Не стоит торопиться с быстрой пропиткой заплатки. Сначала нанесите слой смоляной смеси на всю поверхность изделия. После этого вернитесь к начальной точке и уже там проведите более обильное пропитывание для достижения лучших результатов.
Ремонт стеклопластикового кузова автомобиля
Стеклопластик — это материал, используемый в процессе производства для создания кузовов определённых моделей автомобилей. Следует отметить, что кузовные детали из стеклопластика не всегда отличаются высокой прочностью. Однако этот материал обладает целым рядом неоспоримых преимуществ по сравнению со сталью:
- Удобен в ремонте;
- Имеет устойчивость к воздействию влаги;
- Обладает низкой теплопроводностью;
- Прост в работе и легко монтируется;
- Ремонтированные детали могут прослужить долго;
- Обеспечивает умеренную стоимость в процессе ремонта кузова, сделанного из стекловолокна;
- Не подвержен коррозии.
Для выполнения работ со стекловолокном, помимо стандартного набора инструментов, необходимо наличие дополнительных предметов:
- Резиновые перчатки;
- Контейнер для смешивания состава;
- Лопатка для перемешивания клея;
- Кисть шириной 3,75 см для покраски;
- Большое количество старых газет для защиты рабочих поверхностей.
Хотя использование покрасочного валика не является обязательным, его наличие может оказаться весьма полезным. Чтобы удалить смоляную смесь с кистей, стоит использовать специальный раствор для снятия смолы, так как она твердеет на кистях. Также можно применять моющее средство в виде густой пасты, приготовленной на горячей воде, для удаления остатков смолы, пока она ещё не затвердела. Применение ацетона, как правило, связано с определёнными рисками, хоть он и является эффективным очистителем.
Во время работы обязательно надевать защитные резиновые перчатки. Работая с жидкими смолами, необходимо дополнительно наносить защитный крем на кожу под перчатками. Респиратор поможет защитить лицо и дыхательные пути от вредных частиц, которые могут образоваться во время резки и шлифовки.
Резку и шлифовку желательно проводить на улице. Если работы ведутся в помещении, необходимо убедиться, что рядом нет детей или домашних животных.
Краткие сведения о стеклопластике
Термин «стеклопластик» возник в результате сокращения. Более точным названием этого материала является фибергласс, которое является торговой маркой в США. Эта марка занимается производством силиконовых или, иными словами, стеклянных волокон. Именно из плотно прижатых друг к другу таких волокон формируется матовая основа, известная под названием стеклопластик. Наиболее точным определением этого материала будет: пластиковый состав, усиленный стеклом. Его основное отличие от обычного пластика заключается в том, что он не подвержен влиянию жары и не размягчается. Имея небольшую массу, стеклопластик демонстрирует прочность, превышающую прочность некоторых сортов стали.
Волокна данного материала, формируемые из тысяч взаимосвязанных нитей микроскопического размера, практически невидимы невооруженным глазом и служат основой. Несмотря на то, что основа выглядит белой, на самом деле такой цвет связано с веществом, которое связывает и удерживает волокна между собой, что в конечном итоге формирует лист. Понимание особенностей этого связывающего вещества важно при пропитывании смолой.
Полистирольная смола (также называемая эпоксидной смолой) представляет собой мономер, составленный из длинных цепочек. Из этих составляющих образуется длинная последовательность молекул, которая напоминает цепь якоря. Когда смола находится в жидком состоянии, молекулярные цепи располагаются друг над другом. В смолу добавляется отвердитель, который инициирует химическую реакцию. Эпоксидная смола нагревается, и в результате из молекул формируется сложная взаимосвязанная сетка.
