Латинское название города Пестум было Pestoum (Пестум). Среди главных памятников этой области выделяются три величественных дорических храма, посвященных богиням Гере и Афине.
5 классических сооружений, которые увековечили древнегреческую архитектуру
Получайте на почту одну самую читаемую статью раз в день. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте.
Достижения древнегреков оказали значительное влияние на развитие мировой науки, искусства, моральных норм и других аспектов, которых добилась человеческая цивилизация. Античная архитектура не стала исключением, она предшествовала одним из самых знаковых архитектурных стилей в мире. Искусство и архитектура древних греков остались в памяти человечества, оно продолжает вдохновлять современников, и мы вновь обращаемся к основам этой гармонии и красоты, которые можно наблюдать в значимых учреждениях и правительственных зданиях.
Особенности древнегреческой архитектуры
Изучая древнегреческую архитектуру, можно выделить несколько типов зданий, которые отражали культурные, социально-бытовые и религиозные предпочтения общества. Храмы, многоколонные залы, амфитеатры, общественные площади, а также отдельные образцы жилых зданий интересовали людей всех эпох.
Древние архитекторы придавали важное значение симметрии в проектировании, поскольку она помогала создавать упорядоченную и красивую архитектуру. Поэтому колонны, проемы и другие архитектурные элементы располагались на равном расстоянии друг от друга. Хотя большинство этих замечательных сооружений были созданы в давние времена, многие принципы проектирования, основы конструкции и акустические идеалы остаются актуальными и в наше время.
Парфенон в древности отличался великолепными фронтонами, которые завершали передний и задний фасады, а также непрерывным фризом, украшенным скульптурами и барельефами. | Фото: mymodernmet.com.
На иллюстрации представлены образцы колонн в дорическом, ионическом и коринфском стилях. | Фото: mymodernmet.com.
По данным авторов Novate.ru, соратники считают, что колонны были основополагающим элементом древнегреческих зданий и их проектировали в трех основных стилях:
- Дорический стиль. Дорический ордер, который является самым архаичным из всех стилей, характеризуется тем, что его колонны не имеют базы (широкой подставки) и лишены излишних украшений.
- Ионический стиль. Колонны в ионическом ордере стали отличаться скромными декоративными элементами, они более утонченные и часто включают в себя рельефный фриз.
- Коринфский стиль. Коринфский ордер считается наиболее декоративным среди всех стилей. Отличительная черта колонн этого стиля — сложные капители, которые стилизованы под корзину или колокол и часто украшены листьями или природными мотивами.
1. Храм Гефеста в Афинах (Греция)
Периоды развития древнегреческой архитектуры
Историю архитектуры древней Греции можно условно разделить на несколько ключевых периодов:
- Гомеровская эпоха (с XII до середины VIII века до н.э.) — это период зарождения и развития эллинской архитектуры, когда происходило постепенное распадение родового строя и возникновение новых классовых отношений. В основе эллинской архитектуры изначально были традиции эгейской культуры, однако с течением времени начали формироваться и новые, самобытные черты.
В бронзовом веке храмы ещё не строились. Лишь в начале VIII века появляется храм, конструкция которого напоминает мегарон, характерный для архитектуры Крита и Микен. Основным строительным материалом для храмов служил необожжённый кирпич, а крыши зачастую сооружали из дерева.
Большая часть информации о внешнем облике сооружений того времени была получена учеными из произведений Гомера. Древние дома строились из дерева и укреплялись металлической обшивкой для повышения прочности. Популярным строительным материалом в то время был сырцовый кирпич. К концу периода строители начали использовать черепицу, изготовленную из обожженной глины. Характерной чертой этого времени было строительство не только жилых домов, но и первых храмов.
Отличительная черта данного периода — формирование особенной планировочной системы, в которой важное место занимала колоннада, окружающая здание с всех сторон. Одним из самых ранних сооружений этого времени считается храм богини Геры, расположенный на острове Самос.
- Архаический период (с VIII по начало V века до н.э.) — этот этап характеризуется окончательным оформлением рабовладельческого государства и возникновением города-полиса.
В начале архаического периода также использовались деревянные и сырцовые кирпичные технологии строительства, но были добавлены терракотовые облицовки для отделки храмов. Постепенно для более важных объектов начали применять легкий известняк, а к концу периода основным строительным материалом стал мрамор.
На протяжении VII века до н.э. древнегреческое строительное искусство развивалось сразу в нескольких направлениях, имевших заметные различия. В этот период появляются первые образцы монументальных сооружений, а также начинают формироваться различные типы храмов и общественных зданий.
Зарождались и развивались архитектурные ордера, которые впоследствии стали основополагающими и знаковыми элементами в архитектурном языке древних греков.
- Классический период (с 480 по 400 годы до н.э.) — это время правления Перикла, в течение которого архитектура и искусство достигли высоких вершин.
