При добавлении указанного продукта необходимо быть предельно внимательным, так как существует риск его избыточного наливания — в таком случае он может просочиться на обратную сторону через грунт на холсте. Тем самым, существует вероятность того, что слой краски станет непрочным, рыхлым и в конечном итоге начнет осыпаться.
Чем развести масляную краску
Несмотря на то, что в последние годы появилось множество лакокрасочных материалов нового поколения, традиционные масляные краски продолжают пользоваться значительной популярностью. Это объясняется тем, что краски на масляной основе обладают невысокой ценой и при этом демонстрируют отличные эксплуатационные характеристики.
При работе с большинством красок важно избегать слишком толстого слоя. Он гораздо быстрее подвержен растрескиванию и отслаиванию. Толщина слоя зависит от вязкости используемого материала. Чаще всего масляные лакокрасочные материалы становятся более густыми при длительном хранении, что требует их разведения перед началом малярных работ. Развести нужно также густотертые составы, обладающие пастообразной консистенцией. Для того чтобы краска ровно ложилась на поверхность и экономно расходовалась, ее разбавляют олифой или растворителями.
Уайт-спирит и сольвент
Уайт-спирит является наиболее известным растворителем, о котором слышал каждый. Он производится при дистилляции нефти и считается одним из лучших средств для растворения жиров и масел. Главные преимущества этого раствора заключаются в том, что он не ухудшает технические характеристики лакокрасочных материалов даже при высоких концентрациях. Окрасочный слой остается прочным, устойчивым к уловам ультрафиолетового излучения и влаги. Пленка может приобретать легкий матовый эффект. Уайт-спирит идеально подходит для восстановления сильно загустевшей краски.
Сольвент по своей сути похож на вышеописанный растворитель, но его состав отличается углеводородами. Он получается в результате испарения нефтепродуктов при низких температурах, благодаря чему обладает меньшей плотностью и быстрее испаряется. Это, в свою очередь, объясняет быстрое высыхание лакокрасочной пленки. Сольвент содержит лишь небольшое количество масляных соединений, что позволяет не снижать степень блеска получаемого покрытия.
Чем и зачем разбавляют масляные краски?
Разбавление красок — это общепринятая практика, которая может происходить по различным причинам и не всегда обязательно. В случае акриловых, акварельных и гуашевых красок разведение осуществляется просто — с помощью воды. Однако с масляными красками нужно быть более осторожными и проявлять смекалку.
Хотя масляные краски были использованы для создания множества шедевров и ценятся художниками, у них есть и один небольшой, но значимый недостаток — они быстро высыхают. Поэтому для работы с ними необходимо использовать специальные составы, а не воду, и очень важно правильно выбрать разбавитель.
Что же представляют собой эти составы и какой разбавитель лучше всего использовать для масляных красок?
Разбавители — это специализированные жидкости, которые позволяют уменьшить вязкость масляных красок во время работы, другими словами, они служат для их разжижения. Кроме того, большинство из них можно использовать для очистки кистей и палитр. Эти жидкости разнообразны и отличаются своим составом и характеристиками. Выбор конкретного разбавителя будет зависеть от желаемого результата.
Таким образом, давайте перейдем к выбору подходящего средства.
Часть вводно-теоретическая – общая картина маслом
Часто применяемые термины «разбавитель» и «растворитель» масляной краски могут показаться синонимами, однако между ними есть различия.
Это объясняется тем, что в каждом случае могут быть использованы разные вещества, которые подразделяются на две группы:
- Разбавитель — это добавка, используемая для улучшения текучести масла. Он лишь снижает вязкость, а при высыхании испаряется, не изменяя структуры краски. Таким образом, с его помощью происходит легкое нанесение густых красок на холст. Сюда можно отнести различные масла, такие как маковое, льняное, а также тройник.
Растворители включают следующие:
- Терпены — это природные углеводороды, которые получают из сосновой смолы. К ним относятся терпентин, скипидар, пинен и другие, все зависит от вида сосны, из которой они извлекаются.
- Уайт-спирит — продукт нефтепереработки.
Как правило, составы как разбавителей, так и растворителей комбинируют, что приводит к созданию различных растворов, предназначенных для разведения масляных красок. Однако существуют определённые компоненты, которые добавляют как в одну группу, так и в другую. Их наличие или отсутствие существенно влияет на характеристики и свойства конечной смеси.
Художественные разбавители, лаки, масла. Какие они бывают и где применяются
Разбавители, масла и лаки могут продаваться как в чистом виде, так и в смесях. Смеси, благодаря своей универсальности и удобству, пользуются высоким спросом, особенно среди начинающих художников. Например, разбавитель тройник (иногда его также называют разбавителем № 3). Он состоит из разбавителя, художественного лака и растительного масла. Ингредиенты перемешаны в различных пропорциях, что позволяет получить краски с насыщенным цветом и легким блеском, при этом сохнущие не слишком долго. Однако у тройника есть и один недостаток — использование масла может привести к сморщиванию красочного слоя. Поэтому некоторые художники предпочитают отдельно приобретать два компонента: лак и разбавитель, чтобы использовать их в своей смеси.