Избыточное количество отвердителя приводит к быстрому застыванию эпоксидной смолы и значительному выделению тепла. Чем сильнее нагревается смола, тем быстрее происходит её затвердевание. В тёплую погоду рекомендуется уменьшать количество отвердителя, чтобы избежать сложностей в работе с быстро застывающей смесью. При низких температурах желательно увеличить дозировку отвердителя или обеспечить дополнительный обогрев обрабатываемой зоны. Избыточное тепло или отвердитель может привести к расслоению эпоксидной смолы. В результате соединения со стекловолокном формируется вещество, прочность которого превосходит прочность каждого из его компонентов по отдельности. Данный подход используется не только в работе со стекловолокном, но и для усиления бетона, из которого формируются железобетонные конструкции.
Сам по себе отвердитель не инициирует процесс затвердевания смолы, как было описано выше. Для застывания в смолу должно быть добавлено вещество, известное как кобальтовый нафте-нат, также именуемое акселератором или ускорителем реакции. В большинстве российских смол уже содержится этот компонент, однако его также можно приобрести отдельно. Чем больше пропорция акселератора, тем быстрее происходит затвердевание. Рекомендуется выбирать смолу с уже включённым ускорителем. При покупке готовой смеси можно быть уверенным в том, что дозировка акселератора будет оптимально рассчитана для получения прочного и надёжного затвердевания смолы.
Обязательно соблюдайте меры предосторожности! Никогда не смешивайте отвердитель с ускорителем в чистом виде — такая смесь является взрывоопасной!
На рынке доступны различные эпоксидные полистироли и акселераторы, предназначенные для выполнения различных видов работ.
Материалы и инструменты
Для проведения ремонта повреждений в домашних условиях потребуется набор следующих инструментов из ремкомплекта:
- Компрессор;
- Строительный фен, который пригодится для прогрева рабочей поверхности, что позволит выпрямить вмятины и поднятые участки;
- Шлифовальная машина или болгарка с соответствующим диском для создания идеально ровной поверхности;
- Пульверизатор, необходимый для финальной покраски.
Помимо инструментария, для ремонта понадобятся следующие материалы:
- Набор для ремонта стекловолокна, включающий стекловолоконную ткань и эпоксидные смолы;
- Несколько видов шпатлёвок, такие как автомобильная и состав с добавлением стекловолокна;
- Растворитель для акриловых красок и средство для удаления смолы;
- Грунтовка, лак, мелкие кисточки размером 25-30 мм, силиконовые перчатки, скотч и респиратор;
- Рекомендуется наличие специального средства для снятия краски со стеклопластиковых покрытий;
- Набор наждачной бумаги с различными типами зернистости;
- Мелкоячеистая металлическая сетка для поверхностного укрепления швов;
- Емкость для смешивания эпоксидной смолы, инструмент для перемешивания, а также бумага для защиты нерабочих поверхностей.
Подготовка
В качестве примера рассмотрим процесс восстановления поврежденного автомобильного кузова или бампера из стеклопластика. В ходе работы следует помнить, что спешка в ремонте недопустима, так как любые малейшие недостатки будут заметны по завершении работ. Сначала необходимо тщательно очистить поврежденный участок от ржавчины, коррозии и остатков краски.
При ремонте бампера его следует снять и поместить на горизонтальную поверхность. Кромка разрыва подлежит зачистке для удаления остатков стеклопластиковых волокон. После этого обрабатывается поверхность на расстоянии 10-15 см вокруг повреждённого места. Обезжиривание очищенной поверхности также является важным шагом.
Во время восстановления стеклопластиковых панелей не рекомендуется одновременно исправлять множество повреждений.
Параллельная укладка стекловолокна на нескольких участках может негативно сказаться на качестве работы и привести к неопрятному виду — это будет особенно заметно после завершения ремонта. Обработка одного участка за раз оказывается гораздо более эффективной и качественной.
Способы ремонта стеклопластика
Существует несколько методов ремонта деталей из стеклопластика:
- Напыление;
- Наложение;
- Ламинирование.
При ламинировании используется специальный клей, который является оптимальным вариантом для ремонта, так как он изготавливается из недорогих материалов.
