Если есть проблемы с обмоткой, двигатель стиральной машины станет менее эффективным или вовсе перестанет работать. Это происходит потому, что в обмотке возникает короткое замыкание, двигатель слишком сильно нагревается и срабатывает термистор, который отключает его в целях безопасности.
Коллекторные электродвигатели стиральных машин
В современных стиральных машинах используется несколько типов приводных двигателей: Коммутаторные двигатели, асинхронные двигатели и барабанные двигатели с прямым приводом — они различаются по принципу работы и конструкции. Для работы асинхронного двигателя требуется фазосдвигающий конденсатор — именно такая схема двигателя используется в большинстве старых моделей СМ.
В современных машинах для управления асинхронным двигателем используется сложная электронная система управления, поэтому управление без специального испытательного стенда (или «тестового» СМ) вызывает некоторые трудности. Двигатели с прямым приводом (например, используемые в машинах LG DirectDrive) еще более проблематичны для тестирования. Их трудно тестировать отдельно, поскольку они являются частью конструкции бака. Кроме того, эти двигатели требуют сложной системы управления.
Коллекторные двигатели легче всего протестировать (даже в помещении), и мы обсудим это более подробно.
В большинстве современных СМ приводные двигатели коллектора встроены по схеме, показанной на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема коллекторного двигателя в СМ.
Из рисунка видно, что схема питания двигателя выглядит следующим образом: 220 В — управляющий симистор (регулирует скорость вращения двигателя) — контакты реле инвертора (I или II) — обмотка статора — обмотка ротора — 220 В. Обмотка статора используется в стиральных машинах.
Обмотка статора в стиральных машинах включается как контактными группами управляющего симистора, так и реле в электронном блоке.
Направление вращения вала двигателя изменяется путем изменения полярности обмотки статора. В некоторых моделях стиральных машин обмотка статора снабжена краном. Он используется в режиме отжима. В этом случае ток направляется на одну из концевых клемм обмотки статора и на вышеупомянутый ответвитель. Когда обмотка статора подключена через концевые клеммы, СМ работает в обычном режиме стирки, а двигатель работает на низкой скорости.
В простейшем случае многие мастерские последовательно соединяют обмотки статора и ротора (якоря) и подают сетевое напряжение на двигатель (рис. P1.2), чтобы проверить его работоспособность.
Рисунок 2. Проверка двигателя с коллектором
Эта схема имеет свои недостатки, один из которых заключается в том, что она все еще не полностью контролирует работу двигателя. Даже если вал двигателя вращается, такой тест не выявит скрытых дефектов, которые возникают при работе двигателя в реальных условиях эксплуатации SM, например, под нагрузкой.
Кроме того, такая система коммутации не имеет защиты: если обмотки двигателя замыкаются накоротко, двигатель «отключается». Чтобы избежать возможных неприятных последствий при тестировании двигателя, в цепь питания двигателя следует включить дополнительный балласт. Например, можно использовать нагревательный элемент от стиральной машины (см. рис. 3) или мощную лампу (500 Вт и более).
Рисунок 3. Схема испытания коллекторного двигателя с балластом.
Если в обмотках двигателя возникнет короткое замыкание и через них потечет слишком большой ток, то FET будет заметно нагреваться.
Можно проверить работу двигателя другим способом: Подключите его обмотки, как на рис. 2, но запитайте его через лабораторный автотрансформатор мощностью не менее 500 Вт.
Типовые неисправности коллекторных двигателей
Изношенные щетки в коллекторном двигателе необходимо своевременно заменить (желательно на оригинальные). Но что делать, если нет возможности заменить щетки на оригинальные?
Во многих случаях износ щеток можно определить путем визуального осмотра или по интенсивности дуги в коллекторе двигателя: либо под нагрузкой (в баке машины происходит стирка), либо без нагрузки, в этом случае наблюдается большая дуга (не по всей окружности коллектора). Следует отметить, что такое искрение может возникнуть и в том случае, если новые щетки не установлены на коллектор.
Также возможна потеря мощности двигателя при сильном износе щеток — например, если барабан стиральной машины с бельем на нем больше не «крутится» (если только щетки не прилипли к щеточному основанию — «примерзли»).
Следует отметить, что заменить щетки на щетки от других коллекторных двигателей довольно сложно по нескольким причинам. Ниже перечислены некоторые из этих причин и даны рекомендации по замене щеток на соответствующие аналоги.
