Каррара – где добывают лучший в мире мрамор

Разработка каррарского мрамора представляет собой сложный процесс, требующий значительного профессионального опыта и специализированного оборудования. Эти навыки позволяют создавать великолепные скульптуры, фонтаны, столешницы и другие художественные произведения, которые служат настоящим украшением интерьеров и общественных пространств.

Что такое каррарский мрамор и как его добывают?

Каррарский мрамор

Каррарский мрамор считается одним из самых ценных и популярных видов мрамора в мире. На самом деле под этим термином объединяются несколько сортов этого камня, которые добываются в живописном городе Каррара, расположенном в Северной Италии. Данный материал активно используется как в строительстве, так и в производстве скульптур, а также для дизайнерского оформления интерьеров.

Особенности

Существует более ста сортов мрамора с различными оттенками. Однако каррарский мрамор выделяется среди них своим качеством и стоимостью. Слово «мрамор» имеет греческое происхождение и переводится как «сияющий». Он представляет собой кристаллическую горную породу, содержащую либо доломит, либо кальцит, в зависимости от своей разновидности. Единственным источником этому камню является регион Каррара в итальянской Тоскане.

Каррарский мрамор ценится во всем мире за свою красоту и декоративные качества. Он известен своими белоснежными оттенками, но также может варьироваться от белого до серого цветов, создавая уникальные визуальные эффекты.

Этот камень обладает тонкими и изящными прожилками, которые придают ему особую красоту.

Существует классификация различных сортов каррарского мрамора.

  • Первая группа включает в себя сорта низкого качества, такие как Бьянко Каррара и Барджелло. Эти виды мрамора часто применяются в проектах, где требуется большое количество материала.
  • Во второй группе располагаются сорта класса полулюкс, такие как Статуаретто, Браво Венато и Палисандро.
  • Третья группа объединяет сорта высшего класса, представляющие собой самые дорогие разновидности. Сюда входят Калаката, Микеланджело, Калдия, Статуарио и Порторо.

Итальянский мрамор отличается своей легкостью в обработке и имеет мелкозернистую или среднезернистую структуру. Сорта первой группы, такие как Бьянка Каррара, позволяют эффективно использовать мрамор для оформления интерьеров по доступной цене. Упоминания о каррарских месторождениях часто вызывают ассоциации с единым каменным массивом, но на самом деле речь идет о множестве изолированных карьеров, находящихся в горном хребте, которые обеспечивают мрамор разного цвета и качества.

Эти месторождения варьируются по количеству белых и серых частиц, а также по характеру прожилок. Несмотря на то что большинство добытого камня белого или серого цвета, порой можно найти экземпляры с темными лиловыми, голубыми и персиковыми оттенками. Знаменитый мрамор Медичи, обладающий характерными темно-фиолетовыми прожилками, был добыт именно здесь.

Из истории

С IX века до нашей эры на территории современной Каррары проживали племена лигурийцев. Город был основан во времена Римской империи как поселение для камнетесов, занимающихся добычей белоснежного мрамора. В его истории также запечатлены правления готов и византийцев.

Благодаря лангобардскому влиянию (langobardī) сгруппировавшемуся на северной итальянской земле, город развивался. Епископы из Луни (Luni), рядом расположенного города, где находился епископский собор и гавань, служили основными факторами социальной и экономической мощи Каррары, экспортируя мрамор, который также известен как лунийский (marmor lunensis). Мраморная добыча была выгодным бизнесом, что привело Венецию, Лукку и Пизу к борьбе за контроль над этим городом.

С конца XV века Каррара перешла к роду Маласпина (Malaspina), что привело к ее процветанию. Это время стало значительной вехой в экономическом развитии и культурном росте города, что отразилось в строительстве невероятно красивых сооружений, выполненных из знаменитого мрамора.

Каррара также witnessed революционные волны XIX века. Здесь была основана первая радикально настроенная анархическая группа под руководством Джузеппе Мадзини (Giuseppe Mazzini). Лишь после объединения Италии в 1861 году смутные времена в Карраре стали относиться к прошлому.

