Плёночная фотография. Век XXI

Обладая полным контролем над перспективой и глубиной резкости, такие камеры позволяют создавать кадры на высшем уровне качества, которое можно достичь на пленке. Однако работа с широкоформатными камерами требует времени и терпения, так как это не спешное дело. Они идеально подходят для студийной съемки и для создания пейзажных снимков.

Что нужно знать о фотоплёнке

Павел Косенко, увлечённый фотографией на пленку, пишет книги на эту тему и организует фототуры в Териберку, Мурманская область, место, которое стало известным благодаря фильму «Левиафан». По воскресеньям он обучает энтузиастов проявлению фотоплёнок в своей лаборатории под названием Среда, расположенной в Москве.

На прошлой неделе он прочитал семичасовую лекцию о плёночной фотографии в Екатеринбурге. Я побывала на этом мероприятии и записала основные моменты — получился своего рода справочник для тех, кто только начинает свой путь в мире пленочной фотографии или уже имеет некоторый опыт и хочет углубить свои знания.

Плёнка больше не умирает

После тридцатилетнего периода относительного упадка, интерес к аналоговым технологиям возродился. В 2015 году резко возросли продажи виниловых пластинок, что было связано с появлением доступных проигрывателей, оснащённых Bluetooth и подключаемых к айфонам.

Кроме того, моментальные камеры Инстакс приносят компании Фуджи больше прибыли, чем цифровые фотоаппараты. В 2016 году фирма планировала продать 5 миллионов таких камер. Совсем недавно легендарная компания Лейка представила свой моментальный фотоаппарат под названием Софорт.

Что касается продаж профессиональных пленок от Кодак, то они продолжают расти с 2013 года и увеличились на 5%. В 2015 году сеть английских аптек Бутс начала продавать чёрно-белую пленку Илфорд в 450 своих магазинах.

В 2015 году, благодаря Квентину Тарантино и его фильму «Омерзительная восьмёрка», в Соединённых Штатах было восстановлено 50 кинотеатров для показа фильмов на пленке большого формата. В ходе съемок картины Тарантино не использовал цифровые технологии и работал по методам 1958 года, даже титры были вырезаны ножницами по трафарету. В настоящее время многие из самых дорогих и известных фильмов также снимаются на пленку.

Существует мнение, что в производстве пленки остаются только два крупных игрока — Кодак и Фуджи, тогда как другие производители закрылись. Но в то же время открываются новые фабрики. В 2008 году компания Импоссибл приобрела завод по производству пленок Полароид. В 2012 году два итальянца выкупили полуразвалившийся завод Феррания и выпустили первые образцы чёрно-белой пленки. Также в том же году американская компания Синестилл разработала и запатентовала технологию, которая позволяет удалять сажевый слой с киноплёнки (это делает её несовместимой с обычными проявочными машинами).

В России также есть свои энтузиасты. В 2016 году Денис Кораблёв запустил производство фотоплёнки под названием Тип Д. Он постоянно вносит изменения в составе эмульсии с каждой новой партией пленки.

Определяемся с форматом

Cam&film

Два основных формата фотоплёнки: Тип 120 (слева) — средний формат и тип 135 — узкая пленка (справа).

Перед тем как перейти к выбору аналоговой фотокамеры, необходимо решить, с каким форматом плёнки вы собираетесь работать, так как это решение повлияет на выбор самой камеры. Конечно, существует возможность выбрать камеру сначала, а затем подбирать к ней пленку. Однако желательно заранее знать, что именно от произведенного выбора зависит, поскольку формат кадра влияет не только на качество снимка, но и на стиль съемки. Важно упомянуть о аспекте, о котором в цифровой фотографии обычно не задумываются — себестоимость каждого кадра.

Фотограф, использующий Polaroid, знает, что каждый раз он платит за свои снимки. Ранее фотографы с иронией относились к этому факту, поскольку цена каждого полароидного кадра была весьма высокой по сравнению с обычной пленкой. Однако времена изменились. К сожалению, сейчас каждое нажатие на кнопку спуска затвора автоматически отчисляет средства со счёта фотопленочного фотографа. Помните: чем больше формат кадра, тем дороже он вам обойдется.

Существует три основных вида фотоплёнки: чёрно-белый негатив, цветной негатив и цветной слайд (чёрно-белые слайды раньше встречались редко, а сегодня практически исчезли с прилавков). Об особенностях негативов и диапозитивов-слайдов мы поговорим позже, сейчас рассматриваем различные форматы плёнки.

