Бакелитовая фанера: что за материал, как производится и где используется

Этот материал известен под многими названиями, такими как бакелизированная фанера, морская фанера, корабельная фанера, дельта-древесина, а также ДСП-10 и прочее. В процессе его производства используется лиственная или хвойная древесина, однако наибольшей популярностью пользуется березовый шпон из-за его высокой плотности и прочностных характеристик.

Бакелитовая фанера: особенности и сфера применения

Бакелитовая фанера является уникальным влагостойким материалом, который изготавливается из шпона березы или сосны. После склеивания слоев, листы покрываются специальным лаком, придающим защитные свойства. Этот вид фанеры выделяется среди других аналогичных материалов своей нечувствительностью к увеличению влажности и огню, низким температурам и воздействию агрессивных химических веществ. Показатели качества материала остаются на высоком уровне на протяжении 10 лет, что и определяет широкий диапазон его применения.

Фото: ООО 'Нованетекс'

Фото: ООО «Нованетекс»

Популярные марки бакелитовой фанеры

  • ФБС. На наружные поверхности этого материала наносится пропитка спирторастворимыми смолами, в то время как внутренние слои остаются необработанными. Марка ФБС используется в автомобильном, приборостроительном, и судостроительном производстве.
  • ФБВ. Здесь наружные поверхности обрабатываются фенолформальдегидной пропиткой, в то время как остальные внутренние части остаются без покрытия. При использовании этой фанеры в условиях повышенной влажности рекомендуется дополнительная окраска.
  • ФБВ1. В данной модели все слои полностью покрыты фенолформальдегидным лаком. Процесс эксплуатации этой фанеры наиболее рекомендуем, когда условия характеризуются нормальным уровнем влажности.
  • ФБС1 — А. В данном случае наружные и часть внутренних слоев поддаются обработке фенолформальдегидной смолой. Эта фанера подходит для создания конструкций, которые не контактируют с водой.

Ранее данный материал активно использовался в авиационной отрасли, но со временем его начали заменять более современные и эффективные альтернативы. В настоящее время листы бакелитовой фанеры широко применяются в строительстве и судостроении, включая обшивку яхт, кораблей и катеров.

В автомобильной промышленности из влагостойких листов производятся контейнеры и открытые кузова. Некоторые виды фанеры также находят применение в создании гидротехнических сооружений. При возведении жилых и производственных объектов данный материал часто используется для создания перегородок, колонн и арок.

Из прочных листов могут изготовляться рекламные конструкции, мебель и упаковочные короба. В авиации от бакелитовой фанеры не отказались полностью: она по-прежнему используется при сборке планеров — летательных аппаратов без двигателя.

Маркировка

На сегодняшний день производители фанеры выпускают 4 вида бакелизированной фанеры:

Первая буква в маркировке обозначает тип материала — фанера, а вторая буква указывает на его вид, в данном случае, бакелитовый.

Последняя буква обозначает тип смолы, использованной для склеивания:

  • С — спирторастворимая;
  • В — водорастворимая.

Также важно понимать значение последних символов в маркировке: буква A показывает, что материал может быть использован в автомобильной промышленности, а цифра 1 указывает на то, что каждый слой имеет свою собственную пропитку. Если этой единицы нет, то только первый и последний слои покрыты пропиткой, что снижает прочностные характеристики материала.

Технические характеристики

Бакелитовая фанера: что за материал, как производится и где используется 2

Бакелитовая фанера обладает рядом характеристик, которые определяют ее применение:

  • Плотность данного материала находится в пределах 1200-1300 кг/м³, что более чем в два раза превышает аналогичные показатели для других видов древесины.
  • Этот вид фанеры демонстрирует высокую устойчивость к соленой воде, что делает его идеальным для использования в судостроении. Также он не деформируется под воздействием кислоты и слабощелочных растворов.
  • Листы обладают максимальной пожаробезопасностью: благодаря лаковой обработке, они не воспламеняются даже при контакте с открытым огнем, а лишь тлеют и обугливаются.
  • Фанера устойчива к экстремальным температурным условиям — допускается использование в диапазоне от -50 °C до +50 °C.
  • Она не подвержена влаго- и водопоглощению, древесина не набухает и нет риска расслоения.
  • Экологичность материала также на высоте: при производстве не используются вредные вещества, и сами листы не выделяют токсинов, что обеспечивает их безопасность даже в помещениях.

Толщина листа варьируется от 6 до 40 миллиметров и зависит от количества слоев. Стандартные формы листов могут быть квадратные или прямоугольные, длина колеблется от 1220 до 5700 миллиметров, в то время как ширина может достигать 1550 миллиметров. Однако многие заводы учитывают индивидуальные пожелания клиентов и принимают заказы на производство нестандартных размеров фанеры.

Маркировка

Бакелизированная фанера поставляется в различных сортах, поэтому важно правильно определить, какой из них необходим. Примеры доступных маркировок:

В этих обозначениях первые две буквы указывают на название и тип материала — бакелитовая фанера. Следующая буква обозначает клеящий состав, использованный в производстве: спирторастворимый (С) или водорастворимый (В). Цифра 1 указывает на наличие пропитки лаком во всех слоях, а буква A показывает, что материал может использоваться в автомобильной отрасли.