Методы напыления или наложения предполагают предварительное покрытие поверхности гелькоутом. Эти способы ремонта не только восстанавливают деталь, но и усиливают её прочность.
Материалы, используемые в ремонте
- Стеклоткань. Рекомендуется использовать марку T-26 с плотностью 285 г/м².
- Полиэфирные или эпоксидные смолы. В зависимости от типа работы выбирайте подходящие смолы. Например, для лодок подходит эпоксидная смола Crystic 2-446 PA, в то время как для бытовых изделий или автомобильного бампера — Crystic 952 PA. Также рекомендуем рассмотреть полиэфирные смолы от Aropol, к примеру, Aropol M 105 TB.
- Отвердитель. Идеальный вариант — Бутанокс М-50, который зарекомендовал себя как надёжный компонент.
- Стекломат. Нужна правильная плотность (300, 450, 600 г/м²), которая зависит от типа выполняемых работ.
- Стеклорогожа плотностью 160, 300, 560, 720 г/м².
- Соединительные пасты. Ненаполненная паста, например, Enguard 72 A или Crestafix 90-78, а также со стекловолокном Enguard BP 90 ARF или Crestafix 90-80.
Также стоит приобрести шпатлёвку. Если на изделии имеются глубокие вмятины, рекомендуется использовать шпатлёвку с содержанием стекловолокна. Для небольших дефектов лучше подойдёт универсальная шпатлёвка. Для выравнивания подойдет шпатлёвка с лёгким составом.
Не стоит забывать про гелькоут, парафиновый раствор, растворители, состав для снятия краски (который потребуется перед началом работ), грунтовку и лак. Для работы вам понадобятся кисти, валики и обязательно прежде всего защитные средства для органов дыхания — работайте в респираторе и перчатках!
Для шлифовки потребуется наждачная бумага как крупной, так и мелкой зернистости. Для усиления поврежденной поверхности потребуется мелкоячеистая армирующая сетка.
Нельзя забывать о ёмкостях, в которых будет происходить смешивание составов. Заранее посмотрите, чем будете перемешивать, например, можно использовать дрель-миксер для эффективного перемешивания.
Стеклоткань (стекловолокно) для ремонта кузова
Стекловолокно находит широкое применение в разных областях жизни, однако особенно активно его используют в автомобилестроении. Стеклохолст незаменим в процессе ремонта кузовов автомобилей благодаря своим уникальным характеристикам:
- чрезвычайно небольшой вес;
- устойчивость к внешним воздействиям и возгоранию;
- легкость и скорость монтажа;
- долговечность — срок службы может достигать до 50 лет;
- и, что также немаловажно, его сравнительно низкая стоимость.
Ремонт автомобиля с применением стекловолокна является недорогим и относительно простым вариантом выполнить кузовной ремонт самостоятельно. Это под силу любому, даже невежественному автолюбителю, в гараже и с минимальным набором инструментов. Тем не менее, стоит помнить, что такой ремонт актуален только при наличии незначительных повреждений, расположенных в зонах, где нет нагрузки.
Небольшие царапины и вмятины
Метод проведения ремонта будет зависеть от степени серьезности повреждений. Для исправления крупных, но незначительных полостей можно применять те же рекомендации, что и для отверстий. Небольшие неровности можно сгладить без дополнительных материалов, при условии, что стеклохолст перед этим подогревается феном и возвращается в первоначальную форму с лёгким физическим усилием.
Для восстановления утраченной части нужно использовать стекловолоконную ленту. Главная трудность заключается в подготовке детали с точной формой, соответствующей сломанной части. Край поврежденной детали необходимо тщательно подготовить и отшлифовать. Накладка также подвергается обработке на шлифовальном станке. Участки, которые соединяются, заполняются полиэфирной смолой и укрепляются стекловолокном. Заключительный этап — полировка и нанесение защитного декоративного покрытия, например, лака или краски.