Если оставить в стороне крупнейшие листовые форматы, такие как 9×12 см и более, то в общем смысле пленка представлена двумя основными форматами:

  • тип 135, формат 35 мм
  • тип 120, средний формат

Формат 35 мм, тип 135, (узкая плёнка)

film_35mm_pack

Узкая фотоплёнка поставляется в роликах, упакованных в светонепроницаемые кассеты. Эти кассеты находятся в герметичных пластиковых контейнерах, которые надёжно защищают пленку от влаги и пыли.

Формат следовательно является самым распространённым, его используют как профессионалы, так и любители. Он совмещает в себе необходимое качество, компактность, оперативность, низкую стоимость конечного кадра и большое количество кадров на одном ролике. Стандартный размер кадра равен 24×36 мм. На стандартном ролике помещается 36 кадров (в зависимости от модели камеры и метода зарядки возможно произвести 37–38 кадров, но об этом пойдет речь позже).

Естественно, существуют камеры, которые берут кадр с размерами 24×65 мм, 24×18 мм, 24×24 мм или даже 24×32 мм, однако на данный момент мы оставим нестандартные размеры за рамками обсуждения.

История 35-мм пленки началась с производства компанией Eastman Kodak в 1916 году, однако тип 135 (35-мм пленка в стандартной кассете) появился только в 1934 году благодаря стабильно популярным камерам Leica и Contax, а также самой компании Kodak, которая решила войти на рынок массовых пленочных фотоаппаратов. Но именно благодаря невероятно компактным для 30-х годов камерам Leica формат 35-мм киноплёнки с размером кадра 24×36 мм стал стандартом для фотографии и не только пленочной.

Узкая пленка продаётся в виде роликов, помещённых в светонепроницаемые кассеты. После того как пленка использована, она перематывается обратно в кассету, что позволяет быстро перезаряжать камеру даже при ярком свете.

big_roll_35

35-мм фотоплёнка доступна не только в кассетах, но и в рулонах длиной 17 и 30,5 метра.

35-мм пленку можно также покупать в рулонах по 17 и 30,5 метров и самостоятельно наматывать её в многоразовые кассеты. Какова польза от этого?

Во-первых, себестоимость каждого кадра значительно снижается (практически вдвое). Во-вторых, в кассету можно наматывать немного больше пленки, тем самым увеличивая количество кадров на одном ролике до 40, а в пленочной фотографии каждый кадр имеет не только свою денежную ценность.

Чувствительность

Чувствительность пленки измеряется в единицах международного стандарта ISO. Например, пленка с чувствительностью 100 оптимально подходит для съёмки в солнечный день, а 50 единиц лучше использовать для работы в студийных условиях. В помещениях разумно использовать пленки на 400 или 800 единиц. С увеличением чувствительности снижается детализация изображения и возрастают зерна, что зачастую считается недостатком. Однако высокое разрешение не всегда необходимо. В отличие от цифровых камер, где увеличение шума не всегда выглядит привлекательно, благородное зерно чёрно-белых пленок часто используется в художественных целях. Например, пленка Rollei R3 известна своей крупностью и привлекательным зерном.

Illford FP4

Illford Delta 400

Illford Delta 3200

Разновидности фотопленок

Какую пленку выбрать — цветную или черно-белую? Ответ зависит от личных предпочтений и творческих задач фотографа. На сегодняшний день существует огромное количество пленок, которые различаются по тональности, контрастности, размеру и форме зерна, а также по толщине подложки. В более широком смысле существующие пленки делятся на несколько основных категорий:

Процесс Внутривидовые различия Исключения
Чёрно-белые негативные Д-76 (традиционные) Панохроматические / ортохроматические Инфракрасные
C-41 (хромогенные) Тип эмульсии – классический или t-grain Со сверхвысоким разрешением
Цветные C-41 (негативные) Для дневного/искусственного освещения
E-6 (слайдовые) Живые/нейтральные цвета Слайдовые пленки, проявляемые по оригинальному процессу (например, Kodachrome)

Если вы хотите снимать на черно-белую пленку, но не планируете работать с химикатами и проявочными ванными, вам стоит рассмотреть хромогенные пленки, которые проявляются в фотоцентрах по стандартному лабораторному процессу C-41. Эти псевдочерно-белые пленки хорошо подходят для начинающих и позволяют получать стабильные результаты. За счет высокой фотошироты они прекрасно подходят для жанровой съемки, когда на точное определение экспозиции часто просто нет времени. Подобно цветным негативам, хромогенная черно-белая пленка имеет почти неразличимое зерно, но следует помнить о одном важном нюансе: печатать фотографии следует точно так же, как и с цветных негативов (ручная печать на черно-белой бумаге не даст хороших результатов). Исключением может быть Illford XP2 Super, в процессе разработки которой была сохранена возможность ручной оптической печати.

