Перед тем, как приступать к утеплению ворот, необходимо тщательно подготовить их. В противном случае разрушительные процессы, уже затронувшие металл или другие материалы створок, будут продолжаться и далее, усугубляя проблему.
Утепление ворот в гараже: для чего это нужно, почему могут образовываться щели и зазоры, как правильно утеплить гаражные ворота
Создание комфортного микроклимата в гараже – это важная задача для любого владельца, поскольку летом в таких помещениях может быть крайне жарко из-за нагревающихся металлических элементов, а зимой, наоборот, слишком холодно. Для того чтобы минимизировать теплопотери в помещении и сократить интенсивность нагрева, необходимо создать теплоизоляционный слой. При этом следует продумать конструкцию, предусмотреть крепежные элементы и возможность обшивки створок. Правильное утепление гаражных ворот помогает решать сразу несколько задач, поэтому стоит изучить процесс монтажа.
Во время строительства и отделки гаража могут возникнуть различные дефекты, которые негативно сказываются на свойствах конструкции. В результате тепло уходит быстрее, а уровень комфорта в помещении значительно снижается. Основные причины подобного состояния:
- Ошибки при установке частей сооружения, которые могут возникнуть вследствие неточностей в чертежах или ошибок во время строительства;
- Деформация конструкции под воздействием естественного расширения материалов, вызванного различными внешними факторами;
- Естественное старение материалов во время эксплуатации; к примеру, монтажная пена со временем теряет свои свойства, на что может влиять прямое воздействие ультрафиолетового излучения.
Все перечисленные факторы создают условия для деформации конструкции гаража. В результате находиться в помещении летом и зимой становится неудобно. Попытки обогреть гараж не приведут к положительному результату; затраты на отопление увеличатся, а тепло продолжит уходить в атмосферу. Поэтому единственным решением станет утепление поверхностей, которое действительно может изменить ситуацию.
Для чего необходимо утеплять ворота в гараже
Гаражные ворота представляют собой одну из самых крупных теплоотдающих поверхностей в помещении, и поэтому они требуют особого внимания при оценке теплопотерь. Игнорировать их утепление не следует, поскольку это может привести к возникновению множества проблем и создаст некомфортные условия. Причины, обосновывающие необходимость теплоизоляции, следующие:
- Комфорт владельца: многие владельцы гаражей проводят длительное время в этих помещениях, занимаясь ремонтом автомобилей, изготовлением деталей или другими делами. Сильный холод и жара значительно затрудняют такую работу;
- Сохранность техники и оборудования: многие материалы и жидкости требуют соблюдения определенных температурных режимов для сохранения своих свойств. Хранение при температуре ниже нуля или выше 50°С, которая может быть вызвана перегревом металла, может снизить срок службы техники и материалов;
- Хранение продуктов питания: некоторые владельцы используют гараж как хранилище, но высокая температура летом и мороз зимой негативно сказываются на качестве продуктов;
- Перепады температур – основной фактор, способствующий развитию коррозии, который возникает из-за образования конденсата.
Общая информация
Этот раздел адресован тем, кто сомневается в необходимости утепления гаража. Металлические ворота являются самой большой поверхностью, отводящей тепло. Теплоизоляция актуальна не только зимой, но и летом, когда в помещениях за счет изолированных ворот получается сохранить комфортную для работы температуру.
На следующем рисунке показано, как и в каком объеме происходит теплопотеря.
Личный комфорт владельца можно отнести к индивидуальным предпочтениям, но для автомобиля утепление гаража является критически важным. Резкие перепады temperatures, возникающие при въезде машины с улицы, способствуют образованию конденсата, который накапливается на внутренних и внешних частях, ускоряя коррозийные процессы. В сочетании с реагентами, используемыми для борьбы с гололедом, это может сократить срок службы автомобиля до 5 лет.
В утепленном гараже можно ежедневно мыть дно машины, что позволяет значительно уменьшить негативное воздействие соли и других химикатов.
Внутренние или наружные работы
В жилых домах внутреннее утепление практикуется в случае, когда нет возможности выполнить работы снаружи (например, государственные запреты или соседство с шахтами и т.п.), однако в случае с гаражом именно внутреннее утепление оказывается единственно правильным решением. Участок, который необходимо утеплить, должен оставаться мобильным, то есть открываться и закрываться без препятствий. Если утеплитель прикрепить с внешней стороны, он не даст желаемого эффекта и будет мешать движению створок.
С этой статьей читают: Внешнее утепление стен дома снаружи.
Работы внутри помещения гораздо более предпочтительны по нескольким причинам. Во-первых, они отлично сохраняют тепло, не позволяя конденсату накапливаться в нем благодаря постоянной вентиляции. Во-вторых, качественное крепление утепляющего материала не помешает открыванию и закрыванию ворот. В-третьих, современные изолирующие материалы очень легкие и не создают дополнительной нагрузки на конструкцию, тем самым обеспечивая беспрепятственное функционирование ворот.
