Что такое кислотный грунт? Технология применения кислотных грунтовок для авто

Давайте разберемся в разнообразии современных ремонтных грунтов и постараемся ответить на вопрос: всегда ли необходимо пользоваться грунтовкой, и если да, то какой вид грунта следует выбрать в каждом конкретном случае.

Первичные грунты

Для обозначении первого типа грунтов в производственном процессе используется ортофосфорная кислота, которая служит катализатором химической реакции. Именно по этой причине такие грунты часто называют кислотными, кислотосодержащими или реактивными, так как они активно вступают в химические взаимодействия с обрабатываемой поверхностью.

Кислотные грунты необходимо наносить первым слоем на подготовленный металл, чтобы обеспечить его защиту от коррозийных процессов. Также их использование допустимо на ржавых участках, где ржавчина осталась после предварительной обработки, например, после шлифовки, где в трещинах и порах могли остаться следы коррозии.

Важно помнить, что не следует наносить данный тип грунта на шпатлевку, чтобы избежать негативных последствий.

Кислотный грунт обеспечивает высокую степень адгезии и надежную антикоррозийную защиту, однако его обязательно нужно покрывать двухкомпонентным акриловым грунтом, чтобы избежать повреждений.

Не допускается покраска сразу же на кислотный грунт, так как это может привести к проблемам с долговечностью покрытия!

Эпоксидный грунт

Эпоксидный грунт изготавливается на основе эпоксидной смолы и образует плотную защитную пленку, которая эффективно изолирует металл от воздуха и влаги, тем самым препятствуя образованию ржавчины. Его можно наносить как на чистый металл, так и на старые лакокрасочные покрытия и шпатлевку.

Также эпоксидный грунт служит защитой для неоднородных ремонтируемых поверхностей от агрессивных растворителей, содержащихся в красках и лаках, и обеспечивает надежную адгезию как с отремонтированной поверхностью, так и с финишным покрытием.

Несмотря на все свои несомненные достоинства, стоит отметить, что эпоксидные грунты могут представлять собой сложность в обработке из-за их высокой прочности и устойчивости к внешним воздействиям, что делает процесс их нанесения более трудоемким по сравнению с обычными акриловыми наполнителями.

Что такое кислотный грунт

Кислотный грунт, наряду с эпоксидным, принадлежит к основным типам грунтовок, предназначенных для первичной обработки металлических поверхностей в кузовном ремонте. Другие синонимы кислотного грунта включают фосфатирующий, травящий и реактивный. Он содержит производные фосфорной кислоты, что и придает ему характерные свойства. Хотя формулы и интенсивность составляющих могут различаться у различных производителей, все они работают по одному и тому же принципу. На таких продуктах обычно присутствует обозначение Wash primer. Кислотный грунт применяется на участках оголенного металла и в местах, наиболее подверженных коррозии.

Этот тип праймера обладает высокими антикоррозионными и адгезивными характеристиками, которые делают его подходящим для алюминия, сварных швов, нержавеющей стали, гальванированных, оцинкованных и хромированных поверхностей. Кислотный грунт не является самостоятельным покрытием, а исключительно служит базисной подложкой, на которую наносятся финишные покрытия. Таким образом, он закладывает основу для всей дальнейшей системы кузовного ремонта и обеспечивает эффективность процесса покраски автомобиля. Загрунтованная поверхность способствует надежному соединению последующих материалов.

примеры кислотных грунтов

Автомобильные кислотные грунты имеют сложный многокомпонентный состав, который включает поливинилбутирал, ортофосфорную кислоту, оксиды цинка, спирты, воду и вспомогательные добавки, Улучшающие антикоррозионные свойства и эксплуатационные характеристики смеси. Визуально этот раствор представляет собой прозрачную жидкость с оттенком желто-зеленого, бежевого или серого цвета. В отличие от эпоксидного грунта, который формирует непромокаемую консервирующую пленку в результате полимеризации, кислотный праймер активирует процесс химической реакции при контакте с металлом и действует по иному принципу. Реактивный грунт распыляется на подготовленную поверхность тонким слоем и начинает функционировать следующим образом: фосфорная кислота выступает в роли своего рода катализатора, активируя процесс отверждения и повышая адгезию. Осажденный цинк обеспечивает защиту от коррозии, а поливинилбутирал создает пленку, отвечающую за надежное сцепление с материалами. После нанесения праймера на обработанную металлическую деталь образуется базовое тонкое покрытие, которое одновременно обеспечивает антикоррозийные и адгезионные функции, после чего можно переходить к следующему этапу малярных работ. Однако мы подробно расскажем о технологии нанесения позже.