Для художественной съемки профессиональные фотографы, работающие с черно-белой пленкой, предпочитают классические пленки на основе кристаллов галоида серебра, которые обычно проявляются вручную. Также существуют пленки на плоских кристаллах (t-grain). Многие предпочитают проверенные временем варианты и уверены, что плоские кристаллы дают более «пластиковую» тональность. Однако это мнение можно оспорить, так как современные пленки, такие как Illford Delta 400 и Kodak T-Max 100 на плоских кристаллах, не уступают в качествах рисунка пленкам, которые ценили великие фотографы прошлого, таким как Illford HP5 или Kodak Tri-X.

К пленкам с сверхвысоким разрешением относятся Gigabitfilm, Adox и российская Тасма ФН64. Особенностью пленки Gigabitfilm является наличие специального проявителя в комплекте. При использовании качественной оптики, например, Leica или Contax G-series, эта пленка может достичь разрешения в 300 линий на миллиметр. Вытянуть все детали смогут не все сканеры, но ручная печать позволяет получить разрешение на уровне среднего формата.

Для съёмки в инфракрасном диапазоне можно найти в продаже пленки только от Rollei Infrared. Нестандартные пленки ортохроматического типа и слайд Kodachrome, эмульсия которого содержит красители, добавляемые во время проявления, вышли из употребления.

Kodak T-Max 100

Illford HP5 Plus

Доступные плёнки

В настоящее время для фотографов наиболее доступны следующие киноплёнки:

Fujifilm

Необходимо отметить, что компания Fujifilm перестала производить киноплёнки. Поэтому всё, что вы найдёте — это просроченные пленки разнообразной степени сохранности. Цвета на таких пленках уже по определению отличаются от оригинальных, и этот факт следует учитывать. Часто пленка Fujifilm показывает нестабильные результаты: одна катушка может оказаться хорошей, а другая — значительно хуже. Также стоит принять в расчет, что чувствительность этих пленок снизилась по сравнению с номинальными значениями.

Безусловно, тестирование вашей конкретной пленки перед важными съемками необходимо, как и с любой другой просрочкой. Если тесты не провести, конечный результат может оказаться неожиданным.

В описании я указываю рекомендуемую чувствительность, на которой следует делать снимки. Для действительно важных съемок, возможно, стоит прибегнуть к новым пленкам.

  • F64D — низкочувствительная пленка, сбалансированная для дневного освещения, с хорошей насыщенностью цветов. Рекомендации: съёмка только в яркий солнечный день или в малооблачную погоду с чувствительностью ISO 32, 50, или съёмка со вспышкой. Желателен штатив.
  • 250D (обзор пленки) — умеренно чувствительная пленка для дневной съемки. Насыщенность цвета варьируется от низких до нормальных показаний. Рекомендации: съёмка в яркий солнечный день, при переменной облачности, в пасмурную погоду (но при этом может пострадать и без того низкая насыщенность цветов). Рекомендуется снимать с чувствительностью ISO 100, 125. Это наиболее распространённый вариант. Возможно, потребуется штатив. В помещениях не забудьте включить вспышку.

У Fujifilm были и другие пленки, но их сложно найти на сегодняшний момент. На практике, в продаже остались только 250D и F64D, остальные нужно либо ждать на вторичном рынке, либо заказывать сдалека, что может быть невыгодно. Вы можете ознакомиться с полным списком продукции Fujifilm на её официальном сайте.

Kodak

В отличие от Fujifilm, Kodak продолжает выпускать киноплёнку под процесс ECN-2. Пленку можно приобрести свежей, что позволяет ожидать восстановление корректных цветов и соблюдение номинальной чувствительности. Однако стоит помнить, что просроченные пленки Kodak также существуют, и будьте внимательны при покупке, уточняя, свежая ли пленка перед вами.

Плёнки Fujifilm и Kodak имеют схожие характеристики по чувствительности и цветовой температуре. Однако, поскольку на данный момент Fujifilm предлагает только просроченные варианты, а Kodak всё ещё производит свежие пленки, на практике разница наблюдается.

