Каждый увлечённый фотограф, который когда-либо задумывался о профессиональной съёмке, знаком с такими устройствами, как экспонометры. Эти инструменты используются мастерами фотографического искусства, чтобы создавать удивительные изображения без необходимости прибегать к компьютерной графике.
Принцип работы экспонометра:
1. Он измеряет количество света, отражённого от сцены, и проходящего через объектив камеры.
2. На основе полученных данных о световом уровне, прибор выдает возможные комбинации выдержки, диафрагмы и значения ISO, которые обеспечат надлежащую экспозицию.
(3. Либо показывает, как следует изменить экспозицию (увеличить или уменьшить), чтобы добиться её оптимальных значений.)
Чтобы активировать встроенный экспонометр, достаточно нажатия кнопки спуска затвора на половину.
Как только экспонометр включается, внизу видоискателя отображается следующая информация:
Каждый элемент на дисплее означает следующее:
1. Установленная выдержка – в данном случае 1/250 секунды.
2. Установленная диафрагма – в данном случае f/8.
3. Коррекция экспозиции – в данном случае коррекции нет; индикатор находится на отметке ноль.
4. Значение ISO – в данном примере оно составляет 400.
Типы экспонометров
Когда экспонометры только начинали свою историю, они зачастую представляли собой отдельные селеновые устройства со стрелочками и цифрами. С помощью этих приборов можно было определить, как настроить яркость на камере, однако для этого требовалось использовать специальные таблицы.
Основное их применением было взаимодействие с пленочными камерами. В отличие от них, современные устройства значительно упростили процесс использования; большую часть из них можно эксплуатировать с как с устаревшими, так и с современными камерами.
Встроенные экспонометры
Практически все современные фотоаппараты и даже смартфоны на платформе Android оснащены встроенными электронными экспонометрами, которые отображают результаты прямо на экране устройства или автоматически настраивают параметры для улучшения качества изображений.
Эти экспонометры могут существенно облегчить или даже полностью автоматизировать процесс настройки различных режимов съёмки. Такие устройства подойдут как начинающим фотографам, так и профессионалам. Тем не менее, профессиональные фотографы чаще выбирают специализированные фотоэкспонометры, приобретая их отдельно.
Ручные экспонометры
Несмотря на удобство встроенных экспонометров, их точность может оставлять желать лучшего, так как они фиксируют лишь отражённый свет, проходящий через сам объектив камеры. Это не позволяет получить полную картину о каждом отдельном источнике света. Поэтому профессиональная компания чаще всего предпочитает менее удобные, но более точные ручные модели. Такие устройства имеют линзу и небольшой дисплей, отображающий результаты измерений, на основании которых и осуществляется настройка экспозиции камеры.
Стандартные функции ручного экспонометра включают:
- определение равномерности освещения;
- замер падающего света;
- замер отражённого света.
Популярные модели экспонометров
Как выбрать подходящий фотоэкспонометр, который будет соответствовать вашим нуждам? Ниже представлен рейтинг различных как аналоговых, так и электронных устройств.
Аналоговые модели
Самым известным производителем аналоговых экспонометров является компания Sekonic. В её ассортименте представлены разнообразные модели, отличающиеся как функциональностью, так и стоимостью. Перечислим наиболее популярные из них.
- L-208 TwinMate. Это устройство может измерять экспозицию как по падающему, так и по отражённому свету. Обычно его используют начинающие фотографы. Несмотря на достаточно игрушечный вид, оно обладает рядом преимуществ, включая высокую точность измерений, компактность и возможность фиксации значений после замера. Все эти качества, в сочетании с удобством крепления на штативе и доступной ценой, делают его отличным стартовым выбором.
- L-398A Studio Deluxe III. Эта модель приобрела популярность среди работников киноиндустрии благодаря своей возможности измерять свет не только на плоских объектах, но и на объемных. Это незаменимо при съёмке объектов с различных ракурсов без изменения композиции. Устройство удобно как для студийных, так и для открытых съёмок с рассеянным освещением.
Однако, несмотря на все преимущества, это устройство может отпугнуть новичков своей высокой стоимостью (приблизительно 12 000 рублей).
