История советского фотоаппарата

Камеры Зенит были высоко оценены многими знатоками фотографии, в том числе и за рубежом. Особенно популярной стала модель Зенит-ЕМ, которая попала в европейские журналы о фотографии в 1979 году. Советские фотоаппараты продолжали выдерживать конкуренцию благодаря своему выдающемуся потенциалу, даже несмотря на изменяющиеся условия на рынке.

Игра Зенита. Как прицелы для оружия победили легендарные советские фотоаппараты

Камеры, произведенные в Советском Союзе, считались одними из лучших на мировом рынке. Популярные модели, такие как Зоркий, Горизонт и Зенит, собирались на Красногорском заводе, который, к сожалению, был закрыт. Журналист Вячеслав Опахин из Hi-Tech Mail.Ru посетил Красногорский завод и подробно рассказывает о том, как немцы помогли поднять советскую фототехнику на уровень, а китайская продукция и экономические изменения 1990-х годов фактически уничтожили это наследие.

Американский президент Джимми Картер был увлечен фотографией еще во время службы в военно-морском флоте, где он использовал камеру типа Rangefinder. В Советском Союзе были осведомлены о его увлечении. Несмотря на то, что в конце 70-х годов отношения между Соединенными Штатами и СССР начали улучшаться, контроль за информацией всегда оставался важным.

В рамках дипломатических отношений Алексей Косыгин, Premier-министр Советского Союза, был отправлен в Америку с уникальным подарком. На встрече с Джимми Картером он презентовал великолепный хромированный фотоаппарат Горизонт, который стал настоящей гордостью советской оптики.

Панорамные камеры были редкостью, и никто не ожидал, что Картер будет так рад этому подарку, что решит оставить фотоаппарат у себя. Горизонт стал инструментом, с которым президент США сделал несколько автопортретов в Овальном кабинете, символизируя оживление отношений между двумя странами.

Президент США Джимми Картер в Овальном кабинете. / Фото: Trikosko, Marion S. Библиотека Конгресса США

Советские камеры соперничали с Canon и Nikon

Советские камеры были подарком многим известным людям. Например, камера Горизонт была в руках короля Нидерландов, о ней мечтал премьер-министр Индии. Американский фотограф Артур Уиджи Феллинг также использовал Зенит. Это был отличный шаг в плане пиара, но в СССР фактически не было рекламы. О таких камерах, как Горизонт, Зоркий и особенно Зенит, люди узнали через сарафанное радио.

Фотоаппараты экспортировались в 76 стран, и только в Великобритании они продавались в четырех тысячах магазинов. Модель Зенит-Е стала самой массовой среди однообъективных пленочных зеркальных фотоаппаратов в истории, с тиражом около 3,5 миллионов экземпляров. Каждая камера носила знак качества Красногорского завода, который был одним из лидеров в области оптических технологий в мире.

На протяжении длительного времени по количеству разработок и их сложности Красногорский завод опережал японские компании, такие как Canon и Nikon, а также американский Kodak и немецкие гиганты Leica и Hasselblad.

Зениты популярны у фанатов винтажной фотографии. / Фото: Sergey Zolkin

Развитие советской фотопромышленности после революции 1917 года

Началом развития фотокинотехники в Советском Союзе считается декрет о национализации и контроле всей российской фотопромышленности, подписанный В. И. Лениным в 1919 году.

В 1920-е годы, с переходом на путь индустриализации, в стране нарастает количество изобретений: например, зеркальная камера с моноклем от В.В. Ковригина, затвор для зеркальной камеры И.С. Приходько и ряд других разработок.

К концу десятилетия возникла парадоксальная ситуация: в стране выпускалось множество изданий по теории и технике фотографии, проводились разные конкурсы, множилось число фотокружков, однако камер на прилавках не было. В ожидании их появления издавались брошюры, посвященные самостоятельному изготовлению фототехники.

Отечественные фотоаппараты 30-40-х годов

Фотоаппарат Фотокор-1, произведенный в 1930 году, считается первым советским крупносерийным фотоаппаратом, однако у него были предшественники.

Фотоаппарат «Фотокор-1» был пластиночным, складным и обладал двойным растяжением меха. Он производился на ГОМЗ (ЛОМО) в СССР с 1930 по 1941 год.

Страна остро нуждалась в доступных по цене фотоаппаратах. За выполнение крупной партии, поступившей от Центросоюза в 1929 году, взялась московская артель Фототруд, которая использовала мощности старых дореволюционных частных мастерских для производства фотопластинок. Однако артель столкнулась с многими трудностями, включая нехватку сырья, помещений и современного оборудования. Например, необходимо было вручную выполнять некоторые этапы производства, в то время как в других странах эти процессы уже механизировались. К концу 1929 года удалось изготовить только 29 камер вместо запланированных 300-500. Эта модель известна среди коллекционеров как ЭФТЭ-1.