Достопримечательности

Кафедральный собор

Соборная площадь (Piazza del Duomo), представляющая собой трапециевидную форму и окруженная средневековыми постройками, является центральной исторической частью города. Здесь находится великолепный Кафедральный собор (Duomo di Carrara), который восхищает своим оригинальным ажурным убранством из белого мрамора. Внутри собора можно увидеть уникальные архитектурные детали, включая деревянный крест с распятием авторства Анджело Пуччинелли (Angelo Puccinelli) и его скульптуру Благовещении (scultura di The Annunciation), датированную XIV веком.

Привлекает внимание площадь и дом, в котором жил сам Микеланджело, память о котором увековечена мраморной табличкой. Соборная площадь также знаменита незаконченной статуей Гигант (la statua Gigante), над которой работал Баччьо Бандинелли (Baccio Bandinelli) и которая задумывалась как изображение бога Нептуна.

дворец Кибо-Маласпина

Одним из выдающихся зданий является дворец Кибо-Маласпина (Palazzo Cybo Malaspina), который включает в себя замок Маласпина. Вторая часть представляет собой ренессансный дворец, в котором сегодня располагается Академия изящных искусств. В её коллекции находятся одни из лучших скульптур в Италии, что подтверждает статус Каррары как знаменитого центра по созданию скульптур.

монастырь святого Франциска

Кроме этого, среди достопримечательностей выделяются многочисленные старинные церкви XVI-XVIII веков, такие как церковь Покровы (La Chiesa Veli), Богоматери слёз и Кармин (Madonna delle lacrime e Carmine). Монастырь святого Франциска (Convento di San Francesco), расположенный далеко за пределами города, также заслуживает внимания. Разнообразие статуй, поражающих своим стилем и мастерством, созданных известными мастерами, украшают площади, улицы и парки города. К примеру, статуя Порчеллино (Porcellino), творение Пьетро Такка (Pietro Tacca), и скульптура Каваллино (Cavallino), выполненная Артуро Дацци (Arturo Codazzi), являются яркими примерями мастерства.

Историю развития каррарской мраморной добычи, а также его разновидности можно изучить, посетив городской Музей мрамора, расположенный на улице Viale XX Settembre, всего в 3 км к юго-западу от Кафедрального собора. Вход в музей бесплатный. Дополнительную информацию можно получить по телефону +39 0585845746.

Дата создания и месторождения

Дата создания и месторождения

Исторические свидетельства о добыче каррарского мрамора датируются эпохой Возрождения в Италии. Именно в этот период были обнаружены руины древних карьеров, использовавшихся для извлечения этого прекрасного камня.

Современные запасы каррарского мрамора находятся в регионе Каррара, который входит в провинцию Масса-Каррара в Тоскане. Этот регион славится самыми богатыми и крупными месторождениями каррарского мрамора.

Существует более 300 месторождений каррарского мрамора, каждое из которых обладает своей уникальной геологической структурой и цветом. Наиболее известные месторождения располагаются в Апуанских Альпах, считающихся самым значимым и богатым в мире источником этого вида мрамора.

Уникальные характеристики каррарского мрамора

Одной из наиболее выдающихся характеристик каррарского мрамора является его белый цвет, который считается чистейшим и ярким среди всех его аналогов. Этот белоснежный оттенок создает впечатление простора и света, придавая интерьеру особую роскошь и изящество.

Каррарский мрамор также известен своей мягкостью и тонкой текстурой. Его поверхность гладкая и приятная на ощупь, что делает его идеальным выбором для скульптур и архитектурных элементов. Каждая плитка каррарского мрамора обладает свободным узором и рисунком, что придает ей неповторимый и узнаваемый вид.

Ещё одной важной характеристикой каррарского мрамора является его прочность и устойчивость к внешним воздействиям. Он может выдерживать высокие температуры, устойчив к царапинам и пятнам, что делает его идеальным для кухонных столешниц, полов и ванных комнат.