Основные технические характеристики

Бакелитовая фанера: что за материал, как производится и где используется 3

Бакелитовая фанера — это самый дорогой вид шпона, что связано с ее выдающимися техническими характеристиками и преимуществами по сравнению с другими типами:

  1. 1. Высокая плотность, которая почти вдвое превосходит аналогичную березовую фанеру без бакелитового покрытия.
  2. 2. Устойчивость к горюче-смазочным материалам, кислотам и щелочам, а также к воздействию воды, включая морскую с высоким содержанием соли.
  3. 3. Огнеустойчивость: благодаря фенолформальдегидной смоле, шпонированные листы не горят. Даже при контакте с открытым огнем, их поверхность лишь тлеет и обугливается без быстрого распространения пламени.
  4. 4. Защита от температурных колебаний: материал может использоваться в диапазоне от -50°C до +50°C.
  5. 5. Высокая влагоустойчивость: материал не набухает при длительном контакте с водой, что делает его идеальным для судостроения и других водных сооружений.
  6. 6. Экологичность: в составе отсутствуют токсичные компоненты, потому шпонированные листы, покрытые бакелитовым лаком, безопасны для всех видов работ.

Стандартная форма этого материала может быть квадратной или прямоугольной, а его толщина варьируется от 5 до 40 мм. От этого зависит эксплуатационный срок шпонированных листов и, соответственно, их цена.

Где применяется

Выбор сорта бакелитовой фанеры зависит от множества факторов, включая назначение, уровень влажности и температуры.

  1. 1. ФБС — фанера с особыми лицевыми листами, пропитанными спирторастворимой смолой. Идеально подходит для использования в производстве автомобилей, судов и в машиностроении.
  2. 2. ФБС-1 — вся фанера покрытия пропитана смолой, что значительно повышает ее защитные качества, позволяя использовать в помещениях с высокой влажностью.
  3. 3. ФБВ — влагоустойчивый шпон, отлично подходящий для судостроения.
  4. 4. Материал, обозначение которого включает букву A, применяется для создания внутренних перегородок в автомобилях и обшивки салонов, а также для изготовление каркасов тентованных прицепов.

Этот вид фанеры также активно используется в строительстве: при возведении каркасных домов, хозяйственных построек, а также для создания шлюзов гидротехнических сооружений и опалубки. Материал также подходит как для внутренних, так и для наружных отделочных работ.

Благодаря смоле, обеспечивающей влагостойкость, фанера часто используется в морском строительстве, и может длительное время находиться в контакте с водой, в том числе, морской, без появления каких-либо дефектов.

Фанера также находит применение в авиации: во времена Второй мировой войны она использовалась для создания военных самолетов, а в настоящее время ее используют для производства планеров — самолетов без мотора.

Другие области применения бакелизированной фанеры включают использование в различных декорациях, стендах, наглядных пособиях и макетах.

Широкая универсальность делает этот материал востребованным во множестве секторов, что подтверждает его популярность на рынке.

Что влияет на цену

Бакелитовая фанера: что за материал, как производится и где используется 4

Стоимость бакелитовой фанеры формируется из нескольких факторов. Прежде всего, это сорт фанеры. Наиболее дорогой вариант — ФБС, чья производственная основа — березовый шпон. В то время как ФБВ-1 и ФБС-1-А являются более бюджетными вариантами, так как они изготавливаются из древесины более низкого сорта.

Еще один важный фактор, влияющий на стоимость, это толщина и ширина листа. Чем большие значения, тем выше цена материала.

При этом можно встретить одинаковые сорта фанеры с различной стоимостью. Причиной разницы в цене является вид смолы, использованной в процессе производства. Поэтому перед покупкой фанеры крайне важно тщательно изучить ее состав и удостовериться в наличии соответствующих сертификатов у продавца.

Хорошего качества бакелитовая фанера качественно выполняет свои функции и сохраняет эксплуатационные характеристики на протяжении многих лет. Однако для этого необходимо выбирать материал строго в соответствии с поставленными задачами, а также детально изучать все технические характеристики.

Недостатки материала

Удельный вес бакелитовой фанеры достаточно велик по сравнению с аналогичными материалами. Изделия и покрытия из фанеры будут иметь значительный вес, что важно учитывать при планировании нагрузки на несущие конструкции.

Совет! Еще одним недостатком является высокая цена: небольшой лист такого материала может стоить от 2500 до 3500 рублей. Использовать этот композит для возведения временных сооружений может быть экономически невыгодно.

Где применяется фанера?

Чаще всего ДСП-10 приобретается для проведения разнообразных строительных работ. Из него изготавливаются многоразовые опалубки, навесы, перегородки и различные архитектурные элементы. Материал также успешно используется в автомобилестроении, где из него делаются полы в некоторых типах транспорта, включая фургоны.

Несъемная опалубка

Фанера также находит широкое применение в судостроении, строительстве лодок, а также в производстве морских контейнеров. Мебель из фанеры отличается долгим сроком службы и не требует частого ремонта. Из нее можно соорудить и небольшой летний домик для дачи и сада, который будет не только эстетически привлекательным и комфортным, но и очень прочным и долговечным, как и другие сооружения из этого высококачественного пиломатериала.

Бакелитовая фанера: виды, состав, характеристики и области применения.

Оцените статью
Добавить комментарий