Общие принципы поддержания температуры в помещении
Некоторые гаражи оборудованы не только электричеством, но и другими коммуникациями, что, тем не менее, не всегда позволяет сохранить тепло в этих помещениях, которые зачастую могут легко его терять.
Причины потери тепла в гараже следующие:
- Тепло уходит через стены, пол и потолок, которые передают его наружу;
- Перемещение воздуха в помещении также может существенно снижать температуру;
- Любое нагретое тело способно излучать тепло в окружающую атмосферу и землю, и гараж теряет его безвозвратно.
Для сохранения тепла необходимо использовать дополнительный слой изоляции и предотвратить конвекцию воздуха, способствующую охлаждению помещения. Для этого следует знать, как правильно сделать ворота в гараж своими руками.
Зимой в гараже не желательно допускать понижения температуры ниже нуля. Строительные нормы рекомендуют поддерживать температуру не ниже 5 градусов Цельсия, так как это позволяет избежать серьезных проблем, например, когда нужно завести машину.
Обеспечение тепла является важной задачей, на которую следует обращать внимание как при планировании, так и при строительстве гаража. Некоторые владельцы не учитывают необходимость в гараже не только ворот, но и калитки. Однако наличие такой второй двери значительно сэкономит тепло в холодное время года.
На первый взгляд, некоторые могут попытаться закрыть вентиляционные отверстия для сохранения тепла. Тем не менее, это не рекомендуется, так как отсутствие вентиляции может негативно повлиять на здоровье людей, находящихся в гараже. С другой стороны, другие отверстия, если они имеются, лучше закрыть.
Несмотря на наличие утеплителя, важно оставить вентиляционные отверстия, которые должны обеспечивать как приток, так и отток воздуха. При проектировании ворот для гаража необходимо учитывать этот аспект.
Какие ворота нуждаются в утеплении
Наиболее часто гаражные ворота реализуются в виде распашной конструкции, которая требует утепления. Как правило, каркас таких ворот изготавливается из уголка или профильных труб, к которым крепится металлический лист. Так как сталь обладает высокой теплопроводностью, отсутствие теплоизоляции не предотвращает утечку тепла. Иногда распашные ворота комплектуют калитками, что значительно снижает потери тепла, если гараж часто открывается и закрывается.
В настоящее время подъемно-поворотные и секционные конструкции ворота также довольно популярны. Полотно таких ворот обычно состоит из металлического листа снаружи и вспененного полиуретана внутри, что обеспечивает им заводскую теплоизоляцию и позволяет эффективно удерживать тепло.
Однако иногда подъемно-поворотные ворота делают самостоятельно, и такие конструкции, как и распашные, тоже могут не иметь утепления, так как используются только металлические материалы. Если обзавестись роллетными воротами, их конструкция может просто не позволить провести утепление.
Изготовление обрешетки для утепления ворот
Перед тем как начать утепление, необходимо сделать обрешетку, к которой крепится утеплитель. Она обеспечивает возможность надежной фиксации листов в процессе монтажа, а также служит защитой теплоизолирующего материала от механических повреждений. Кроме того, обрешетка может улучшить внешний вид внутренних ворот, если в помещении предусмотрено, например, создание зоны отдыха.
Рекомендации по изготовлению обрешетки:
- Измерить периметр силового каркаса рамы ворот и подготовить необходимое количество деревянных брусков сечением 40х40 или 50х50 мм.
- Также желательно предусмотреть перегородки внутри рамы, которые необходимо располагать исходя из габаритов матов утеплителя.
- Древесину следует покупать только просушенной, так как это поможет избежать деформации конструкции и ослабления креплений после монтажа.
- Все деревянные элементы, включая торцы, нужно обработать антисептиком дважды, чтобы надежно защитить материал от гниения.
- Сверлить отверстия в торцах силовой рамы под нужный диаметр шурупов. Необходимо сделать углубления под шляпки, чтобы их скрыть вновь после установки.
- Закрепить бруски по периметру и зашпаклевать шляпки саморезов, чтобы в дальнейшем можно было снова их покрасить и предотвратить коррозию на точках соединения.
Толщину брусков нужно выбирать с учетом размеров уголка или трубы, из которой сконструирована силовая рама. Тогда они будут находиться на одном уровне с рамой, что позволит аккуратно закрепить облицовку без выступающих или углубленных участков. Для предотвращения растрескивания древесины рекомендуется делать небольшие отверстия в тех местах, где будут вкручиваться шурупы.