Электронные модели
Фотоэлектрические экспонометры зачастую встречаются в магазинах под общим названием флэшметры. Эти устройства считаются усовершенствованными версиями классических аналогов, так как могут работать с импульсными источниками света, тогда как аналоговые приборы измеряют освещение исключительно статичных источников.
Фирма Sekonic продолжает поддерживать высокий уровень качества и в производстве электронных устройств. Особенно стоит выделить две модели из их ассортимента:
- L-478D. Этот прибор считается профессиональным и используется в основном в киноиндустрии и при видеосъёмке. Он легко адаптируется под любые камеры и предлагает удобный цветной сенсорный интерфейс с возможностью ручного ввода необходимых показателей. К его плюсам можно отнести лёгкость настройки, интуитивно понятный интерфейс и привлекательный внешний вид. Однако стоимость такого устройства достаточно высока – около 28 000 рублей.
- L-758DR. Эта модель пользуется популярностью среди фотографов благодаря своему водо- и пылезащищённому корпусу, что позволяет использовать его даже в дождливую погоду. Чаще всего устройство применяется для репортажных съёмок, пейзажей и студийной фотографии. Также к нему добавлен приятный бонус в виде функции удалённого управления вспышкой и создания встроенных профилей для различных типов съёмок. Однако цена на данный флэшметр сопоставима с ценой полупрофессиональной камеры и составляет около 45 000 рублей.
На рынке также можно найти устройства других производителей. Например, модель Kenko KFM-2200 Ex пользуется популярностью. Она выделяется широким набором функций:
- возможность расчёта чувствительности, диафрагмы или экспозиции на основе двух из трёх введённых значений;
- высокая мощность освещения, измеряемая в Люксах;
- наличие задней подсветки;
- точечный замер яркости (с углом в 1 градус);
- проводной и беспроводной режимы эксплуатации;
- возможность экспонометрической навигации.
Разнообразие экспонометров
Экспонометр — это устройство, направленное на определение оптимальной экспозиции в фотографии. Существуют несколько типов экспонометров:
1. Встроенный экспонометр. Этот тип прибора встроен непосредственно в корпус камеры и работает, измеряя свет, отражающийся от сцены.
2. Отраслевой экспонометр. Он прикрепляется к камере и измеряет свет, исходящий от объекта, что делает его наиболее распространённым типом, часто используемым профессиональными фотографами.
3. Селективный экспонометр. Предназначен для измерения света от одного конкретного источника. Обычно обладает узким углом обзора и подходит для создания световых эффектов или портретов.
4. Точечный экспонометр. Этот прибор измеряет свет только в определённом месте или области объекта. Он часто применяется для съёмки движущихся объектов, таких как спорт или активные сцены.
5. Интегральный экспонометр. Он интегрирует свет со всей сцены для получения общей экспозиции, что делает его полезным при съёмке пейзажей или групповых портретов.
6. Многосегментный экспонометр. Разделяет сцену на различные сегменты и измеряет экспозицию для каждого из них, что весьма полезно в ситуациях с высоким контрастом между светлыми и тёмными участками.
7. Непрерывно измеряющий экспонометр. Он постоянно фиксирует освещённость и автоматически корректирует экспозицию, чтобы компенсировать изменения в освещении; это удобно для съёмок в условиях изменяющегося света, например, на улице в течение всего дня.
8. Ручной экспонометр. Этот тип не интегрирован в камеру, а должен быть поднесён к объекту съёмки для измерения экспозиции. Чаще всего применяется профессиональными и опытными фотографами для более точной настройки параметров экспозиции.
9. Экспонометр с функцией автофокуса. Сочетает в себе функции экспонометра и системы автофокусировки, что позволяет добиться более точной экспозиции и фокуса во время съемки.
Выбор типа экспонометра зависит от специфики съёмки и условий освещения.