Также можно найти в продаже разбавитель № 1, который включает живичный скипидар и уайт-спирит. Он подходит для разбавления красок при создании имприматуры или текстурных паст, а также может использоваться для очистки кистей и палитры.
Разбавитель № 2 — это чистый уайт-спирит, который используется для аналогичных целей. Он подходит для разведения масляных красок и очистки поверхностей холста, кистей и палитры от остатков краски, но не рекомендуется для разбавления лаков из-за своей низкой растворяющей способности. При сочетании разбавителя № 1 и № 2 краска со временем тускнеет, а превышение нормы разбавителя № 2 может сделать красочный слой непрочным, что приведет к его разрушению и осыпанию.
Еще один из любимых разбавителей художников — это разбавитель № 4 (пинен), который назван так в честь сосны (Pinus — по-латински «сосна»). Пинен производится путем очистки живичного скипидара от смолистых примесей. В отличие от скипидара, пинен менее подвержен окислению, тем самым его применение предотвращает пожелтение и осмоление. Он обладает высокой растворяющей способностью и подходит для разбавления как красок, так и лаков. Пинен испаряется быстрее, чем разбавитель № 2, что обеспечивает достаточно быстрое высыхание красочного слоя. Однако стоит отметить, что его использование может привести к снижению блеска и насыщенности красок.
Масляный разбавитель — это еще один популярный выбор среди художников. Он представляет собой смесь отбеленного рафинированного льняного масла, уайт-спирита и сиккатива (успокоителя высыхания). Применение этого разбавителя значительно сокращает время высыхания красок, при этом минимизируя вероятность возникновения пожухлостей или осыпания красочного слоя. Кроме того, масло, вводимое в состав краски, делает ее более прозрачной и менее насыщенной, что может оказаться полезным при создании плавных цветовых переходов в живописи.
Мастера прошлого чаще всего использовали для своих работ разбавление красок исключительно растительным маслом, и этот метод по сей день остаётся актуальным. Как правило, используется льняное масло, которое должно быть рафинированным и отбеленным, что подразумевает его приобретение в специализированных художественных магазинах, а не в супермаркетах. При добавлении льняного масла заметно увеличивается время высыхания красочной пленки, что дает возможность в течение нескольких часов работать по сырому слою. Оно также используется для лессировок (создание прозрачных и полупрозрачных слоев). При этом цвет становится более насыщенным, а поверхность красочного слоя приобретает глянцевый блеск. Но даже у этого масла есть свои недостатки: следует учитывать риск пожелтения и возникновения пожухлостей. К слову, какие краски лучше использовать с льняным маслом и другими разбавителями — я подготовил исследование. Ознакомьтесь с ним перед тем, как отправиться в магазин за красками! Это может сохранить ваш бюджет и повысить качество ваших работ.
Резюме
Что же стоит купить в художественном магазине? Прежде всего, подумайте, что вы планируете рисовать, в каком стиле и за сколько сеансов.
Если ваша цель — быстро создать картину (многослойно, но не в стиле ‘алла прима’), то разумным будет использовать чистый разбавитель (пинен, живичный скипидар или уайт-спирит). Он быстро высыхает на холсте, тем самым ускоряя высыхание краски. При использовании растительного масла для разбавления, ваше произведение, наоборот, будет сохнуть долго (несколько суток). Тройник (а иногда просто смесь разбавителя и масла) позволяет добиться нечто среднее: красочный слой будет сохнуть в течение 2-3 дней, при этом насыщенность цвета не теряется, а риск появления пожухлостей, осыпания краски и пожелтения минимизирован.
Лаки делают красочный слой более защищенным, а цвет — ярче, придавая ему свойство быстро загустевать и обретать глянец. Эта способность особенно полезна на этапе подмалевка и при работе с лессировками. Краски высыхают быстрее, цвета сохраняют своих яркость, а полупрозрачные слои делают фактуру более плотной и блестящей. Для лессировок также можно использовать растительное масло. Если же вы работаете пастозно, то приемы с использованием лака и масла будут неуместными, так как фактурные мазки с блестящей поверхностью выглядят неэстетично. Когда нужно придать живописи матовость, лучше рисовать с использованием чистого разбавителя. Таким образом, красочный слой станет матовым и более мягким по цвету. Есть возможность писать и вовсе без разбавителей, лака и масел, используя лишь чистые краски. Художники прибегают к этому методу, когда хотят создать картины с плотной рельефной текстурой. Разбавители также не нужны при живописи мастихином.