Каррарский мрамор славится своей устойчивостью к ультрафиолетовому излучению, что означает, что он не выгорает на солнце и сохраняет свой изначальный блеск, даже при регулярном воздействии солнечного света.

Несомненно, каррарский мрамор является не только эстетически привлекательным и утонченным материалом, но и экологически чистым и натуральным выбором. Он не содержит вредных химикатов и не выделяет токсичные испарения, что делает его безопасным для здоровья человека и окружающей среды.

Все эти уникальные характеристики делают каррарский мрамор одним из самых ценных и востребованных материалов на ведущих рынках. Он используется для создания архитектурных шедевров и произведений искусства, а также для отделки интерьеров величественных дворцов, галерей и роскошных домов по всему миру.

Где используется?

На протяжении веков каррарский мрамор использовался для создания величайших произведений искусства.

  • Из этого камня был построен Пантеон — знаменитый памятник римской архитектуры, датированный периодом расцвета. Он также использовался для создания индуистского храма в Дели и мечети в Абу-Даби.
  • Этот материал послужил основой для работы известных скульпторов. Микеланджело создал знаменитую статую Давида в начале XVI века из одной глыбы мрамора длиной пять метров. Эта статуя была установлена на площади Синьории во Флоренции.
  • Другим шедевром, выполненным из этого материала, является рельеф Пьета, находящийся в Ватикане, где изображена Дева Мария, держащая на руках мертвого Иисуса. Скульптор мастерски воспроизвел даже мельчайшие детали.

Пьета

Статуетка

Детали интерьера

Однако использование каррарского мрамора не ограничивается лишь выдающимися произведениями искусства. Этот мрамор признан одним из лучших отделочных материалов в мире. Использование мрамора и других камней для оформления стильных интерьеров стало весьма распространённым. Например, столешница для кухонного стола из каррарского мрамора при добавлении фартука из того же материала придаст кухне не только стильный, но и весьма элегантный вид.

Используя диодную подсветку, можно создать оптический эффект невесомости камня. Этот материал также активно используется в ванной комнате для создания настенной плитки, раковин и столешниц. Ванна из каррарского мрамора будет служить долго, подчеркивая роскошь интерьера, а сочетание мрамора со стеклом визуально уменьшает массивность каменных элементов.

Ванная из каррарского мрамора

Столешница из каррарского мрамора

Считается, что срок службы каррарского мрамора может превышать 80 лет. Этот материал идеально подходит для использования как в качестве настенной, так и напольной плитки в интерьере гостиной. Также из него можно выполнить столешницы и каминные фасады. Каррарский мрамор подходит как для классического, так и для современного стилей, сочетая в себе элегантность с практичностью и долговечностью. Его можно использовать как для создания крупных архитектурных форм, так и для небольших предметов.

Присутствие каррарского мрамора в дизайне интерьера создает атмосферу вечности, ощущение прикосновения к древней римской истории.

Этрусски

Начало добычи каррарского мрамора относится к VI веку до нашей эры, когда его начали извлекать этрусские мастера из Пизы и Вольтерры. Об этом свидетельствует приблизительно сто артефактов, среди которых находятся мемориальные чипы различной формы, подставки и миниатюрные статуэтки женщин, найденные в пизанской провинции.

Уже во II веке до нашей эры в окрестностях восточнее от Каррары начали добывать Бардильo (Bardiglio), но в районе Полваччо (Bacino del Polvaccio) был найден материал более высокого качества, который превосходил греческие аналоги – с плотной текстурой, мелкой кристаллизацией, яркой белизной и своеобразной полупрозрачностью, подходивший для создания скульптур.

Примерно через сто лет, во время республиканского Рима, когда римляне завоевали Апуаны, производство мрамора стало более активным. При императоре Тиберии было открыто около 189 карьеров, которые стали собственностью империи, где находились офисы и квартиры римских чиновников, собирающих налог на приобретение. В этих карьерах трудились не только рабы и уголовные преступники, приговоренные к принудительным работам, но и свободные ремесленники. Археологи находили здесь различные инструменты и монеты.