В этот период широко использовалась отточенная до совершенного состояния ордерная система. Архитектурным объектам придавалась утонченность, а стиль каждого архитектора становился все более узнаваемым.
Афины заняли главенствующее положение как город с хорошей планировкой улиц. В других городах также начинали создавать новые жилые кварталы согласно единому плану.
В классический период формируется архитектурный облик типичного греческого дома, который имеет внутренний двор, окружаемый портиками, прообразом которого стал мегарон.
Ордерная система
Ордер в архитектуре представляет собой систему организации конструкции здания в определенной форме. С течением времени и с развитием стилистики различных ордеров устанавливается соразмерность между целым зданием и его отдельными частями, а также их композиция и пропорции. Со временем формы строений совершенствуются, и греческая классика достигает своего апогея.
В древнегреческой архитектуре выделяют три основных ордера:
Различия между архитектурными ордерами заключаются в формах колонн и антаблемента, а также в различных декоративных деталях и пропорциях.
Несмотря на отличия, планировка пространств зданий сохраняется схожей для каждой ордерной системы. Дорический и ионический ордера применялись не только для строительства культовых зданий, но и для светских сооружений и общественных пространств.
Каждый объект архитектуры является единством, созданным из различных архитектурных элементов, среди которых стоит отметить следующие:
В древнегреческой архитектуре использовалась система колонн и антаблементов, также называемая стоечно-балочной системой. Исполнением этой систематики стали храмы, которые первоначально возводились из древесины, а позже — из природного камня.
Долина греческих храмов
Долина храмов расположена на Сицилии, в области Агридженто, Италия, и содержит некоторые из самых значительных образцов греческой архитектуры. Здесь можно наблюдать достижения греков в период колонизации, который охватывает I половину 8-го до 5-го века до н.э.
Комплекс состоит из 10 храмов, подобные которым отсутствуют даже в самой Греции. Объект включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и содержит храмы, посвященные Конкордии, Юноне и Гераклу. Долина объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм Гефеста
Храм Гефеста, посвященный богу обработки металлов и ремесел, находится в Афинах, в районе Тисео. Этот храм был спроектирован Иктином, одним из архитекторов Парфенона. Храм Гефеста считается наиболее хорошо сохранившимся древнегреческим храмом в мире.
Храм стал доступен для широкой публики в рамках археологических раскопок Древней Агоры.
Храм был построен на холме Древней Агоры и представляет собой дорическое сооружение с колоннами, возможно, спроектированными Иктином. В здании 13 колонн с каждой стороны и 6 на торцах. Хорошо сохранившимися являются не только колонны, но и крыша.
Классический период
Классический период древнегреческой архитектуры охватывает время с 470 до н. э. до 338 до н. э. В этот этап продолжалось совершенствование стиля. Вместо песчаника начали использовать мрамор. Сооружения становились всё более легкими и элегантными. Примеры архитектурной этой эпохи можно наблюдать на Храме Тесея в Афинах, храме в Иллисе (который не сохранился) и храме Аптерос, находившемся у входа в некрополь Афин.
Период эллинизма, который продолжается с 338 до н. э. по 180 до н. э. в древнегреческой архитектуре, развивался под влиянием восточных мотивов. Ярким примером служит Храм Крылатой Афины в Тегее и Храм Зевса в Немея. Множество архитектурных сооружений с богатым декором было построено в Малой Азии, например, Monument к царю Мавсолу, Храм Афины в Приене, и Храм Феба Дидимского в Милеете.
Руины Храма Крылатой Афины в Теге.
Виды храмов в древнегреческой архитектуре
Анты (antae) — выделяющиеся элементы продольных стен здания по обе стороны от входа, предназначенные для поддержки карниза.
Наиболее ранним типом храма считается дистиль (храм в антах), представляющий собой прямоугольное или квадратное помещение, передняя часть которого открывается, создавая фасад, напоминающий лоджию с боковыми стенами (антами). Между антами на переднем торце выступают две колонны, что и дает название этому типу: «дистиль» означает «двуколонный».
Схема храма в антах.
Храм в антах — Сокровищница афинян, Афины, конец 6 — начало 5 в. до н.э.
Простильный храм имеет один портик и колонны на одном торце, которые заменяют анты.
Простильный храм с пристройкой.
Храм амфипростильный отличается наличием двух портиков с колоннами на обоих торцах.
Храм Ники Аптерос с двумя портиками в Акрополе. Афины. 449 — 420 до н.э. Архитектор Калликрат.
Храм периптерический основан на амфипростильном или простильном сооружении и расположен на высоком фундаменте с колоннадой по всему периметру. Ярким примером такого храма является Парфенон.
Парфенон. 447 — 438 до н.э. Зодчие Иктин и Калликрат.