Нейтрализует ли кислотный грунт ржавчину?

Кислотные грунты предлагают множество преимуществ. Например, они образуют прочное соединение с основой, обеспечивают отличную адгезию к металлу, быстро сохнут, защищают оголенный металл от окислительных процессов, не требуют шлифовки, а также устойчивы к солям и влаге, обладая сопротивляемостью к химическим, механическим и атмосферным воздействиям. Однако это не универсальное решение для всех случаев. В частности, их нельзя наносить непосредственно на полиэфирные шпатлевки, так как в составе находится фосфорная кислота. К тому же кислотный грунт не следует рассматривать как полноценный нейтрализатор ржавчины.

Существует распространенное заблуждение относительно кислотных грунтов: многие люди erroneously полагают, что травящие составы способны буквально разъедать ржавчину. На самом деле реактивные грунтовки не являются средством борьбы с выраженной коррозией. Они могут лишь преобразовывать малозаметные окислы, такие как точечные образования ржавчины, которые возникли после шлифовки. Поэтому их можно наносить только на очищенный металлический базис, без старого покрытия и откровенных признаков коррозии. Чем меньше ржавчины на кузове, тем более эффективно работает грунт. Этот вид праймера, хоть и обладает некоторыми травящими свойствами, из-за низкого содержания производных ортофосфорной кислоты не способен устранить уже существующую ржавчину или предотвратить ее дальнейшее развитие под слоями краски. Применение кислотного состава осуществляется с целью создания защитного барьера на очищенной поверхности, который будет замедлять появление и распространение коррозии в дальнейшем. Например, если во время эксплуатации на автомобиле возникнут сколы, царапины или прочие мелкие повреждения лакокрасочного покрытия, то открытое железо, обработанное кислотным грунтом в соответствии с технологией, не будет подвержено быстрому окислению благодаря образованной защитной пленке.

Для случаев, когда требуется ремонт кузова с сильно зараженными участками, рекомендуется приобрести специальный грунт-предатчик ржавчины PRESTO с усиленной формулой. Этот продукт преобразовывает коррозийные включения в однородное металлорганическое соединение, создавая идеальную основу под покраску.

Однокомпонентные составы, доступные в баллончиках, готовы к применению сразу после покупки. Как и вся группа кислотных грунтов, такие материалы улучшат адгезию к черным и цветным металлам, обеспечивая защиту голого металлического основания от коррозии в процессе восстановительной покраски деталей автомобилей. Они позволяют добиться надежного сцепления и обеспечивают восстановление нарушенных заводских антикоррозийных покрытий благодаря комбинации пленкообразующих смол, активных цинковых антикоррозийных пигментов и кислоты. Подготовка ремонтируемой детали к наносу грунта сводится к простому этапу: достаточно хорошо встряхнуть баллон и можно начинать распыление. Современные однокомпонентные грунты в аэрозольных баллонах известных марок, таких как JETA PRO, Body 960, Motip и Chamaeleon, способны эффективно справляться со всеми заявленными задачами и имеют несколько преимуществ:

  • готовы к использованию в любое время;
  • не требуют использования краскопульта для нанесения;
  • обеспечивают тонкое распыление, что снижает расход материалов и минимизирует опыл;
  • удобны в нанесении как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости;
  • после завершения работ не требует чистки оборудования.

Аэрозольный кислотный грунт-изолятор JETA PRO

Такая форма упаковки особенно подходит для начинающих автолюбителей, не имеющих малярного опыта. В этом случае не потребуется дополнительное оборудование, и не нужно отдельно смешивать компоненты или высчитывать пропорции. Однокомпонентные кислотные грунты в аэрозолях удобно использовать при косметическом ремонте в гараже. Для создания базового подслоя достаточно нанести один тонкий и равномерный слой, после чего необходимо дождаться его высыхания и переходить к нанесению акрилового грунта-наполнителя.