Выбор утеплителя
Материалы для утепления необходимо подбирать по ряду характеристик. Основным показателем является теплопроводность — чем ниже это значение, тем эффективнее работает теплоизолятор. Однако следует обращать внимание и на толщину слоя утеплителя. В данной статье мы не будем углубляться в детали, просто отметим, что 50 мм толщины вполне достаточно для гаража.
Минеральная вата
Одним из популярных материалов для утепления является минеральная вата. Данный термин обобщает различные вещества, состоящие из тончайших синтетических волокон, которые производятся в виде матов стандартного размера, имеющих возможность резки по размерам ниши. Это позволяет максимально эффективно заполнять пространство между металлической створкой и облицовкой.
- Стекловата. Она имеет коэффициент теплопроводности 0,03-0,05 Вт/(м*° C) и выдерживает температурные колебания от -60° C до +450° C. Такие качества сделали этот материал популярным еще со времен СССР. Тем не менее, постепенно от него отказываются из-за того, что волокна легко ломаются и могут повреждать кожу и дыхательные пути.
- Шлаковата. Это теплоизолятор, изготовленный из доменного шлака. Его теплопроводность немного выше, чем у стекловаты, составляя 0,04-0,05 Вт/(м*° C). Хотя это также допустимое значение для гаража, применение данного материала ограничено его высоким уровнем гигроскопичности и кислотности, что крайне негативно влияет на металлические конструкции.
- Каменная вата. Этот теплозвукоизолирующий материал производится из горных пород вулканического происхождения (например, базальта). Теплопроводность составляет 0,03-0,04 Вт/(м*° C). Это идеальный выбор в сравнении со стекловатой и шлаковатой, поскольку она не пылит и не содержит компонентов, способных негативно повлиять на металл. Несмотря на высокий уровень гигроскопичности, он по-прежнему годится для использования в условиях, защищенных от внешнего воздействия.
Минеральная вата используется в закрытых конструкциях, поэтому высокое поглощение влаги можно не учитывать. Не забудьте убедиться, что между листами металла нет щелей; если они существуют, их необходимо закрывать либо металлическими латками, либо мастикой, предварительно обработав поверхность грунтовкой и краской.
Пенопласт
Вторым по популярности материалом для утепления является пенопласт. Его часто выбирают из-за относительно низкой стоимости. Этот теплоизолятор производится на основе полимеров, которые являются водоотталкивающими. Он вспенивается, а образующаяся газонаполненная пузырьковая структура создает эффект теплоизоляции. На рынке представлены три вида пенопласта, которые различаются по своим характеристикам (теплопроводность от 0,038 до 0,043 Вт/(м*° C)).
- Полистирольный (ПСБ) — наиболее распространенный вариант; в частности, модификация с маркировкой ЭППС — экструдированный пенопласт, который обладает высокой механической прочностью и устойчивостью к пламени.
- Поливинилхлоридный (ПВХ) — менее распространенный материал, представленный в виде жестких и эластичных листов. По своим техническим характеристикам он напоминает полистирольный, и выбор будет зависеть в основном от цены.
- Карбамидно-формальдегидный (КФП) — используется в жидком виде и отличается хорошими свойствами сохранения объема после высыхания. В отличие от других видов, он способен легко заполнять ниши в периметре силовой рамы, включая даже самые мелкие полости.
Выбор между различными типами пенопласта часто зависит от наличия оборудования для его напыления и бюджета на утепление гаражных ворот. Жидкие составы могут быть более дорогими, но в эксплуатации они интереснее, так как прилипают к поверхностям и заполняют даже маленькие трещины. Однако их полимеризация требует времени, в то время как листовые материалы можно сразу покрывать облицовкой.
Выбираем теплоизоляцию
Для утепления гаражных ворот чаще всего используются следующие материалы:
- минеральная вата
- экструдированный пенополистирол
- напыляемая теплоизоляция
Минеральная вата
Этот утеплитель не подвержен горению и очень хорошо поглощает шум. Однако он склонен впитывать влагу, что может вызвать проблемы. Вымытые маты теряют упругость и теплоизолирующие свойства, и могут соскользнуть в процессе эксплуатации. Для предотвращения проникновения влаги в маты минераловатного утеплителя их закрывают ветровлагозащитной пленкой с обеих сторон. Данная пленка позволяет выходить пару наружу, что дает возможность, даже при некотором попадании влаги, в дальнейшем испаряться и снова оставаться сухими. Однако при этом важно обработать внутреннюю часть створок битумной гидроизоляцией, чтобы предотвратить коррозию от пара, который может выходить из утеплителя.
Для утепления обычно используют фасадную минеральную вату на базе базальта, поскольку она лучше всего переносит воздействие влаги и не комкуется. Тем не менее, даже этот материал подходит не для всех гаражей, а только для тех, которые расположены на высоком, сухом месте, а ворота выходят на солнечную сторону.
