Продолжительность жизни таких музыкальных пластинок была крайне ограниченной. Это происходило не только из-за того, что они быстро подвергались износу. Если запись не приносила удовольствия, старая пластинка могла сгодиться в качестве закуски, ведь на ней порой могла находиться любимая мелодия, с которой были связаны приятные воспоминания. Таким образом, это создавало соблазн, особенно для тех, кто любит сладкое.
Что вам известно о патефоне?
В настоящее время невозможно найти ни одного музея, в котором не был бы представлен старинный граммофон. Это устройство стало заменой табакеркам, музыкальным шкатулкам и механическим музыкальным часам, а также символизировало начало эпохи звукозаписи, являясь прародителем магнитофонов и современных музыкальных систем.
Предшественниками патефона являются фонограф и граммофон. Патефон стал более усовершенствованной версией этих устройств. Гильон Кеммлер, сервисный работник известной французской компании Патэ, смог значительно упростить дизайн проигрывателя. Он заменил громоздкую трубу на компактный рупор, который был интегрирован в корпус устройства, сохранив при этом высокое качество звука. Патефон имел компактные размеры и помещался в небольшой чемоданчик, что делало его удобным для транспортировки. Это изобретение стало настоящим прорывом в музыкальной индустрии.
Все дело в игле
В патефоне воспроизведение звука осуществляется с помощью иглы, которая также влияет на чистоту звука. Изначально для граммофонов использовались стальные иглы, но у них был один недостаток: они довольно быстро изнашивались, что вызывало искажение записей и ухудшение звучания, появляясь хриплый и неразборчивый тембр. Одной иглы зачастую хватало на прослушивание пластинки только с одной стороны, так как её приходилось менять примерно каждые 3-4 прокрутки.
Стальные иглы вскоре начали уступать место сапфировым. Они имели значительно более длительный срок службы, однако запасы игл нужно было все равно делать заранее. Для удобства использования конструкторы предусмотрели небольшую выдвижную колонку в конструкции чемодана, в которой можно было хранить резервные иглы. Преимуществом сапфировых игл является их низкая стоимость: их можно было закупать даже на вес.
Патефон – наследник Эдисона
Хотя американский изобретатель Томас Эдисон не является отцом патефона, ему принадлежит другое, предшествующее устройство – фонограф. Именно фонограф считается прадедушкой патефона, хотя внешне эти устройства имеют мало общего.
Существует легенда, согласно которой идея создать звукозаписывающее устройство пришла Эдисону в голову после того, как он случайно уколол палец иглой, разбирая свой телефон. В процессе он заметил, что если удерживать иглу рядом с металлической мембраной, она оставляет след от иголки в виде очерченной дорожки. Мембрана колебалась от звука человеческого голоса, и когда Эдисон вертел иголку в руках, уколол палец и сразу понял, каким образом можно преобразовать механические колебания в звуковые сигналы.
Как это обычно и бывает, от идеи до её реализации прошло много времени, и было вложено немало усилий. Однако в конце 19 века Эдисон всё же смог создать свой фонограф – он так назвал устройство для записи и воспроизведения звука.
Звук записывался на валик, покрытый воском, когда человек произносил речь в специальный раструб. Затем происходила обратная процедура, и голос, записанный ранее, воспроизводился снова через тот же раструб.
Хотя фонограф имел довольно низкое качество звука и мог записывать всего несколько секунд речи, его современники высоко оценили это изобретение. Фонографы даже вручались выдающимся личностям того времени, что позволило нам услышать голоса таких значительных персон, как Лев Толстой и другие знаменитости 19 века.
А как же патефон?
Патефон появился значительно позже. Первым устройством был граммофон, изобретенный Эмилем Берлинером. Вместо воскового валика он использовал пластинки. Первые пластинки производились из эбонита и покрывались воском, но вскоре для их изготовления стали применять более прочные и долговечные смолы. Интересно, что запись на пластинке можно было стирать и записывать новые звуки.
Если пользователь хотел сохранить запись на длительное время, он покрывал восковый слой специальным лаком, который защищал звук от воздействия внешней среды.
Патефон был изобретен в начале 20 века, в результате совершенствования граммофона, осуществленного фирмой Патэ. Не трудно догадаться, что именно от этой компании и произошло название «патефон».
Как работает?
Конструкция патефона довольно проста. Основной привод, как уже упоминалось, представляет собой пружинную систему. Внутри корпуса расположен раструб, который усиливает звук. Регулирование скорости воспроизведения осуществлялось с помощью центробежного регулятора. Воспроизведение звука происходило с помощью стальной (реже сапфировой) иглы и мембраны.