  • VISION3 50D — пленка для дневной съёмки с низкой чувствительностью. Обладает хорошим контрастом и насыщенностью.
  • VISION3 250D — пленка для дневной съемки со средней чувствительностью.
  • VISION3 500T — пленка для искусственного освещения, что делает её подходящим выбором для съёмки в помещениях при хорошем освещении.

Прочие пленки от Kodak менее распространены, поэтому я их не буду упоминать.

Большинство киноплёнок на рынке сейчас — это разновидности перечисленных плёнок.

Старые пленки Kodak могут носить те же названия, но вместо цифры 3 после VISION стоит цифра 2. В общем, иногда довольно сложно понять, что именно вы покупаете, так как пленки продаются в разнообразной упаковке, часто без указания конкретного содержания. Часто под видом новых пленок предлагают старые или даже очень старые варианты. Понять, что именно перед вами, представляется сложным, но читайте отзывы — это поможет вам определить ситуацию. Кроме того, качество пленки можно оценить после её проявки: просроченная пленка часто имеет вуаль (потемнение пленки по сравнению с новой), а также заметное зерно и иногда дефекты. Если вы обнаружили, что у вас просроченная пленка, рекомендуется при следующей покупке и съемке делать коррекции для достижения лучших результатов. Например, увеличение экспозиции на +1 или +2 может помочь улучшить итоговые фотографии, хотя и не радикально.

Особенности съёмки на киноплёнку ECN-2

К сожалению, при использовании негативного материала не по назначению, следует помнить о некоторых важных моментах:

  • Сажа. Киноплёнки содержат специальный дополнительный сажевый слой, требуемый для их применения в кинокамерах. Этот слой делает невозможным проявление таких пленок в обычных фотолабораториях. Даже если кто-то примет у вас подобную пленку, это может испортить проявочную машину и затруднить работу, что повредит другие пленки. Не стоит так делать. Используйте специализированные мастерские, где умеют работать с такими материалами для проявления.
  • Толщина подложки киноплёнок отличается от обычных фотоплёнок. В связи с большей толщиной, у вас могут возникнуть проблемы при использовании автоматических камер. Поэтому рекомендуется снимать такие пленки на механические фотокамеры с ручной загрузкой пленки.
  • Обычно такие пленки наматываются на кассеты от цветных пленок, и DX-код на этих кассетах может не совпадать с чувствительностью пленки. DX-код содержит информацию о пленке для камер, которые могут её считывать: количество кадров в катушке, чувствительность. Этот код представлен черными и металлическими квадратиками на кассете. Обязательно проверьте, действительно ли, к примеру, Fuji Eterna 250D с упавшей до ISO 100 чувствительностью, имеет правильный DX-код в катушке, где указано его ISO 100. Это особенно важно, если вы планируете снимать пленку в автоматической камере (что само по себе может быть не самым удачным решением). Если ваша камера позволяет игнорировать DX-код и устанавливать свою чувствительность — убедитесь, что вы знаете, как это сделать. Не забудьте изменить настройки после загрузки пленки. Если проигнорировать этот шаг, камера будет следовать информации на кассете, что может привести к недоэкспонированию всех кадров, и они окажутся слишком тёмными. Учитывая, что пленка, возможно, просрочена, это приведет к значительным потерям в качестве итоговых снимков. Не забывайте быть внимательными!
  • Киноплёнки не гарантируют киношные цвета. Не стоит полагать, что, снимая на такие пленки, вы получите идентичные цвета, как в кино. Вы рискуете получить определённый цветовой дисбаланс, который может иногда выглядеть привлекательно, но в большинстве случаев все снимки будут выглядеть как под фильтром, а исправить это будет не так просто, если у вас нет достаточного опыта в цветокоррекции.

Настройки камеры

Теперь вернемся к пленочной фотографии и разберёмся, как работать с камерой. Метод настройки экспозиции не отличается от того, что применяется в цифровых камерах. Важно экспериментировать с тремя основными параметрами: ISO, выдержкой и открытием диафрагмы.

Диафрагма представляет собой механизм, расположенный внутри объектива камеры. Она определяет количество света, проникающего на пленку. Работу диафрагмы часто сравнивают с функцией зрачка человеческого глаза: при ярком освещении зрачок сужается, а в темноте — расширяется. Таким образом, диафрагма также должна быть настроена так, чтобы не открываться слишком широко при наличии большого количества света.

