составляют 800х600х140мм.

Размеры пластикового поддона: 800х600х140мм

Металлические поддоны

Эти конструкции предназначены для использования в условиях высокой температуры. Алюминиевые и стальные изделия обладают впечатляющей прочностью и надежностью, что делает их идеальными для транспортировки тяжёлых товаров.

Металлический поддон

Картонные поддоны

Изделия из рифленого картона подходят для транспортировки лёгких грузов на большие расстояния. Однако, из-за высокой влагопроницаемости такие паллеты чаще всего одноразовые, подлежащие утилизации после первого использования.

Картонный поддон

Классификация паллет по размеру

Теперь рассмотрим, как паллеты классифицируются по габаритам и особенностям конструкции.

Сертифицированные европаллеты (EUR-паллеты)

Сертифицированный европаллет (EUR-паллет)

Размеры европалета составляют 1200х800х145 мм. Стандартная еврофура объемом 82 м³ может вместить 32 европалета.

Эти паллеты имеют маркировку, где на правых опорных ножках выжжено клеймо EUR в овальной рамке. На других ножках указывается информация о производителе, серии и годе выпуска.

Конструкция европоддона состоит из пяти досок различной ширины, верхняя часть включает доски шириной 145 мм и 100 мм, чередующиеся между собой, а нижняя часть состоит из трёх досок (две узкие по бокам и одна широкая посередине). Углы европалета фаскованы, а внизу осуществляется снятие фасок.

Финский паллет (FIN-паллет, финпаллет)

Финский паллет

Размеры финского паллета: 1200х1000х145 мм. Маркировка на изделиях выполняется следующим образом: на правых ножках изделия выжжено фирменное клеймо, где темные буквы FIN помещены в освещенный прямоугольник. Посередине ножек указан код производителя и дата изготовления.

Финские поддоны имеют конструкцию, в которой верхняя часть состоит из семи досок (120 мм и 100 мм), которые чередуются по следующему принципу: одна широкая, две узкие, одна широкая, две узкие и одна широкая. Нижняя часть включает три доски, как у европалета, с аналогичным расположением и фасками.

Паллет американского стандарта (US-паллет, американец)

Паллет американского стандарта (US-паллет, американец)

Паллеты американского стандарта изготовлены в соответствии с положениями Международного комитета по защите растений, что позволяет использовать их для международной транспортировки товаров.

Размеры американского (US) паллета: квадратная форма, длина одной грани составляет 1200 мм.

Грузовой паллет многоразового использования

Грузовой паллет многоразового использования

Стандартный грузовой паллет имеет размеры 1200х800х145 мм, с толщиной доски 20 мм.

Грузовой многоразовый паллет (поддон)

Грузовой многоразовый паллет (поддон)

Существует также второй вид многоразового поддона, размеры которого немного отличаются от предыдущего. Его длина составляет 1200 мм, ширина – 1000 мм, высота борта – 145 мм, а толщина доски варьируется от 20 до 22 мм.

На этом изделии отсутствует фирменная маркировка, однако его конструкция полностью повторяет финский аналог.

Если транспортная компания занимается международными перевозками, рекомендуется использовать европейские и финские паллеты, поскольку они сертифицированы и соответствуют строгим требованиям, что можно подтвердить по маркировке.

Существует ли разница между поддоном и палетой?

Как было выяснено ранее, между этими терминами нет значительных различий: поддон — это та же сама тара, а палета — это поддон, на который помещен груз. Это различие может показаться незначительным. Тем не менее, если нужно указать вес палеты, следует учитывать, что он включает в себя как вес поддона, так и вес самого груза. Таким образом, эти показатели не совпадают.

Существует несколько основных видов паллет, которые часто используются для перевозки товаров. Ниже представлены краткие характеристики основных разновидностей.

Европоддон или европалет

Этот вид палета условно маркируется клеймом EUR. Характерные его признаки следующие:

  • габариты: 800х1200х145 мм;
  • маркировка, которая также должна указывать производителя и серию;
  • фаски находятся по углам европалета;
  • верхняя часть состоит из пяти досок, в то время как нижняя — из трех.

Кроме того, существуют требования к материалу, из которого изготавливается этот палет. Европейский тип палет должен быть сделан исключительно из древесины, причем очень важно, чтобы эта древесина была должным образом обработана.

Американский паллет или поддон

Стандартный размер такой конструкции составляет 1200 на 1200 мм, то есть он квадратный. Он отличается большей грузоподъемностью по сравнению с другими поддонами. У американского варианта отсутствует клеймо, которое подтверждает его соответствие международным стандартам; это подтверждается сертификатом и процедурой сертификации.

Финский паллет

Эту разновидность можно узнать по характерному клейму FIN, размещенному в квадрате и выжженном на паллете, аналогично маркировке европалетов. Размеры финского паллета составляют 1000х1200х145 мм. Верхняя часть состоит из семи досок, в отличие от пяти у европейского стандарта, но нижняя часть совпадает и также состоит из трех досок.

Виды палет: классификация по материалам

Существует множество видов паллет, классифицируемых по материалу производства. Большинство паллетов изготавливаются из древесины, так как этот материал удобен и практичен. Однако на рынке также распространены пластиковые и другие виды поддонов. Пластмассовые паллеты могут быть достаточно прочными, чтобы выдерживать повышенные нагрузки, однако их грузоподъемность, как правило, ниже, чем у деревянных или металлических поддонов — это зависит уже от конкретной конструкции.

Не следует путать пластиковые палеты с полимерными. Полимерные палеты создаются из другого материала, их поверхность может быть цельной, тогда как пластиковые палеты состоят из досок. Встречаются также перфорированные модели, их грузоподъемность может достигать 6 тонн, что значительно превосходит аналогичные показатели деревянных конструкций.