Ремонт стеклопластиковых контейнеров и аналогичных изделий осуществляется аналогично процессу восстановления кузова. Если проект предполагает изготовление детали из стеклопластика с определенной формой, потребуется создать макет. Этот макет можно изготавливать из полимеров, пластилина, глины и других материалов, которые способны точно воспроизводить форму и размеры. Для создания небольших объектов рекомендуется использовать конструкции на основе пенопласта.
Стеклоткань должна быть пропитана по всей площади, для достижения максимального качества пропитки лучше разложить материал на стекле, которое находится на столе. При укладке стеклоткани на заготовку убедитесь, что она плотно прижата, чтобы избежать неровностей и появления воздушных пузырей. Стеклоткань укладывается в несколько слоёв, чтобы предотвратить высыхание предыдущего слоя. Окончательная прочность материала достигается за 3-4 дня, после чего изделие можно осторожно извлечь для дальнейшего использования.
Ремонт стеклопластика
Я приобрёл финский катер и хочу устранить пару пробоин, восстановив покрытие. Мне кажется, что необходимо каким-то образом просушить внутреннюю часть корпуса (сбросить воду, находящуюся между корпусами) и заменить пенопласт. Подскажите, как это лучше сделать?
#2
Рулевой 3-го класса
- Из: Санкт-Петербург
- Судно: четверть
Отправлено 19 июня 2007 — 12:45
Для получения детальной информации стоит обратиться к книге Д. Касея «Ремонт корпусов катеров и яхт, изготовленных из стеклопластика». Эта книга содержит множество рисунков. Её перевод выполнил кассир. Она доступна также у Логинова из Петербурга.
#3
- Из: Самара
Отправлено 05 мая 2008 — 13:57
Уважаемые форумчане! Поделитесь, пожалуйста, технологией наложения небольшой заплатки (длиной 20 см) на трещину в днище катера из пластика (С-55). У меня есть эпоксидный клей и стеклоткань. Дмитрий Самарский.
#4
- Из: Сургут
- Судно: Рикошет — микро
- Название: Домино
Отправлено 05 мая 2008 — 20:10
Уважаемые форумчане!
Поделитесь, пожалуйста, технологией наложения небольшой заплатки (длиной 20 см) на трещину в дне катера, выполненного из пластика (С-55). У меня есть эпоксидный клей и стеклоткань.
Извините за повтор, я просто новичок.
Порядок действий: срезать просохшие участки, тщательно высушить, зачистить, заклеить с внутренней стороны в три слоя.
Снаружи обработать до декора, замаскировать, зашпаклевать, загрунтовать, покрасить и заполировать.
#5
- Из: Сургут
- Судно: Рикошет — микро
- Название: Домино
Отправлено 12 мая 2008 — 19:36
А вот и мой опыт!
1. Промыть от грязи керосином, уайт-спиритом, протереть ацетоном.
2. Зашлифовать края трещин шлифовальной машинкой «на ус».
3. В местах трещин просверлить небольшие отверстия и снова прошлифовать.
4. Проклеить стеклопластиком с использованием выбранного связующего. Первые слои должны быть уже предшествующих. Толщина должна быть больше, чем у неповреждённых участков (забудьте о термине «слои»). Припухлости следует зашпаклевать, а затем отшлифовать и отполировать. Все необходимое и поэтапно описано в книге Кассея «Ремонт корпусов», перевод мой.
Можно задать вопрос?
1. Зачем промывать, если края шлифуются до живого места?
2. Если отшлифованы трещины, нужно ли сверлить отверстия?
3. Связующее для пластика — это не полиэфирная смола, а эпоксидная, не так ли?
4. Какую шпатлёвку и какие компоненты использовать? Чем потом красить?
С уважением.
#6
- Из: Москва
Отправлено 14 мая 2008 — 17:19
Отвечаю на вопрос два: если шлифованы края с трещинами, сверлить их не имеет смысла.