Становление фотоиндустрии в СССР не всегда происходило гладко, но в нескольких областях наша страна не просто следовала за международными тенденциями, но и опережала европейские страны. Например, фотокамера «Спорт», выпущенная в 1934 году, стала первой в мире однообъективной зеркальной камерой с размером пленки 35 мм, а также первой кинопленочной камерой с вертикальным металлическим шторным затвором. Однако ее серийное производство не было наложено.

Оптическая промышленность в СССР сделала значительный рывок в 30-40-х годах. К началу 30-х годов почти не производилось отечественных объективов, но к 1940 году каталог советского оптического стекла насчитывал 73 марки и не уступал зарубежным аналогам. Бырей находили свою нишу на рынке: производились недорогие камеры, такие как Малютка, Юра, Смена и несколько других моделей.

Выпуск фотоаппарата Смена стартовал в 1939 году на Государственном оптико-механическом заводе имени ОГПУ. На момент начала войны Смена представляла собой шкальный фотоаппарат с рамочным видоискателем. Используемая пленка (35 мм) сворачивалась в рулончик, поскольку конструкцией не предусматривалось использование кассет. После войны Смена стала более функциональной и технически усовершенствованной.

Смена-1 производилась в период с 1953 по 1962 годы на ГОМЗ и на Минском механическом заводе. Эти аппараты оснащались центральным затвором и не имели функции перемотки пленки. Заправка осуществлялась при помощи двух кассет — подающей и принимающей, а их корпус был более легким и удобным. Модель Смена-6, выпускавшаяся с 1961 по 1969 годы, отличалась большей светосилой объектива. У Смены-8М (1970-1995 гг.) добавилась функция обратной перемотки пленки, а фокусировка стала доступна по шкале расстояний и через шкалу символов. Смена-8М была занесена в книгу рекордов Гиннесса как самый массовый фотоаппарат в мире.

Малоформатный шкальный фотоаппарат Смена, ГОМЗ (Ленинград), 1939-1941 гг.

Фотоаппарат Смена 8М, ЛОМО, СССР, 1970-1990 гг.

Во время Великой Отечественной войны заводы по производству оптического стекла старались максимально оптимизировать технологии, чтобы в условиях ужасного дефицита сэкономить время и ресурсы. Эти нововведения стали основой для бурного роста фотопромышленности, когда страна вернулась к мирным условиям.

Производство фотокамер в СССР после Великой Отечественной войны

После окончания войны началось воспроизводство и совершенствование лучших образцов трофейной фототехники. В 1946 году настолько неизменной стала модель складной камеры Москва, двухобъективной зеркалки Комсомолец, которая послужила предшественником фотоаппарата Любитель (1950-1979 гг.). Продолжился выпуск довоенных моделей, таких как ФЭД и деревянные пленочные камеры типа ФК, которые часто использовались в фотоателье.

Фотоаппарат Комсомолец со счетчиком кадров, 1946 год

Фотоаппарат Любитель-1, ЛОМО, СССР, 1950-1956 гг.

В 1952 году советские фотолюбители впервые получили доступ к зеркальному малоформатному фотоаппарату Зенит, который собирался на Красногорском механическом заводе. Прообразом Зенита стал фотоаппарат Зоркий, который начал свое серийное производство еще в 1948 году.

Малоформатный дальномерный фотоаппарат Зоркий, СССР, 1948-1956 гг.

Фотоаппарат Зенит-3, СССР, 1960-1962 гг.

Золотой век советского фотоаппарата пришелся на 60-е гг.

Золотой век советского фотоаппаратостроения пришелся на 1960-е годы. В начале этого десятилетия открывались новые заводы, производившие фототехнику, и ширился ассортимент моделей. В это время на рынке появились шкальная камера Эстафета, однообъективная зеркалка Салют, дальномерные камеры с жестко встроенной оптикой Юность, шкальные полуформатные Микрон и многие другие. На этом этапе началась эра автоматизации процесса фотографирования, что стало возможным благодаря выпуску 35 мм камер.

Фотоаппарат Микрон, Харьковский машиностроительный завод ФЭД, СССР, 1968-1985 гг.

Параллельно с разработкой моделей, соответствующих зарубежным стандартам, на рынке также имелись аппараты с минимальными доработками предыдущих версий, порой откровенно слабые. Например, камера Весна (1962-1964 гг.) была аналогом Смены, но имела значительно больший запас недостатков.