Храм диптерический имеет двойной ряд колоннад, окружающий здание. Примером диптерической конструкции в древнегреческой архитектуре является Храм Артемиды в Эфесе, построенный в 550 до н.э.
Храм Артемиды в Эфесе.
Храм псевдопериптерический имеет вместо колонн полуколонны, которые выступают на половину диаметра колонн из стен. Храм псевдодиптерический включает внешний ряд колонн, за которым располагаются полуколонны, выступающие из стен. В древнегреческой архитектуре колонны исполняли важную роль, они служили определяющим модулем, к которому подбирался масштаб других элементов сооружения и его декора.
Существует несколько типов колонн. Дорические колонны имели соотношение диаметра и высоты примерно 6:1. Наверху колонна тоньше, чем внизу. В нижней части колонны присутствует утолщение. Обычно на дорических колоннах можно увидеть вертикальные желобки — каннелюры, которых обычно насчитывается от 16 до 20. Колонны ставили непосредственно на пол сооружения или устанавливали на прямоугольные постаменты.
Изображение капители дорической колонны с каннелюрами.
Волюты представляют собой завитки на капители со стороны фасада. На боковых сторонах капители волюты соединяются между собой с помощью валов — балюстр, напоминающих свиток. Волюты окантованы рельефными ободками, которые закручиваются в виде спирали и сходятся к центру, образуя глаз — небольшую полусферу.
Избранные греческие постройки
Парфенон
Парфенон — грандиозное сооружение, расположенное на самых высоких холмах Афинского Акрополя. Он был возведен в середине V века до н.э. в честь богини Афины Парфенос, олицетворяющей девственность и мудрость.
Строительство этого храма стало кульминацией развития дорического ордера, самого простого из трех основных стилей греческой архитектуры.
Парфенон был построен в течение почти десяти лет, и по завершении строительства золотая статуя Афины была помещена в его центре. Несмотря на то что здание подверглось множеству разрушений на протяжении веков, конструкция осталась удивительно нетронутой.
Эрехтейон
Эрехтейон — ещё одно выдающееся сооружение, созданное греками. Он расположен также на Афинском Акрополе и был построен примерно через семь лет после завершения Парфенона.
Эта структура была возведена в честь мифологического царя Эрехтейа и служила заменой старого храма, который также был посвящен этому легендарному королю.
Необычная форма Эрехтейона и его искажение симметрии в основном определяются неровностью земли, на которой здание было возведено. Интересно, что высота восточной части храма на три метра выше, чем высота западной.
Храм Зевса
Храм Зевса считается одним из самых внушительных архитектурных произведений древней Греции. Это важнейшая структура Алтиса и самый крупный храм, построенный на Пелопоннесе. Многие современные архитекторы признают его одним из самых значительных дорических ордеров в Греции.
Строительство завершилось в 456 году до н.э., и храм существовал в течение тысячелетия, пока не был разрушен по приказу Феодосия II и не пострадал от землетрясения в V веке нашей эры.
Храм Артемиды
Храм Артемиды, также известный как Артемизия, был возведён в VI веке до н.э. на территории современной Турции. Он считается одним из семи чудес древнего мира.
Благодаря своему удачному расположению на окраине греческой территории, храм привлекал путешественников со всей Земли, которые желали оценить архитектуру этой цивилизации.
Храм был посвящен богине луны Артемиде и располагался в центре коммерческого перекрестка в Турции, что способствовало притоку посетителей к этому памятнику.
Athena Stole
Эстоиа Аталос был изначально возведена королём Аталосом II в качестве подарка жителям Афин за их гостеприимство, когда он обучался у философа Карнеада. Эта структура относительно длинная и включает множество магазинов, растягивающихся по всему зданию.
Эстоиа имеет длину 116 метров и включает в себя 42 магазина. Это было заметное коммерческое здание в этом районе города и использовалось почти 300 лет.
Различия между греческой и римской архитектурой
Наиболее значительные различия между архитектурными стилями древних греков и римлян заключаются в используемых структурных элементах. Римляне не ограничивались только использованием земли и камня в своих зданиях; они активно использовали бетон.
Бетон позволил создавать конструкции с более прочными основанием, а также реализовывать более округлые формы.
Архитектурные решения обеих цивилизаций, на первый взгляд, были схожи, однако истинные отличия можно было заметить, анализируя конструктивные детали.
Основы зданий римской архитектуры были намного крепче. Бетон также позволил римлянам использовать купола в своих зданиях, что было невозможно осуществить в греческой архитектуре, где преобладали каменные конструкции.
Кроме того, римские здания имели ряд единых характеристик, проявляющихся по всей империи. Напротив, греческие строения весьма различались в зависимости от региона, что объясняется независимым развитием городов. Таким образом, римляне построили больше памятных, религиозных и декоративных сооружений, чем их греческие предшественники.