Сапфировые иглы постепенно заменили стальные, так как они могут использоваться многократно. Громкость звучания колебалась в пределах от 80 до 100 дБ.
Качество звука патефона оставляло желать лучшего. Он мог хрипеть и визжать, создание сильных искажений. Когда игла изнашивалась, звук становился еще более искажённым.
Обратите внимание, что существуют патефоны с трубами, вынесенными наружу. Однако любой аппарат отличается от граммофона своим устройством адаптера. Звуковая канавка формируется глубинным, а не поперечным способом. Самые ранние модели продукции Патэ воспроизводили звук не от внешнего края к середине, а наоборот. Но вскоре это решение было отвергнуто, поскольку было выпущено большое количество традиционных пластинок.
Существовали как дорожные (облегченные) версии проигрывателей, так и их напольные аналоги. Различие между ними было в основном в размере и весе. Создание по-настоящему компактного устройства было затруднительным — это обусловлено особенностями технологии изготовления пластинок и самой системой воспроизведения. Данное обстоятельство учитывается и в процессе разработки современных устройств в ретро-стиле. Наиболее поздние модели уже не использовали механический, а внедряли электрический привод, однако это стало последним этапом развития такого рода устройств.
Производители
Подлинный старинный аппарат фирмы Патэ или других европейских производителей, выпущенный до 1920 года, является настоящей редкостью. Основная масса антикварных патефонов была произведена в СССР, причем преобладающее большинство из них было выпущено после 1938 года. Это связано с тем, что более ранние модели ко времени остановки производства полностью износились.
Существует информация о том, что наиболее массовое производство патефонов началось на Коломенском заводе именно с 1938 года.
Однако это производство продолжалось недолго — по известным причинам вскоре предприятию пришлось изменить свою специализацию. Помимо этого, утечкой патефонов занимались:
- завод Ордена Ленина Молот;
- Московский, Ленинградский и Владимирский заводы, производящие патефоны;
- завод в Москве, который затем был перемещен в Казань, работающий в сфере точной индустрии;
- кооперативная фабрика Красногвардейск;
- патефонный завод в Днепропетровске;
- велосипедный завод имени Фрунзе, расположенный в Пензе.
Среди менее распространённых производителей можно выделить:
- ткацкая фабрика Пионер (1925-1933 годы);
- Апрелевский завод (первым освоивший выпуск виниловых пластинок);
- артель Граммофон;
- модели английской марки HMV.
Большую популярность среди коллекционеров заслужили не только ленинградские модели, но и модели под названием Дружба. Интересно, что даже современные компании нередко производят патефоны, хотя чаще это скорее имитации. В наряду с простыми версиями, существуют устройства, способные копировать звук с пластинок на флеш-карты или управляться дистанционно. Наиболее яркие примеры таких устройств:
- AR-003 Leader;
- Camry CR 1149;
- Crosley Keepsake USB;
- Weltbild Nostalgia.
Громкость патефона составляет приблизительно 80–100 дБ, что соответствует шуму современного уличного трафика. Полное заводское пружинное механическое устройство рассчитано на воспроизведение одной стороны пластинки со скоростью 78 оборотов в минуту и может обеспечить около трех минут воспроизведения.
На звукоснимателе расположены игла и мембрана, которая передает звук в звуковую трубу, соединяющуюся с раструбом. Звук выходит через большое отверстие, размещенное под металлической головкой звукоснимателя.
На корпусе устройства расположен автоматический выключатель для пластинок. Переведение его в положение Включено останавливает пластинку, как только игла убирается. Положение Выключено предназначено для разряда пружины механизма.
Регулятор скорости воспроизведения позволяет настроить ускорение или замедление процесса воспроизведения.
Ручка Стоп блокирует вращающий диск, останавливая воспроизведение.
Как правило, с правой стороны аппарата находится ручка для завода пружины, которая нужно вращать по часовой стрелке.
Специальный угловой отсек в передней части устройства предназначен для хранения запасных игл.
Для ознакомления с внутренним устройством аппарата, сначала необходимо снять вращающийся диск, после чего извлечь механизм автоматической остановки. Затем отключить звукозаписывающую головку вместе с звуковой трубой от корпуса устройства. Внутри коробки, справа, можно увидеть выходное звуковое отверстие. На обратной стороне деревянной панели размещены вращающий механизм и металлический раструб, а отверстие для ручки, которая заводит пружину, находится на корпусе механического двигателя.