Свойства кислотного грунта для автомобилей

Исходя из своего химического состава, кислотный грунт обладает следующими характеристиками:

  • защищает от дальнейшего распространения коррозии,
  • обеспечивает хорошую адгезию к различным основаниям: алюминиевым, цинковым, стеклопластиковым, стальным;
  • обеспечивает адгезию для большинства красок и грунтов (при условии, что он полностью высох);
  • обладает гигроскопичными свойствами.

Учитывая сложный химический состав кислотного грунта, необходимо соблюдать осторожность при его использовании во время покраски автомобиля и применять средства индивидуальной защиты: респиратор, перчатки, защищая открытые участки кожи и глаза.

праймер после покраски

Применение кислотного грунта для автомобилей

Кислотный грунт следует наносить тонким слоем. При этом процесс сушки и шлифовки не имеет смысла.

В связи с этим рекомендуется перекрывать его мокрым способом, однако шпаклевка непосредственно на кислотный грунт недопустима. Отвердители шпатлевки могут разрушать слой грунтовки, что приведет к изменению ее свойств. Поэтому важно изолировать праймер. Как же это сделать?

Для этой цели эпоксидный грунт не подходит, так как его компоненты взаимодействуют с кислотным покрытием, что сводит на нет все достоинства кислотного праймера.

Рекомендуется использовать акриловый грунт для перекрытия кислотного грунта, поскольку он не содержит растворителей, которые могли бы повредить праймер, и не изменяет его свойства. После полного высыхания кислотного грунта можно переходить к нанесению шпатлевки или эпоксидного грунта.

Первичные грунты (праймеры)

Первичный грунт также известен как травящий, антикоррозийный и адгезионный. Он применяется на участках оголенного металла и в местах, подверженных коррозии.

Эти грунтовки обладают отличной адгезией к металлу, что не следует забывать — помимо защиты, первичный грунт также выполняет важную функцию: на нем строится вся система ремонта, основное требование к которой — хорошее сцепление последующих материалов с предыдущими. Замена или исключение этого материала может привести к тому, что вся система будет «рассыпаться» как карточный домик.

Обеспечение адгезии — это только часть задачи, которую решает первичный грунт. Не менее важна его антикоррозионная способность.

Сегодня, когда большинство автомобилей окрашиваются по двухслойной системе (с базовым и лакокрасочным покрытием), антикоррозийный грунт, по мнению некоторых, может не быть востребованным. Однако, если на металлический забор нанести качественную автоэмаль, металл сохранится на десятилетия.

Но мы окрашиваем не забор, а кузова автомобилей, что создает гораздо более сложные условия эксплуатации. Тонкие стальные листы, из которых изготавливают кузова, подвергаются постоянным знакопеременным механическим нагрузкам, особенно в местах соединения, где максимально выражены напряжения. Поверхностный лак должен обладать высоким уровнем твердости, чтобы избежать истирания и царапин, и в какой-то момент в нем действительно возникают микротрещины, которые, углубляясь, достигают металлического основания.

В последующем происходит проникновение воды под высоким капиллярным давлением к металлу, и на эмалевом покрытии возникают рыжие пятна, даже если внешний слой кажется невредимым. Если такие места Шлифовать, то можно обнаружить очаги ржавчины диаметром до нескольких сантиметров.

Абсолютно иначе обстоят дела, когда антикоррозийный грунт наносится на оголенный металл. В этом случае развитие трещин останавливается на границе грунта, так как в самом грунте трещины не образуются из-за его малой толщины (около 10 мкм).

Попытка же нанесения антикоррозийного грунта толстым слоем, наоборот, рискованна: это может значительно снизить его прочностные и адгезионные характеристики. Такие ситуации как раз и показывают, что иногда много масла может испортить даже самую хорошую кашу. Поэтому рекомендуется наносить только один тонкий слой, без шлифования.

Кислотные

На сегодняшний день первичные грунты на основе поливинилбутираля обладают наилучшими антикоррозийными и адгезионными свойствами. Они могут быть как однокомпонентными (1К), так и чаще двухкомпонентными (2К) PVB-грунтами. В качестве катализатора химической реакции используется смесь на основе ортофосфорной кислоты. Поэтому такие грунты принято называть кислотными или кислотосодержащими, а также реактивными, вош-праймерами, фосфатирующими и другими названиями.

