Обратные клапаны из пластика самые дешевые, но они непрактичны. Лучше установить металлические обратные клапаны с резьбой в американском стиле. Самые прочные и долговечные — из нержавеющей стали.
Обратный клапан для воды для насоса: виды и особенности
В гидравлической системе вода должна течь в одном направлении. Этого можно добиться, установив обратный клапан для водяного насоса, который обеспечивает движение воды в нужном направлении. Он может стабилизировать давление в системе водоснабжения и предотвратить утечку или неожиданную остановку водяного насоса. Однако необходимо выбрать подходящую модель и установить ее согласно соответствующим правилам. Именно этому посвящен данный обзор.
Из чего состоит и как работает обратный клапан для воды для насоса?
Обратный клапан состоит из двух перпендикулярных друг другу цилиндров, которые соединены между собой и образуют единую полость. Один цилиндр с резьбой используется для подключения изделия к системе водоснабжения. Другой является закрытым. Внутри клапана, в образовавшейся полости, находится механизм, который пропускает воду в одном направлении. В рабочем положении он всегда открыт, чтобы вода могла беспрепятственно проходить через него.
Если создаваемое давление недостаточно, например, из-за утечки или поломки насоса, подача воды прерывается, так как механизм срабатывает и закрывает сечение трубы. Такая же ситуация возникает, если вода начинает течь в обратном направлении без давления: запорный механизм предотвращает это.
Шаровые
Шаровые обратные клапаны по конструкции похожи на дисковые, за исключением того, что проходное сечение закрывается резиновым шаром. Разновидности — с горизонтальным перемещением шара или с подъемом. Их корпуса обычно откидываются, чтобы их можно было обслуживать и чистить.
Однако к недостаткам можно отнести направленный монтаж, который требует вертикального монтажа, при котором шарик погружается в подшипник под собственным весом, при недостаточном потоке жидкости. Кроме того, конструкция несколько громоздка, что приводит к увеличению давления открытия. Поэтому она не используется в гравитационных контурах.
Лепестковый обратный клапан
Плунжер здесь представляет собой опорный диск, но на этот раз он закреплен на валу и может поворачиваться.
- Одностворчатые, – с одним лепестком на оси, расположенной сбоку от сечения. Жидкость откидывает лепесток в сторону, открывая сечение. Обратный поток прижимает пластину в исходное положение. Здесь вращение может быть подпружининным.
- Двустворчатые лепестки размещаются на оси, проходящей по центру трубы и они откидываются в разных направлениях.
Оба варианта характеризуются повышенным гидравлическим сопротивлением прямому потоку, некоторой сложностью конструкции и повышенной ценой. В то же время легкость открытия беспружинного клапана позволяет использовать его в системах с малым расходом, например, в гравитационных системах.
Обратный клапан на компрессоре
Он устанавливается между цилиндром поршневого компрессора и ресивером и предотвращает обратный поток воздуха из ресивера в камеру сжатия при выключении устройства.
Это важно: удерживая воздух в ресивере, обратный поток также обеспечивает плавный пуск. Если этот компонент удален, воздух давит на поршень, и двигатель не может провернуть коленчатый вал во время запуска.
Помимо обратного клапана, компрессор должен быть оснащен предохранительным клапаном. Этот предохранительный клапан предназначен для аварийного сброса давления в случае, если регулятор давления не сможет отключить двигатель генераторной установки. На следующем рисунке показан клапан сброса давления, без которого компрессор нельзя запускать по соображениям безопасности.
Устройство и принцип работы
Впускной возврат состоит из следующих элементов (см. рисунок ниже):
- клапан (6), который перекрывает входное отверстие и оборудован направляющими ребрами, предотвращающими перекос;
- резиновое кольцо (5), установленное в верхней части клапана (6);
- пружина (4), которая прижимает резиновое кольцо к входному отверстию и одевается на выступы, находящиеся на пробке (1) и на клапане (6);
- пробка, которая имеет уплотнение в виде картонной прокладки (2) и позволяет разобрать узел для чистки и ремонта.
Помимо впускного патрубка, обратный клапан имеет боковой отвод, через который он соединяется с баком, и тонкий отвод для подключения регулятора давления.
Обратный клапан работает по следующему принципу. При запуске компрессора воздух поступает в камеру сжатия через впускной клапан цилиндра, выходит через перепускной клапан и поступает во входное отверстие обратного клапана (7). При достижении определенного давления клапан (6) поднимается вместе с резиновой втулкой и сжимает пружину (4). Таким образом, проход для воздуха открывается. Воздух поступает в полость корпуса (3) и далее в выходное отверстие, соединенное с воздушным резервуаром. Когда устройство выключено, клапан (6) возвращается на свое место и закрывает входное отверстие с помощью пружины и давления воздуха из воздушного резервуара.
Где находится обратный клапан топливной системы
Расположение регулятора напрямую зависит от конструкции системы. Он может быть расположен между форсунками и баком, в распределителе или на топливном насосе. Тип топлива также влияет на положение клапана регулятора в топливной системе. Для дизельного топлива регулятор располагается рядом с форсункой и насосом низкого давления для обеспечения постоянного давления на входе в насос. Он также может быть расположен перед системой предварительного подогрева, что часто встречается на автомобилях с предварительным подогревом топлива.
Конструкция регулирующего клапана несложная. Весь механизм состоит из пружины, мембраны и самого клапана. Шаровой клапан оснащен специальным седлом из мягкого металла, откалиброванным с максимально возможной точностью.