Щетки от других двигателей обычно имеют другую форму и размер — поэтому перед установкой их необходимо соответствующим образом обработать (отшлифовать). Особенностью щеток от двигателей стиральных машин является их значительная длина — это затрудняет их установку на другие коллекторы двигателей, например, на коллекторы электроинструментов (рис. 4: слева показаны щетки с щеткодержателями от двигателя стиральной машины, справа — щетки с щеткодержателями от двигателя электроинструмента).
Рис. 4: Щетки
Вставляя «самодельную» щетку в щеткодержатель, убедитесь, что она свободно (без заеданий) перемещается по всей длине рабочего хода без бокового люфта. Боковой люфт может привести к тому, что щетка будет сидеть в щеткодержателе криво и может «заклинить» (т.е. застрять в щеткодержателе и, следовательно, потерять контакт с коллектором).
Щетки должны быть изготовлены из так называемого электрографита (смесь сажи, чистого графита и специального связующего вещества, отожженная при температуре около 2500 °C). Этот материал (например, бытовые щетки из электрографита ЭГ-74) имеет твердость (15-50) x 10 7 Па и удельное сопротивление 35-75 мкОм x м.
Более подробную информацию по этому вопросу можно найти в ГОСТ 21888-82. В крайнем случае, в качестве материала для щеток можно использовать обычный мягкий графит — но в этом случае срок службы щеток значительно меньше.
Известно, что чем тверже щетки (чем медленнее они изнашиваются), тем они долговечнее. При этом следует учитывать, что слишком «жесткие» щетки будут быстро изнашивать коллектор. Вероятно, истина лежит где-то посередине. Поэтому при определенных условиях мы предполагаем, что материал щеток коллекторных двигателей стиральных машин сторонних производителей имеет параметры, соответствующие приведенным выше результатам.
При выборе аналоговых щеток следует обратить внимание на наличие медного хвостика (если он присутствует на оригинальных щетках). Для щеток, перешлифованных под необходимые размеры (в соответствии с оригиналом), рекомендуется использовать прижимную пружину старых щеток.
Не следует использовать копии графитовых щеток с наружным медным покрытием (такие щетки предназначены для электрических машин с низким рабочим напряжением). Причина в том, что медная пыль, попав между ребрами коллектора, может вызвать короткое замыкание между ребрами и в конечном итоге повредить ротор.
Визуальный осмотр
Если вы покупаете стиральную машину в магазине или забираете ее домой, необходимо проверить следующие моменты
- на внешнем корпусе должны отсутствовать любые повреждения, царапины или загрязнения;
- дверца барабана должна свободно открываться и закрываться, на манжете не могут присутствовать трещины;
- поверхность барабана желательно проверить на шероховатости, которые в дальнейшем могут влиять на качество стирки, для этого нужно надеть на руку чулок и провести по поверхности барабана, если не будет затяжек, то и белье рваться не будет;
- проверьте лоток для закладывания порошка и кондиционера, он не должен иметь трещин, а также иметь неприятный запах;
- машина должна работать при подсоединении к сети без воды;
- необходимо удостовериться в наличии всех комплектующих, ножек;
- шланги должны быть целыми — сливной и наливной;
- все документы, гарантийный талон, паспорт, должны поставляться с машинкой и быть правильно заполнены сотрудником магазина;
- желательно рукой прокрутить барабан, посмотреть его вращение и проверить работу подшипников.
Ремонт стиральных машин
Совет — Попробуйте нажать все кнопки на панели управления; они не должны быть заблокированы.
Невозможно настроить машину для стирки без воды, но можно проверить работу отдельных компонентов. Можно проверить, работает ли машина, когда она подключена к электросети. Выберите программу «Отжим» и проверьте работу сливного насоса и барабана. Таким образом нельзя проверить работу нагревательного элемента, но можно проверить работу насоса.
Проверим состояние щеток
Обязательно обратите внимание на электрические щетки. Они расположены по обе стороны корпуса и уравновешивают силы трения двигателя. Угольные наконечники со временем подвергаются сильному износу и подлежат замене. Чтобы проверить их, выполните следующие действия:
- откручиваем удерживающие болтики.
- сжимаем пружину и снимаем щетки.
- разбираем корпус каждой щетки.
- оцениваем состояние угольных наконечников. Если их длина менее 1,5 см – меняем на новые.
Угольные щетки всегда заменяются парами, даже если одна из них совершенно новая.
Если щетки изношены, следует купить новые. В идеале, отнесите старые в магазин и купите аналогичные запасные щетки. Установите электрические щетки в обратном порядке, следуя знакомым инструкциям.