Петли и системы крепления должны быть рассчитаны на общий вес ворот вместе с утеплителем и обшивкой.
Экструдированный пенополистирол
Экструдированный пенополистирол не впитывает влагу и хорошо удерживает тепло, однако плохо защищает от звуковых колебаний. Под воздействием солнечных лучей, даже слабых, этот материал может разрушаться, поэтому всегда рекомендуется выполнять внутреннюю облицовку. Важно также следить за тем, чтобы под пенополистиролом не образовывались влажные зоны.
Константин Килат
Гаражи, как правило, находятся близко к земле и постоянно подвергаются воздействию повышенной влажности. В зимнее время на внутренней поверхности металлических ворот неизбежно образуется конденсат, а при минусовых температурах образуется иней.
У неутепленных створок конденсат испаряется за счет естественной вентиляции. Однако если утепление выполнено неправильно, влага будет накапливаться в слое утеплителя и под ним, что приведет к возникновению плесени и характерному запаху, а также в конечном итоге к быстрому появлению коррозии на металлических конструкциях.
Чтобы избежать накопления влаги под листами пенополистирола, их можно приклеить к металлической обшивке ворот. Другой вариант — создать вентилируемый зазор между листами утеплителя и обшивкой для устранения влаги.
Но приклеить листовой пенополистирол к металлу может быть сложно. Из-за перепадов температур, а также вибраций и ударов, возникающих при открывании и закрывании ворот, листы могут отслаиваться, образуя полости для влаги. Чтобы утеплитель оставался надежно крепленным, на внутренней стороне ворот рекомендуется установить деревянный каркас. На него удобно крепить внутреннюю облицовку, а листы утеплителя помещаются внутрь каркаса. Если обшивка ворот сделана из профлиста, выступы волны будут также служить вентилируемым зазором.
Утепляем ворота
Утепление подразумевает не только крепление теплоизоляции, но и дополнительные работы: подготовку поверхностей и установку внутренней облицовки.
Подготавливаем металл
Важно надежно защитить ворота от коррозии. Все участки с ржавчиной следует очистить корщеткой или использовать болгарку с диском-корщеткой и обработать грунт-эмалью по ржавчине. Если вы планируете утеплять створки минеральной ватой, необходимо выполнить гидроизоляцию: покройте внутреннюю сторону створок и каркас ворот битумной мастикой.
Делаем каркас
На внутренней поверхности ворот необходимо построить каркас из брусков сечением 40 х 40 мм или 50 х 50 мм. Все деревянные элементы должны быть предварительно обработаны антисептиком.
Каркас необходим для каждого метода утепления: на него крепят внутреннюю облицовку ворот. При использовании базальтовой ваты или пенополистирола каркас также служит для удержания утеплителя, так как листы укладываются в его ячейки. Для листов пенополистирола расстояние между брусками должно составлять 60 см, а для базальтовой ваты — 58 см. Это обеспечит надежную фиксацию мата за счет его упругости.
Монтируем теплоизоляцию
При утеплении пенополистиролом вставьте листы между брусками каркаса и запеньте образующиеся зазоры монтажной пеной. По окончании высыхания пены ровно обрежьте излишки.
Если используются минеральные маты, сначала застелите утепляемую поверхность ветровлагозащитной пленкой и закрепите пленку с помощью строительного степлера. Затем уложите маты утеплителя между брусками каркаса враспор.
После укладки утеплителя необходимо покрыть его слоем ветровлагозащиты, чтобы маты были зафиксированы со всех сторон. Закрепите пленку на деревянном каркасе с помощью степлера.
При использовании напыляемой теплоизоляции нанесите её равномерным тонким слоем на металлический каркас и обшивку ворот.
Устанавливаем внутреннюю облицовку
Внутренняя облицовка ворот должна быть легкой, легко очищаемой и достаточно прочной, чтобы выдерживать случайные удары при закрытии ворот. Оптимально использовать тонкий металлический профлист. Также можно применять влагостойкую фанеру или листы OSB-3 толщиной 9 или 12 мм (более толстые листы могут перегружать ворота).
Закрепите листы обшивки на деревянном каркасе, для чего подойдет использование саморезов для гипсокартона и дерева для надежного крепления фанеры или OSB.
Утепляем щели
Чтобы избежать поступления холодного воздуха из щелей между створками и рамой ворот, их следует проклеить резиновым самоклеящимся уплотнителем с D- или P-образным профилем. Уплотнитель необходимо устанавливать в тех местах, где создается нажатие от закрытых створок, что поможет герметизировать щель:
- Со стороны петель уплотнитель можно наклеить на торец створки или на раму ворот;
- Сверху, снизу и между створками уплотнитель приклеивают к выступам на внешней обшивке;