Структура экспонометра
Экспонометр — это устройство, предназначенное для измерения уровня света, попадающего на фотоплёнку или сенсор камеры во время экспозиции. Это позволяет фотографу правильно установить экспозицию, обеспечивающую высокое качество фотографии. Структура экспонометра включает несколько ключевых компонентов:
- Фотоэлемент. Это главный компонент экспонометра, который преобразует световой сигнал в электрический ток. Обычно используются селеновые фотоэлементы, обладающие высокой чувствительностью и стабильностью.
- Усилитель. Увеличивает слабый электрический сигнал, создаваемый фотоэлементом, для дальнейшей обработки.
- Измерительный прибор. Это может быть стрелочный индикатор или дисплей, который отображает уровень освещённости.
- Фильтр. Экспонометры могут быть оснащены фильтрами, которые помогают установить правильную экспозицию при использовании различных типов плёнок или сенсоров.
- Защитный корпус. Он защищает фотоэлемент от пыли, загрязнений и механических повреждений.
Что такое экспонометр?
Первый термин, который необходимо запомнить — экспонирование — это процесс воздействия света (попадание световых частиц) на светочувствительный материал, то есть фотоплёнку. Дело в том, что при попадании света на фотоэлемент происходят изменения его физико-химических свойств — проще говоря, осуществляется засветка, и попавший свет оставляет след на фотоэлементе. Процесс экспонирования в совокупности с объемом света и продолжительностью его воздействия на фотоэлемент определяет экспозицию — насколько тёмным или светлым окажется кадр.
Управляющие параметры для регулирования объема и продолжительности светового потока на обычном фотоаппарате — это число диафрагмы (количество света, попадающего на сенсор) и время выдержки (продолжительность попадания света на сенсор). Также на експозицию влияет чувствительность фотоэлемента — это известное всем ISO. Таким образом, мы подходим к методологии определения этих параметров.
Базовый инструмент, оставшийся нам от далёкого прошлого, представляет собой фотоэкспонометр. Это как начальная скамейка в мире фотографии: с него начинается весь путь.
В дальнейшем вы сможете определять экспозицию на глаз, минуя взгляды на этот инструмент.
Типы экспонометров
Выносной экспонометр
Экспонометр — это устройство, предназначенное для определения корректных значений экспозиции, выдержки и диафрагмы.
Принцип его работы достаточно прост: направляем экспонометр на объект съёмки. На рекордера попадает свет, и в специальном окошке мы видим, насколько хорошее освещение. В зависимости от устройства это может быть стрелка, отклоняющаяся при изменении яркости света, либо световая шкала. На изображенном мне приборе отображаются деления диафрагмы, которые освещаются в зависимости от уровня падающего света.
Как это работает, рассмотрим наглядно:
Экспокоррекция и экспонометр • Как камера воспринимает черное и белое
В чем различие черного цвета от белого?
Разные поверхности отражают различное количество света. От тёмных объектов отражается меньше, от светлых — больше. Однако ваша камера не знает этого, она исходя из своей «логики», предполагает, что от всех объектов отражается среднее количество света. Поэтому иногда требуется корректировать её установку; то есть вводить экспокоррекцию. Хотите подробнее об этом узнать? В этой статье мы обсудим это!
Какой режим в камере нужно выбрать для того, чтобы ваши фотографии получались черно-белыми?
Монохромный.
Монохромный означает одноцветный. Это может быть не обязательно черно-белая гамма; это может быть любая единственная окраска.
Вот пример монохромных фотографий. Они содержат как светлые, так и темные части, но в них все-таки присутствует один цвет.
Я слышал от начинающих фотографов, что снимать желтое на желтом сложно; красный на красном будет незаметен. Однако, рассматривая фотографии и художественные произведения, можно заметить, что это не так трудно. Объёмы, формы и пространство в кадре проявляются не столько за счет цвета, сколько за счет светотеневого рисунка. Всё происходит благодаря тому, что одни части объекта освещены более ярко, а другие – менее.