#7
- Из: Ульяновск
- Судно: Луч;СТ-25
- Название: 835, Глория
Прикрепленные изображения
#16
- Из: Сургут
- Судно: Рикошет — микро
- Название: Домино
Отправлено 18 мая 2008 — 20:00
Я приобрёл финский катер, и мне нужно заделать пару пробоин и восстановить покрытие. Полагаю, что следует просушить внутри корпуса (слить воду между корпусами) и заменить пенопласт. Подскажите, как это сделать?
Вы все ещё на форуме?
Важный момент — не забывайте о пенопласте, определите, корпус из полиэфирного или эпоксидного материала?
В первом случае вам необходимо разделить корпус и заменить весь пенопласт, а во втором — удалить его с помощью ацетона и заполнить двухкомпонентной пеной.
Пробоины заделать несложно.
#17
- Из: Сургут
- Судно: Рикошет — микро
- Название: Домино
Отправлено 18 мая 2008 — 20:08
Цитата пользователя ‘djeksom’ от 16 мая 2008, 15:46:
Ок, ещё раз к Вам. Вы можете прочитать на форуме «сколько может стоить», «ремонт декоративного слоя».
Без амбиций, будьте добры, прочтите?
Мне интересно ваше мнение, в особенности с аргументами и фактами.
#18
- Из: Ульяновск
- Судно: Луч;СТ-25
- Название: 835, Глория
Отправлено 19 мая 2008 — 20:21
Мне доводилось использовать смолу, которая простояла практически 12 месяцев, и она успешно затвердела (смола была М105В, приобретённая в Самарском филиале КОМПОЗИТА). Для меня стеклоткань — это как ткань, так и стекломат, применяемые очень часто. К сожалению, я не застал «Кадеты поляков», но на складе всё ещё остались два «поляка» оптимисты, изготовленные из полиэфира. Все наши суда годов 85-88 успешно сохраняются до настоящего времени, включая 800 серию; при ремонте выяснилось, что 800 серия и 21 серия имеют тканевую обшивку (из рогожи). Согласен, на эпоксидной основе легче клеить и корпус получается более жёстким, но техника и временные рамки работ становятся более строгими. Это также увеличивает время формовки и снижает скорость выхода готового изделия. Доставить смолу из Дзержинска становится дорого, так как транспортные компании не очень охотно берутся за перевозку химии, да и мы не можем позволить себе покупку бочки смолы — мы бюджетники, и средств на это не выделяют. В год мы используем всего 10 килограмм полиэфирной смолы. А фотографии я выложу немного позже: они показывают днище СТ-25 с поврежденным килем, который ремонтировался на эпоксидной основе; там образовались трещины в местах, не несущих серьёзной нагрузки. Теперь о вопросе «Сколько стоит ремонт декоративной отделки…» Относительно утверждения, что «Гель не является ремонтным материалом» — согласен, пробовал, он не затвердевает и остаётся липким. Но обратите внимание на то, что он используется в матрице, а каким образом можно наносить гель на готовое судно, тем более на крупное? Поэтому люди и предлагают использовать краску, чтобы избежать лишних проблем. Эпоксидная краска на стеклопластике? Пробовали, вполне сойдёт. Даже обычная ПФ-краска держится на корпусе (если у вас не ледокол) до 3-4 сезонов. Топкоут. Здесь сложнее. В большинстве случаев я покрывал угробленное перо руля топкоутом — в результате оно выглядело как новое. Уже прошло 4 сезона, и никаких признаков осмоса не наблюдается. Однако для работы с топкоутом необходимы стабильные температурные условия и время (и желательно минимальная пыль). Если вам удастся обеспечить все условия, то можете использовать его. Основная проблема при работе со смолой или гелем — сушка изделия: если оно не высохнет, гарантирован осмос. Даже если вы покроете не высушенное судно высококачественной яхтенной краской, осмос всё равно будет происходить, и краска начнёт слезать.