Металлические палеты также довольно распространены. Они, как правило, более специфичны и отличаются высокой стоимостью, а также большой массой. Тем не менее, для перевозки тяжёлых конструкций, строительных материалов, запчастей и промышленного оборудования они становятся незаменимыми.

Разнообразие видов паллет позволяет каждому выбрать подходящий вариант в зависимости от своих требований без особых ограничений.

Тенденции развития

Тенденции, касающиеся развития поддонов, направлены на снижение расхода материалов и их веса, что помогает сократить затраты на транспортировку, одновременно улучшая эксплуатационные характеристики. Среди технологий, которые могут стать значительными в будущем, можно выделить системы автоматической идентификации. Ожидается, что Интернет Вещей (IoT) также станет важным аспектом в управлении поддонами.

На требования к поддонам влияние оказывают изменения в области безопасности пищевой продукции, что требует акцента на способах обработки и хранения таких устройств. Палеты должны оставаться чистыми и обеспечивать легкость в очистке.

Еще одной значимой тенденцией является развитие автоматизированных систем по перевозке грузов, например, основанных на технологии AGV. Эти системы предъявляют высокие требования к качеству используемых поддонов.

Некоторые специалисты, изучающие вопросы дальнейшего развития цепочек поставок, выражают мнение о необходимости отказаться от паллет как технологии. Они считают, что цель заключается в исключении затрат на эксплуатацию и транспортировку поддонов, а также их веса и объёма. Эта идея не нова и появилась в середине 1950-х годов, совместно с ростом объемов палетированной продукции.

Стандартные размеры палет

Разные страны используют различные стандарты размеров паллет, различия наблюдаются как между странами, так и между отраслями промышленности. Размеры могут быть одинаковыми для паллет, изготовленных из различных материалов, но могут также и существенно отличаться.

Многие профессионалы из логистической сферы принимают типичный для своей области размер и тип паллет как установленный стандарт, что не меняется без острого необходимости. Потребность в новом размере может возникнуть в зависимости от специфических требований пользователя, нового формата торговой организации или для оптимизации работы с внедрением автоматизированной системы обработки грузов. Операционные и коммерческие преимущества, которые характерны для половинных и четвертичных паллет, побуждают компании рассматривать возможность их использования.

Стандартные размеры палет в Северной Америке

Среди паллетов, распространённых в Северной Америке, типичный размер составляет 48×40 дюймов (1219×1016 мм). Этот стандарт стал популярным в 1960-х годах и считается одним из шести стандартов, признанных организацией по стандартизации ISO. Палеты типа GMA с зубчатым стрингером долгое время воспринимались как неофициальный стандарт для товаров массового потребления (FMCG). В их конструкции существовали значительные различия по толщине, ширине, типам древесины, крепежным элементам и допустимым повреждениям. Поэтому критически важно четко обозначить требования к поддонам для входящих потоков грузов.

Блочные поддоны размером 48×40 дюймов начали использоваться в цепочках поставок товаров FMCG в конце 1990-х и начале 2000-х годов, чему способствовали поставщики арендных паллет CHEP и PECO, предоставляющие их пользователям на территории США. На тот момент блочные модели уже использовались в европейских цепочках поставок. Размеры паллет, представляемых операторами арендного фонда, как правило, соответствуют рынковым стандартам.

На сегодняшний день около 30% паллет, производимых в США, соответствуют размеру 48×40 дюймов.

Тип Габариты, ш х д х в, вес Аналог ISO
EUR, EUR1 800x1200x145мм, вес 20-25кг ISO1
EUR2 1000x1200x144мм, вес 33кг ISO2
EUR3 1000x1200x144мм, вес 29кг
EUR6 600x800x144мм, вес 9,5кг ISO0, 1/2 EUR
400×600 1/4 EUR
300×400 1/8 EUR

Что такое палетирование груза и товара на поддонах: зачем нужен этот процесс

Палета позволяет размещать на просторной платформе практически любые товарно-материальные ценности — от фруктов и овощей до деталей промышленных станков. Она идеально подходит для размещения в кузовах, прицепах и полуприцепах, а также защищает товары внутри от воздействия внешней среды.

Использование палет в процессе транспортировки, хранения, упаковки и хранения товаров предоставляет следующие преимущества:

  • Рациональное распределение полезного пространства в транспортном средстве;
  • Сокращение времени на выполнение традиционных погрузочно-разгрузочных работ;
  • Сохранение товарного вида и полных характеристик товарно-материальных ценностей.

Процесс палетирования играет критическую роль в успешном развитии бизнеса, аналогично оптимизации рутинных бизнес-процессов. Для решения этих задач мы рекомендуем использовать программное обеспечение от компании Cleverence.

надежные грузоперевозки

Разница между обычными и европейскими поддонами

Существуют значительные различия между грузовыми поддонами, производимыми в России и за рубежом, связанные с различиями в стандартах. Европейские производители, занимающиеся производством поддонов, пристально ориентируются на регламент, прописанный в документах EPAL — European Pallet Association. Это включает нормативные акты ISO3676, ISPM 15, ISO TK/22 и UIC 435-2/435-4.

На международных палетах всегда присутствуют специальные маркеры в виде надписей EUR, заключенных в овал. Организации, изготавливающие поддоны на территории России, опираются на нормы, прописанные в ГОСТ 9078–84 и ГОСТ 9557–87. В первом из этих стандартов практически нет строгости, так как он относится исключительно к дереву. Второй стандарт более требователен и по сути напоминает европейские правила от EPAL.

Оцените статью
Добавить комментарий