Как сообщает Плиний Старший, до второго столетия нашей эры, именно из этой горной местности экспортировался чистейший мрамор, который через порт Луны (Луни) отправлялся по всему Средиземноморью, во Францию, Испанию и Северную Африку. Из этого камня была создана колонна Траяна (Colonna Traiana).

Также из каррарского мрамора Микеланджело сделал свою знаменитую скульптуру Пиета (Pietà). Затем, в течение восьми месяцев, он вместе с рабочими, привязывая себя веревкой, обрабатывал глыбы, уже представляя, как внутри находятся двенадцать гигантов, предназначенных для украшения гробницы Юлия II. Можно легко представить, как он работал в одиночестве на палящем солнце, с пыльными руками, мечтая превратить массивный камень в единую величественную статую. С тех пор многое изменилось, но международных художников, таких как Ян Фабр и Маурицио Каттелан, все равно влечет к себе каррарская мраморная традиция и ощущение свободы, царящее на ее вершине.

Существуют приметы каменотёсов, которые отмечали свои блоки на древней Стелле III века до н. э., найденной в Фантаскритти с изображением Юпитера, обнимающего своих сыновей – Геракла и Вакха. Для всех, кто приезжал за выбором камня, было традицией гравировать свою подпись, оставленную здесь такими мастерами, как Джамболонья, Канова и даже русский генерал Остерман Толстой, который оставил свою подпись на кириллице.

Техника добычи мрамора

Добыча каррарского мрамора в древности основывалась в основном на выявлении природных трещин, в которые делали канавки, вбивали деревянные клинья и поддерживали их во влажном состоянии. Это позволяло разбухшему дереву разрушить заданный блок. Иногда можно было обойтись использованием железного клина и молота, после чего начиналось обтесывание сторон. Каждому каменотёсу была назначена определенная специализация. Особую, довольно опасную, роль исполняли текьяйоли — скалолазы, которые искали слабые места на камне. Затем тяжелые блоки перетаскивали на специальной подкладке, используя бревна для облегчения спуска вниз, до места, где ожидали телеги с волами. Такой метод использовался вплоть до XIX века.

С XI века в Апуанах вновь начали открывать месторождения. Строительство Дуомо на Площади Чудес было завершено в 1092 году, его баптистерия в 1163 году, а колокольни — в 1174 году. Монументальный Кампосанто был завершён в 1214 году. В 1265 году Никола Пизано отправился в Каррару, наряду с поисками мрамора для кафедры Сиенского собора. В 1302 году его сын Джованни отправился за мрамором для аналогичного проекта, но для Пизанцев. В 1319 году огромное количество материала было закуплено для церкви Санта-Репарата во Флоренции.

В 1500 году, когда в Массе-Карраре правила династия Маласпины, крестьяне организовались в гильдию каменотёсов. И даже при возросшем спросе в эпоху Возрождения, проблема транспорта оставалась актуальной. Именно поэтому приходилось тащить мрамор до порта на расстоянии 10 км. Оттуда его отправляли на суда по реке Арно, затем меньшими лодками до перевалочного пункта в Ластра Синья, и вновь на колёсах. На протяжении следующих ста лет (в 1900-х) широко использовалась взрывчатка. Хотя это и облегчало процесс, остававшиеся отходы значительно препятствовали.

Вскоре начались эксперименты с распилкой мрамора с помощью мощных спиральных тросов, которые охлаждали составом из кварцевого песка и воды. Внедрение моделей с алмазными насадками, оснащенными маленькими шариками диаметром 5 мм, ускорило процесс, не теряя материала, и позволило транспортировать его прямо с места распила.

В послевоенные годы для доставки мрамора начали использовать списанные американские военные грузовики, заменившие традиционные самосвалы. Еще несколько лет назад для погрузки использовались лебедки, но в настоящее время этот процесс осуществляется с помощью больших экскаваторов с лопастями. Новые технологии значительно упростили способы добычи и улучшили качество жизни, однако отношение к этим вечным механизмам продолжает требовать уважения и бережного отношения к природе.

Оцените статью
Добавить комментарий