Эти грунтовки быстро сохнут и имеют отличную адгезию ко всем сплавам, применяемым в автомобиле (оцинкованная сталь, цветные металлы и т.д.), обеспечивая коррозионную защиту за счет формирования на поверхности фосфатной пленки.

Процесс адгезии кислотного грунта с поверхностью металла происходит достаточно активно, фактически на молекулярном уровне. Поэтому его использование особенно рекомендуется на участках металла, где есть труднодоступные места коррозии. В некотором смысле кислотный грунт также может служить преобразователем ржавчины, так как его действие не требует смывания водой.

Категорически запрещено шпатлевать поверхности, обработанные кислотными грунтами, поскольку в процессе отверждения полиэфирной шпатлевки происходит активная химическая реакция, вредящая пленке грунта. Тем не менее, нанесение кислотного грунта на отвердевшую шпатлевку для защиты оголенного металла в зоне ремонта возможно без каких-либо проблем.

Однако вопрос: можно ли обойтись без травящих антикоррозийных грунтов? Иногда да, но подробнее о этом позже.

В это время давайте поговорим о грунтах, которые наносятся сразу после антикоррозийных.

Что такое кислотный грунт? Технология применения кислотных грунтовок для авто 2

Грунты-изоляторы несовместимых покрытий (силеры)

В процессе кузовного ремонта мы часто сталкиваемся уже окрашенными деталями, которые могут ранее проходить через несколько ремонтов. Возникает вопрос о совместимости старого и нового ЛКП, так как происхождение материалов старого покрытия нам неизвестно. Несмотря на то, что никто уже не использует нитроэмали, как и дешевые Садолины, на практике могут встречаться покрытия, которые относятся к термопластичным материалам (размягчаются при нагревании или под воздействием растворителей).

Именно для изоляции таких покрытий и существуют грунты-изоляторы или силеры (от английского слова seal — запечатывать, изолировать). Эти материалы предотвращают возможные проблемы, связанные с соседством старого и нового покрытий, такие как разбухание, потеря адгезии и проявление контура старого покрытия.

Чтобы проверить старое покрытие на термопластичность перед началом ремонта, достаточно провести один несложный тест: возьмите тряпку, смоченную растворителем, и оставьте ее на старом покрытии или в месте поврежденного лакокрасочного покрытия. Если через несколько минут покрытие начинает размягчаться (образуя следы от ногтя), то его следует удалить или хотя бы изолировать.

Во многих системах изоляторы свойствами обладают грунты, предназначенные для окраски методом мокрый по мокрому. Некоторые из них могут быть прозрачными и могут подкрашиваться, применяться как подложки непосредственно под эмаль, а также с последующим нанесением наполнителя.

Как уже упоминалось, отличным изолятором для старых покрытий может стать эпоксидный грунт.

Адгезионные грунты для пластика (праймеры)

Если рассмотреть антикоррозийные грунты для металла, которые обеспечивают надежное сцепление с его поверхностью, то для покраски пластиковых деталей применяются специальные праймеры по пластику.

Как правило, такой грунт представляет собой очень жидкую прозрачную субстанцию с добавками серебра (для контроля нанесения). Толщина слоя наносимого грунта крайне мала, всего несколько микрон. В основном это однокомпонентные материалы, готовые к применению.

Такие грунты универсальны и могут использоваться для большинства типов пластмасс, встречающихся в автосервисах. Уточнить это можно в инструкции к грунту, а чтобы узнать, из какой пластмассы изготовлена деталь, достаточно посмотреть маркировку на ее внутренней стороне.

Дополнительную информацию о работе с такими грунтами можно найти здесь, а о типах и свойствах пластмасс — вот здесь.

Новые оригинальные пластиковые детали могут поступать уже с нанесенной грунтовкой. Такие детали не требуют повторного грунтования.

Разумеется, спектр всех грунтов далеко не ограничен рассмотренными в данной статье материалами. Мы обсудили только основные группы, но даже этого достаточно, чтобы подчеркнуть универсальность и гибкость современных систем ремонта, позволяющих справляться с любыми задачами, которые могут возникнуть перед автомаляром.

Более подробную информацию о практической работе с грунтами вы можете найти в данной статье.

Оцените статью
Добавить комментарий