Как заменить?
Если электродвигатель сломался, его либо ремонтируют, либо заменяют на новый. Чтобы не повредить деталь во время ремонта, необходимо сначала правильно ее снять. Однако прежде чем приступить к снятию двигателя, необходимо выполнить следующие действия:
- Перезагрузить плату. Для этого в течение 5 секунд удерживают кнопку «Старт/Питание». В выключенном состоянии машинку оставляют на 20 минут.
- Проверить соединение контактов, идущих от таходатчика к мотору.
- Проверить напряжение на таходатчике. В норме, оно должно составлять 0,2 Вольт.
- Проверить напряжение электросети. Его минимальный порог – 200 В.
- Оценить целостность и работоспособность шнура и розетки.
Как снять?
Чтобы снять коллекторный двигатель со стиральной машины Indesit, выполните следующую последовательность действий:
- откручивают болты, удерживающие заднюю панель, они небольшие, поэтому справиться с задачей будет несложно;
- снимают ремень, параллельно выполняя вращательное движение шкивом;
- отключают проводку, которая ведет к мотору;
- выкручивают болты, удерживающие двигатель — снимают его аккуратно, слегка раскачивая в разные стороны.
Перед снятием стиральной машины необходимо отключить ее от электросети.
Как проверить, нужно менять или можно провести ремонт?
Иногда двигатель необходимо полностью заменить, иногда его можно отремонтировать. Если стиральная машина оснащена электронным дисплеем, о неисправности свидетельствует код ошибки F02. В механических приборах ручка программ будет вращаться, а индикаторная лампочка над кнопкой пуска будет мигать. Он должен загореться один раз, после чего наступит пауза.
Код ошибки F02 может также указывать на неисправность двигателя. Для машин с электроприводом ручка программы поворачивается, а индикаторная лампочка «Питание/Старт» мигает дважды. Эта ошибка указывает на то, что машина получила информацию о том, что двигатель не работает должным образом.
Ошибки F01 и F02 указывают на то, что двигатель необходимо осмотреть и проверить на исправность. Как его снять, описано выше.
После его снятия попробуйте запустить его, последовательно соединив обмотку ротора и стартер двигателя, затем подключите двигатель к сети переменного тока 220 вольт.
Если двигатель вращается, его можно отремонтировать. Даже на этом этапе диагностики можно заметить повышенный шум двигателя или увидеть искры, вылетающие из щеток.
Во время диагностики особое внимание всегда уделяется электрическим щеткам. Они расположены с обеих сторон корпуса стирально-сушильной машины и необходимы для поглощения сил трения. На износ щеток указывает их укорочение, которое нетрудно обнаружить при плановой проверке.
Чтобы проверить исправность щеток, выполните следующие действия:
- Откручивают болты.
- Сжимают пружину и снимают щетку.
- Если длина наконечника не превышает 15 мм, щетки нужно заменить. Сделать это несложно, если речь идет о двигателе нового образца. В старых моделях щетки могут быть спрятаны внутри мотора. В этом случае его придется разбирать полностью.
Где купить и по какой цене?
Купите мотор стиральной машины Indesit в специализированном магазине, торгующем запчастями для бытовой техники. Если такого магазина в городе нет, можно сделать заказ на интернет-маркете.
При покупке следует обратить внимание на модель стиральной машины, так как разные приборы имеют разные типы двигателей. Мотор для стиральной машины Indesit стоит в среднем 6 000 рублей.
Ламели и обмотки
Пластины отвечают за передачу электрического разряда на ротор. Они приклеены непосредственно к валу, но если двигатель заклинит, они могут разрушиться и отсоединиться. Если отрыв незначительный, двигатель можно заменить с помощью токарного станка и мелкого наждака.
На поврежденных ребрах появятся отслаивание и заусенцы.
Если есть проблемы с обмоткой, то двигатель либо не может достичь максимальных значений, либо вообще не запускается. Происходит короткое замыкание, двигатель перегревается, температурный датчик фиксирует перегрев и отключает систему. Если неисправность не устранена, порочный круг продолжается до тех пор, пока термистор не выйдет из строя. Состояние обмотки проверяется с помощью мультиметра.
- Тестер включается на режим «Сопротивление».
- Щупы прикладываются к ламели.
- Оценивается значение на дисплее, которое в норме составляет 20-200 Ом. Если цифра меньше, то дело в замыкании, больше – в обрыве.