Чтобы установить значение диафрагмы, прокрутите соответствующее кольцо на объективе. Стандартные значения диафрагмы включают: f/1.4 — f/2.8 — f/4 — f/5.6 — f/8 — f/16 — f/22 — f/32 — f/64. Чем больше дробная часть числа (иногда на объективе указывается исключительно дробь), тем меньше открытие диафрагмы.

Чтобы лучше разобраться в механизме и привыкнуть к нему, попробуйте поворачивать кольцо с величиной диафрагмы, глядя в объектив — вы увидите, как открываются и закрываются лепестки.

Диафрагма (как и фокусное расстояние объектива) также влияет на глубину резкости снимка. Чем меньше открыта диафрагма, тем больше глубина резкости: при диафрагме f/2 задний план будет размытым больше, чем при f/16.

Выдержка — это время, в течение которого затвор открыт. Чем длиннее выдержка, тем большее количество времени фотоаппарат находится в режиме захвата кадра. Если диафрагма отвечает за то, сколько света попадает на пленку, то выдержка контролирует, насколько долго этот свет воздействует на пленку. Обычно камеры позволяют установить выдержку в диапазоне от 1/1000 секунды до 1 секунды.

Чем дольше открыт затвор, тем больше света проникает на светочувствительный слой пленки. Однако, при длинной выдержке движущиеся объекты могут смазываться. Вот пример снимка, где фотограф использовал этот эффект как художественный прием:

Плёночная фотография. Век XXI 2

Неживые объекты, такие как здания, остановки и фонари, получились чёткими. В то же время автомобили размазаны по кадру, оставив только красные следы от фар. Без длинной выдержки этот снимок был бы невозможен.

Таким образом, чем меньше значение выдержки, тем четче изображение. Чем больше значение выдержки — тем светлее снимок, при этом движущиеся объекты могут оказаться смазанными.

Значения выдержки обозначаются в долях секунд. Часто на регуляторе, отвечающем за этот параметр, указана только дробная часть числа. Посему, чем больше это значение, тем короче выдержка. Это также означает, что при ярком свете значение должно быть больше.

Существует также режим В — это ручная выдержка. Пока кнопка затвора удерживается, шторки остаются открытыми, и свет попадает на пленку.

ISO уже обсуждался ранее — для аналоговой фотографии значение ISO определяется на этапе выбора пленки. В некоторых фотоаппаратах значения ISO нужно устанавливать в зависимости от пленки, в других определение параметра происходит автоматически.

Конечно, все эти параметры работают в взаимосвязи. Поскольку в пленочном фотоаппарате значение ISO остаётся неизменным как минимум на протяжении десятка кадров, стоит отталкиваться от него. Мы рекомендуем попробовать следующие комбинации для начинающих:

При ISO 200

Условия съемки Диафрагма Выдержка
Яркий солнечный день f/8–f/16 1/200–1/500
Пасмурная погода днем f/2.8–f/5.6 1/60–1/125
Вечернее или закатное время максимально открытая 1/15–1/60

Как фотографировать на пленку

Теперь остаётся лишь правильно определить кадр. Выстраивание композиции — это целое искусство и отдельная тема для серии статей. Для изучения основ композиции смотрите проверенное видео с полезными советами и примерами от наших коллег из Movavi Влога:

Советуем начинать фотографировать с учётом правила третей: разделите мысленно кадр на три равные части по горизонтали или вертикали и поместите объект съемки на одной из разделяющих линий. Это простейший из правил композиции.

Вы также можете стремиться к симметрии — вдохновляйтесь фильмами Стэнли Кубрика.

Плёночная фотография. Век XXI 3

Либо обращайтесь к правилу Золотого сечения. Подробности можно прочитать в данной статье.

Плёночная фотография. Век XXI 4

Что делать с отснятой пленкой?

Итак, все кадры на катушке отсняты. Что дальше? Необходимо проявить пленку, а затем напечатать снимки. Это можно сделать как в специализированной лаборатории, так и в домашних условиях.

Новичкам рекомендуется отправлять пленку на обработку в фотолабораторию, где профессионалы знают, каким образом проводить проявление пленок и напечатают всё корректно. Более того, в лаборатории вы можете запросить оцифровку пленочных фото. Оцифровка наиболее удачных снимков — это отличная идея. Вы сможете хранить свои шедевры в высококачественном формате.

Вот и всё! Желаем вам успехов и отличных фотографий!

Оцените статью
Добавить комментарий