Поворачивая ручку, необходимо завести пружину механизма. Затем аккуратно поместите иглу звукоснимателя на поверхность пластинки. Воспроизводимый звук через трубу попадает в усиливающий раструб, и вы можете наслаждаться музыкальным звучанием, навеянным духом ушедшей эпохи.
Если вы заинтересовались приобретением патефона для личного использования, приглашаем вас ознакомиться с ассортиментом наших патефонов в магазине!
Цикл публикаций музейных предметов Ожившие истории. Патефон
Патефон (названный в честь французской компании Пате, первой начавшей поставки подобных устройств в Россию) представляет собой механическое устройство для воспроизведения граммофонных пластинок и является переносной версией граммофона. В отличие от граммофона, патефон имеет меньший встроенный рупор и конструкции, похожую на чемодан, что позволило удобно переносить его за ручку. Громкость патефона составляет около 80–100 дБ, однако зачастую качество звука оставляет желать лучшего.
В СССР патефоны производились множеством заводов. Указанный патефон был выпущен Коломенским патефонным заводом в 1930-е годы, и вскоре он приобрел всесоюзную известность. Благодаря стараниям молодого рабочего контингента, завод с первых дней своей работы быстро превысил плановые показатели, а в последующие годы начал производить более 1000 патефонов в сутки.
Появление патефона стало значимым событием в общественной и культурной жизни народа. Он получил широкое распространение в 1930-е годы и прочно вошел в повседневную жизнь советских граждан, уступив свою популярность электропроигрывателям и радиолам лишь в начале 1960-х. В течение этого времени патефон формировал уникальную культурную модель взаимодействия людей с музыкой в домашней обстановке. В городах СССР, между 1930 и 1950 годами, патефон был центральным элементом танцевальных вечеринок, часто выставляясь на окна. В редкие минуты передышки во время Великой Отечественной войны (1941-1945) наши отцы и деды заводили патефон, чтобы на мгновение отвлечься и слушать любимые мелодии, вспоминая родной дом и своих близких.
Оставить комментарий Отменить
Для оставления комментария вам необходимо войти в систему.
Мероприятия
с 01 января по 30 декабря | |
Познавательная программа «Никита Моисеевич Зотов — первый учитель Петра I» 7+ (обязательна предварительная запись групп). | |
с 10 января по 30 декабря | |
РЕЖИМ РАБОТЫ ГЛАВНОГО ДОМА УСАДЬБЫ ЛЫТКАРИНО: Вторник — Пятница — с 10:00 до 18:00; Суббота — с 10:00 до 16:00 (Воскресенье и Понедельник — выходной). 0+ ВТ. и ЧТ. в 16:00, а в СБ. в 12:00 и 15:00 проводятся обзорные экскурсии по усадебным залам для всех желающих (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). | |
с 10 января по 30 декабря | |
Мультимедийная программа «Наш край в годы реформ Петра I» 12+ (обязательна предварительная запись групп). | |
с 06 февраля по 30 декабря | |
Работа выставки «Лыткаринцы СВОих не бросают», 0+ Место проведения: выставочный зал «Людская» (ул. Коммунистическая д.10, первый подъезд). Вход свободный. | |
с 16 мая по 15 января | |
Работа временной выставки «Лыткарино — 595 лет. Деревня. Поселок. Город.» 5+ Место проведения: главный дом усадьбы Лыткарино. 0+ Входные билеты в кассе музея. | |
с 14 сентября по 31 октября | |
Работа художественной выставки лыкаринских художников из фондов Лыткаринского музея «Времена года». 0+ (билеты в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения: Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
29 октября | |
в 16:00 — обзорная экскурсия по залам усадьбы Лыткарино для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения: Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
31 октября | |
в 16:00 — обзорная экскурсия по залам усадьбы Лыткарино для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения: Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
31 октября | |
в 18:30 — занятие клуба исторического танца «Лыткаринский Реверанс», 18+ (главный дом усадьбы Лыткарино). 300 рублей. Первый пробный урок — бесплатно. | |
02 ноября | |
в 12:00 и 15:00 — обзорные экскурсии по залам усадьбы Лыткарино для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения: Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
02 ноября | |
в 16:00 — занятие клуба исторического танца «Лыткаринский Реверанс», 18+ (главный дом усадьбы Лыткарино). 300 рублей. Первый пробный урок — бесплатно. |