Корпус клапана имеет три выхода: первый — для впускного коллектора, остальные — для выхода топлива. Топливо может свободно протекать через клапан только в одном направлении.
Из-за давления, оказываемого на клапан, оно не может течь обратно в клапан, поэтому он блокируется. Клапан открывается под действием движения пружины, вызванного отрицательным давлением, создаваемым увеличением оборотов двигателя. Избыток топлива стекает обратно в топливный бак.
Клапан топливной системы часто путают с редукционным клапаном. Чтобы избежать этого, внимательно прочитайте руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Редукционный клапан используется в инжекторных и дизельных двигателях и работает параллельно с управляющим клапаном топливной системы.
Управляющий клапан для дизельных двигателей в принципе ничем не отличается от «аналога», используемого на бензиновых двигателях, единственное отличие может заключаться в расположении этого узла.
Чего ждать от нерабочего обратного клапана
Хорошая новость заключается в том, что ничего нет. По крайней мере, с этого трудно начать. Вентилируемый дизельный двигатель — проблематичный камень преткновения. Системы впрыска топлива тоже не любят воздух в системе. Проблема начинается, когда вы останавливаете двигатель, и топливо, которое должно ждать следующего запуска (система должна поддерживать рабочее давление), уходит через рабочую магистраль в бак, а его место занимает воздух. Чтобы теперь запустить двигатель, необходимо привести давление в системе в норму и подать топливо к форсункам. Для этого стартерный двигатель должен вращаться 40-50 секунд, поэтому о полуцикличном запуске не может быть и речи.
Ситуация становится еще более запутанной, если кто-то перепутает обратный клапан с регулятором давления, который установлен на топливной магистрали большинства двигателей с впрыском топлива — 2110, 2114 и Kia Sportage 3.
Утечка воздуха в дизельном двигателе — ошибка, которую крайне сложно допустить на дороге
Его задача — выровнять давление в топливном распределителе, поскольку в противном случае форсунки не получают нужного давления и не могут подавать топливо в камеру сгорания. В момент выключения зажигания регулятор прекращает подачу топлива к форсункам, срабатывает механизм отсечки, и таким образом прерывается часть топливопровода от топливного насоса с обратным клапаном до топливной рейки. Теперь регулирующий клапан отвечает только за наличие топлива в системе. Проверить, кто виноват в этом случае, очень просто. Если давление в топливной магистрали в норме, а для большинства автомобилей оно должно быть в пределах 2-3 атм, то неисправен управляющий клапан.
Как мы видим, крошечный клапан может привести к хаосу. Это еще раз подтверждает, что в конструкции автомобиля мелочей не бывает, и любая поломка устраняется с головой, и только потом — руками.
Гидравлический удар
Высокая скорость закрытия клапана вызывает резкое падение давления в трубах. Такое повышение давления называется гидравлическим скачком. Скачок давления вызывает продольные трещины в трубах. Гидроудар очень опасен для всех видов оборудования с тонкими или хрупкими стенками, например, теплообменников и чугунных радиаторов. Наиболее часто гидроудар возникает в обратных клапанах, особенно в тех, которые имеют большие размеры. Для предотвращения гидроударов такие клапаны оснащаются специальными заслонками, которые плавно закрывают проходное сечение трубы.
Неправильное размещение обратного клапана в насосной трубе скважины также является причиной гидроудара. Если обратный клапан установлен на насосе на высоте более 9 м над поверхностью воды, то при выключенном насосе в трубе создается частичный вакуум, а при включении насоса вода очень быстро заполняет вакуум и сталкивается со столбом воды над заслонкой клапана. Скачок давления, создаваемый гидроударом, может привести к разрыву трубопровода и повреждению насоса или насосного агрегата.
Как разобрать обратный клапан
Загрязненный механизм не полностью перекроет поток воды, а сломанная пружина вообще не будет работать. Процесс разборки варьируется от типа к типу, но есть и общие черты. Обычно корпус устройства состоит из нескольких частей, которые можно открутить с помощью гаечных ключей соответствующего размера. При разборке устройства запомните расположение отдельных компонентов, чтобы после очистки от грязи и замены необходимых компонентов вы могли собрать их снова.
Нужен ли мне обратный клапан, если я установлю насосную станцию? Вода часто подается из колодца или скважины через накопительный бак. Насос при этом работает только для того, чтобы повысить давление в системе водоснабжения до определенного значения. Затем контур отключает насос, пока давление не упадет до определенного минимального значения.
Отсутствие клапана приводит к тому, что давление воды в системе падает сразу после отключения насоса. Обратный клапан в насосной станции также предотвращает гидроудар при включении насоса из-за падения давления. Зачем нужен обратный клапан, если у вибрационных насосов он уже есть? Строго говоря, в вибрационном насосе есть обратный клапан с резиновым поршнем, но он срабатывает только во время работы из-за высокого давления в рабочей зоне насоса. Поэтому клапан контроля воды для бурового насоса является важной частью системы и устанавливается сразу после насоса.
Почему при использовании внешнего центробежного насоса необходим обратный клапан? Для правильной и корректной работы насоса система насоса должна быть заполнена водой от конца всасывающего трубопровода до рабочего колеса.
Вся арматура для скважины, клапаны, краны, должны соответствовать санитарным нормам для водоснабжения. Не все материалы подходят для перекачки питьевой воды. Не стоит усугублять и без того нездоровую экологическую ситуацию.