Статор также проверяется мультиметром в режиме зуммера путем поочередного включения детекторов в обмотке. Если измерительный прибор молчит, все в порядке. Если вы обнаружили проблему с обмоткой, не спешите ремонтировать двигатель — это бессмысленно. Проще и дешевле купить новый двигатель.
Как работает двигатель стиральной машины: разновидности
Прежде чем проводить диагностику, нужно знать, какой тип двигателя стоит в вашей стиральной машине и как он работает. Существует три основных типа: Асинхронный двигатель, коллекторный двигатель и инверторный двигатель.
- Асинхронный устанавливается в стиралках Bosch, Сименс, Милле, Ардо и Канди. Дешевый и тихий мотор имеет простую конструкцию: статор и ротор. Большие габариты и низкая производительность оставили асинхронный двигатель в прошлом. Поэтому он использовался в ранних моделях вышеуказанных машин.
- Коллекторный двигатель сегодня активно используется в марках СМА Indesit (Индезит), Аристон, Занусси, Электролюкс, Самсунг, Веко. Мотор ременного типа имеет компактные габариты и достаточную мощность. Передает обороты с помощью ремня на шкив барабана. Его конструкция немного сложнее предыдущего типа: статор, ротор, две щетки и таходатчик, который контролирует его обороты.
- Прямоприводной (инверторный) современный двигатель только начал покорять пользователя. Устанавливается на моделях LG, Самсунг. Мотор не имеет ремня, а напрямую крепится к барабану, передавая ему обороты. Его строение схоже с асинхронным мотором, но прямоприводной компактен, мощен и редко выходит из строя.
Как проверить исправность двигателя своими руками
Поскольку в настоящее время используются только коллекторные и инверторные двигатели, рассмотрим, как их диагностировать.
Прямоприводной тип
В домашних условиях это трудно проверить. Вы можете использовать тест системы, если модель вашей стиральной машины имеет такой тест. Самодиагностика также может показать код ошибки на дисплее машины. Если вы расшифруете код, вы узнаете, в чем проблема и нужно ли вам обращаться в ремонтную мастерскую.
Если вы решили снять двигатель, сделайте это правильно:
- Отключите стиральную машинку от питания.
- Снимите заднюю крышку, выкрутив болты по периметру.
- Под ротором двигателя расположены винты, которые крепят проводку. Их нужно выкрутить.
- Выкрутите центральный болт, удерживающий ротор. Для этого используйте головку на 16 (для модели LG).
- При откручивании болта второй рукой удерживайте ротор, чтобы он не вращался.
- Снимите сборку ротора.
- За ней расположена сборка статора, которую удерживают 6 болтов.
- Для их выкручивания возьмите головку на 10.
- Отсоедините разъемы проводки от статора.
Начать можно с осмотра двигателя и проверки его работоспособности.
Коллекторный тип
Существует несколько способов проверки коллекторного двигателя. Существует несколько способов проверки двигателя:
- Снимите заднюю крышку СМА.
- Отсоедините провода от двигателя.
Приступайте к диагностике. Соедините провода обмотки статора и ротора, как показано на рисунке ниже. Затем подключите обмотку к току 220 вольт. Если ротор начнет вращаться, то устройство считается неисправным.
Этот метод имеет некоторые недостатки. Во-первых, вы не сможете точно проверить работоспособность двигателя, тем более что он работает в разных режимах. Во-вторых, прямое подключение грозит выходом из строя двигателя при коротком замыкании.
По этим причинам в данной цепи можно установить балласт, который выполняет функцию защиты. В качестве балласта можно использовать нагревательный элемент от стиральной машины. Подключение должно быть таким, как показано на рисунке:
В этом случае элемент начнет нагреваться в случае короткого замыкания, тем самым защищая двигатель от ожогов.
Поскольку коллекторный двигатель состоит из нескольких элементов, необходимо проверить их все.
Электрические щетки
По бокам корпуса двигателя находятся два сбрасывателя. Поскольку они изготовлены из мягкого материала, со временем они изнашиваются. Снимите щетки с корпуса и, если они изношены, установите новые.
Определить, есть ли проблема со щетками, можно, подключив двигатель. Если вы подключили провода, а двигатель искрит при вращении, значит, дело в щетках.
Вы можете купить новые детали в мастерской, показав старые щетки или назвав модель машины.
Проблема в ламелях
Электричество передается на ротор через щетки. Поскольку пластины приклеены к валу, они могут оторваться, если двигатель заклинит. Незначительное отсоединение можно устранить, обточив коллекторы на токарном станке. Стружка аккуратно удаляется мелкой наждачной бумагой.