Растворитель 647 для масляных красок
Растворитель 647 представляет собой достаточно сильное бесцветное химическое вещество, которое быстро воспламеняется и имеет резкий неприятный запах, типичный для данного типа растворителей. Эта жидкость часто используется для разбавления алкидных эмалей и пентафталиновых эмалей. Его активно применяют для разбавления лаков и шпаклевок. Кроме того, растворитель служит для обезжиривания поверхностей, которые необходимо окрашивать. Также растворитель 647 используется для промывки различных промышленных инструментов и деталей, а также для очистки загрязненных тканей.
При разбавлении краски нужно проявлять особую осторожность в отношении ее соотношения с растворителем, так как при неверной пропорции растворителя можно легко испортить краску. В разбавленном состоянии краска используется для улучшенного проникновения в поверхностный материал. Смесь краски с растворителем также применяется в качестве грунтовки.
Её необходимо тщательно размешивать в течение 10-20 минут до достижения однородной консистенции.
Таблица. Физико-химические показатели растворителя 647.
Растворитель 647 представляет собой однородную прозрачную жидкость, свободную от механических примесей.
После высыхания не должно быть наблюдаться побеления пленки, которая должна оставаться гладкой и без матовых пятен.
Масляная краска на олифе
На данный момент олифа считается универсальным растворителем. Она входит в состав масляной краски и при её нанесении образует тонкую пленку на поверхности.
Тип олифы, который стоит использовать, зависит от того, какой именно вид содержится в самой краске. Кроме того, все масляные краски могут быть классифицированы также по другим составным частям; в их состав могут входить разные пигментирующие вещества и наполнители. Если краска состоит лишь из одного компонента, то её название часто присваивается по наименованию этого компонента.
Также существует специальная классификация для олиф:
МА-0,25. Это обозначение, которое можно найти на упаковке, указывает на то, что в составе краски есть токсичные вещества, способные негативно сказаться на здоровье, и которые могут излучать характерный запах на протяжении длительного времени после высыхания.
МА-0,21. Краски на основе натуральной олифы. Их состав включает 96% натуральных масел (масла сои, подсолнечника, льна) и 4% сиккативов. Обычно они используются для окрашивания стен, окон и дверей как снаружи, так и внутри помещений.
ГФ-0,23. Галифталевая олифа используется в качестве заменителя натуральной.
ПФ-0,24. Данная маркировка относится к пентафталевой олифе, которая состоит на 50% из натуральных материалов и включает сиккатив или глицерин.
В соответствии со стандартами, на упаковке обязательно должно быть указано, какие растворители можно использовать с этой краской, а также расход на 1 квадратный метр при нанесении в 1-2 слоя.
Масляные краски считаются наиболее прочным и долговечным покрытием среди всех лакокрасочных материалов.
Эти краски идеально подходят для применения на штукатурке, металле, бетоне и дереве. Такое покрытие эффективно защищает поверхности от негативных влияний, таких как коррозия и гниение, а также от чрезмерной влаги. Более того, масляные лакокрасочные изделия могут также использоваться в качестве грунтовочной основы и обладают декоративным эффектом. Они яркие и могут применяться не только для наружной, но и для внутренней покраски стен.
Масляные краски незаменимы для творческих людей, ведь именно с их помощью зачастую создаются шедевры изобразительного искусства. Таким образом, можно сказать, что массовая доступность и привлекательность масляных красок в различных сферах жизни является еще одним значительным аргументом в их пользу.
Перед тем как определиться с выбором, которым способом лучше разбавлять краску, вам необходимо понять, что именно вам необходимо — выбрать растворитель или разбавитель. Растворитель необходимо использовать в случае, когда краска высохла, и нужно вернуть ей первоначальную консистенцию. После добавления растворителя дайте краске немного настояться — от нескольких минут до нескольких часов, чтобы она приобрела нужный вам результат. В то время как для оживления загустевшей краски лучше использовать разбавитель, который быстро снизит её вязкость и вернет желаемую консистенцию лакокрасочного состава.
Разбавители: №1 (смесь живичного скипидар и уайт-спирита), №2, №3 (уайт-спирит)
Эти разбавители можно использовать для удаления краски с холста, палитры и кистей, но не рекомендуются для разбавления масляных красок.
Они могут применяться как самостоятельно, так и в составе ‘тройника’. Использование только пинена делает красочный слой матовым и недостаточно долговечным. Данные разбавители подходят для выполнения быстрых учебных работ, увеличивая скорость высыхания красок.
Из недостатков разбавителей (№1,2,4) можно отметить их резкий запах, который вреден для здоровья.
Двойник
Двойник представляет собой смесь лака и масла или лака и пинена. Лак придаёт краскам плотность, насыщенность и блеск.
Этот вариант разбавителя считается самым универсальным. В его состав входят: масло (для разбавления красок) и лак (для придания прочности и блеска), а также пинен (ускоритель высыхания).
Из всех возможных вариантов, я настоятельно рекомендую использовать готовый или самостоятельно приготовленный классический разбавитель Тройник.
Также существуют водорастворимые масляные краски, о которых я уже упоминал ранее.