К концу 1960-х годов стал ощущаться избыток продукции. В 70-е годы качество сборки различных моделей начало значительно варьироваться от экземпляра к экземпляру. Основной причиной этого было отсутствие рыночной конкуренции: потребители были вынуждены покупать все то, что предложили, поскольку альтернативных вариантов не существовало, а ввоз иностранной техники был практически невозможен. Общественность выражала свое недовольство в статьях, напечатанных в журнале Советское фото.

К середине 1970-х годов камеры начали упрощаться, а сложные и дорогие модели перестали выпускаться, что вызвало дефицит фототехники к концу десятилетия. В 1980-х годах ситуация с перепроизводством и дефицитом повторилась, что добавило еще большее недовольство среди потребителей.

Советская фототехника на фоне рынка цифровой фотографии.

Горизонт

Этот фотоаппарат также входит в число величайших моделей, произведенных в Советском Союзе. В наши дни, в условиях современного цифрового мира, снятие панорамы не является проблемой. Однако в советскую эпоху это представляло собой настоящую трудность. И именно поэтому модель Горизонт считалась одной из лучших для создания панорамных снимков. Установленный на его вращающемся барабане четырехлинзовый объектив и затвор создали отличное качество съемки. Несмотря на то, что аппарат стоил довольно недешево, его покупка была сложной задачей, ведь большинство камер поступали на экспорт.

Зенит 19 производился на Красногорском заводе. Его основное преимущество заключалось в наличиии зеркального видоискателя и ламелевого затвора, который обеспечивал выдержки от 1 до 1/1000 секунды. Фотоаппарат Зенит стал одним из самых узнаваемых и популярных в СССР, его производство началось в 1984 году и закончилось в 1988 году.

Фотоаппарат Зенит

Алмаз 102 и 103

Эти модели представляют историческую ценность, являясь одной из первых попыток советских инженеров создать высококачественную профессиональную оптику. Их прототипом выступила камера марки Никон.

Для данных моделей были специально разработаны зеркала и затвор, позволяющие выдержку в диапазоне от 10 до 1/1000 секунды.

К сожалению, эти аппараты стали популярны не благодаря своей эффективности, а наоборот, из-за ненадежности. Завод, выпускающий их, не имел достаточного оборудования для качественной обработки, а кулачковые механизмы изготавливались из латуни, что быстрым образом разрушалось и застревало внутри камеры, затрудняя ее функционирование. Известно, что было выпущено менее 10 000 аппаратов 103-й модели, в то время как 102-й выпустили всего 80 штук.

ЛОМО 130 А

Фотоаппарат ЛОМО 130 А

Основной особенностью модели является наличие одного светоприемника. Внешне он схож с фотоаппаратом Сокол. Прочный пластиковый корпус LOMO 130 А имеет откидную заднюю крышку, а процесс транспортировки пленки осуществляется посредством рычага.

Эта дальномерная фототехника среднего класса комплектуется автоматическим механизмом, который регулирует экспозиционные параметры в пяти различных режимах.

В этом фотоаппарате также применяется ручная настройка диафрагмы и выдержки. Объем производства камер ЛОМО 130 А составил всего 1000 штук и длился всего 12 месяцев, поэтому их ценность для коллекционеров значительно возрастает.

Преимущества:

  • Качество оптики на высоком уровне;
  • Наличие автоматического режима для экспозиции;
  • Выдаваемые снимки обладают отличным качеством;
  • Телескопический видоискатель в комплекте;
  • Возможность перехода на установленное значение выдержки при недостатке или избытке освещения.

Недостатки: не высокая резкость на открытых диафрагмах.

Салют

Фотоаппарат Салют

Этот среднеформатный высококачественный фотоаппарат стал прототипом знаменитой шведской камеры Hasselblad 1600F. Его отличительной чертой стал автоспуск, который на тот момент не имел аналогов. Уникальная кубическая форма и сменная оптика придавали устройству особый внешний вид.

Верхняя часть конструкции была покрыта матовым стеклом, а задняя часть имела металлические затворы. Фотоаппарат был рассчитан на пленку, содержащую 12 кадров, и комплектовался двумя сменными кассетами, позволяя делать как черно-белые, так и цветные снимки.

Преимущества:

  • Привлекательный внешний дизайн;
  • Приемлемое качество изображения;
  • Большое и яркое изображение в видоискателе;
  • Низкая цена.

Недостатки:

  • Требует времени для фокусировки;
  • Имеет значительный вес;
  • Не отличается высокой эргономикой;
  • Сложное управление, требующее привыкания.

Современный рынок цифровой фототехники предлагает широкий ассортимент различных моделей. Однако спрос на советские фотоаппараты продолжает расти. Их рабочие характеристики и качество снимков привлекают не только коллекционеров, но и профессиональных фотографов, ищущих уникальное оборудование для своих работ.

Оцените статью
Добавить комментарий