Вернемся к связи между терминами «монохромный» и «черно-белый». Почему некоторые производители камер связывают одноцветность с черно-белым изображением? Однако, черный и белый — это совершенно разные цвета. Я объясню — с точки зрения физики черный, белый и серый представляют собой один цвет. Цвета различаются по длине волны. Например, длина волны зеленого цвета колеблется от 500 до 560 нм, а у желтого — от 564 до 590 нм. У черного, белого и серого в этом отношении различий нет. Черный от белого различается по яркости, в зависимости от того, сколько света отражается от поверхности. От белоснежной поверхности отражается больше света, чем от серой, а от черной — меньше, чем от серой. Идеально белый цвет отражает 100% падающего света. В природе это невозможно. Даже от зеркал отражается меньше 100%. Идеально черный цвет в природе существует, данный факт известен благодаря курсу астрономии, поскольку это суть черная дыра.
Однажды в Одессе встретились Ирвин Пенн и Александр Либерман.
— Ирвин, что ты мне принёс? Я же просил сделать цветные фотографии для обложки.
— Ой, Саша, не морочьте мне голову! Белый — это цвет?
— Ну, цвет.
— Черный — это цвет?
— Ну, цвет.
— Так я тебе сделал именно то, что ты просил.
КАК ВАША КАМЕРА ВИДИТ ЧЕРНЫЙ И БЕЛЫЙ ЦВЕТ
Камера не равнозначно воспринимает черный и белый.
Когда мы смотрим на черный фотоаппарат, от него отражается меньше света. И экспозиция (комбинация ISO, выдержки и диафрагмы) настраивается так, чтобы показывать все детали в этом кадре. Но от белой поверхности, на которой располагается камера, отражается гораздо больше света, раза в три больше, и это вызывает пересвет в кадре.
ПРАКТИКА • РАБОТАЕМ С ЭКСПОНОМЕТРОМ КАМЕРЫ
ВИЗУАЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЕЕ ПРИБОРОВ
Как мы уже увидели, камера иногда может ошибаться. Поэтому я предлагаю вам не полагаться исключительно на то, что показывает экспонометр камеры, а ориентироваться на собственные визуальные впечатления. Ваши зрители тоже будут оценивать ваши фотографии не по показаниям приборов, а по своему восприятию. Если экспонометр показывает, что кадр пересвечен, но вам нравится то, что вы видите, то, конечно же, надо рассчитывать на свои чувства.
Экспонометр — это лишь приблизительный ориентир, на который со временем обращают всё менее пристальное внимание. Ранее, в эру плёночных фотоаппаратов, у фотографа не было других ориентиров, кроме как показываемых экспонометром значений. Он смогли увидеть результат своих трудов лишь после проявления плёнки. А с приходом цифровых зеркальных фотоаппаратов задачи упростились. Теперь вы можете примерно настроить экспонометр, сделать снимок и тут же увидеть результат. С новыми беззеркальными камерами фотографы практически не обращают внимания на экспонометры; основное внимание уделяется экрану или видоискателю. И это нормально. Если вы видите, что ваше изображение выглядит так, как вам хочется, то не имеет значения, что сообщает экспонометр.
ЭКСПОКОРРЕКЦИЯ
Экспокоррекция — это процесс регулировки яркости кадра с помощью параметра, отвечающего за освещение, установленного в авторежиме.
Мы уже знаем, что когда вы снимаете белый объект на белом фоне в режиме приоритета диафрагмы, камера может установить слишком длинную выдержку, чтобы сделать кадр более светлым – серым. Это можно исправить, установив бегунок шкалы экспонометра в минус; это называется введение экспокоррекции.
Экспокоррекция может подразумевать указание камере подбирать параметры, ответственные за яркость (ISO, выдержка, диафрагма) темнее в случае, если экспокоррекция в минусе, либо светлее, если в плюсе.
Как произвести ввод экспокоррекции? Так же, как и при управлении диафрагмой в ручном режиме. Например, чтобы поменять диафрагму, держите кнопку плюс/минус и поворачивайте колесико — аналогичные действия помогут вам переработать бегунок экспонометра.
В некоторых камерах для экспокоррекции предусмотрено отдельное колесо, которое выглядит следующим образом:
ЭКСПЕРИМЕНТ
Давайте проведем небольшой эксперимент. Вам понадобятся черный и белый листы. Если черного листа нет, то подойдет любая черная матовая поверхность, но не глянцевая — это важно. Также можно взять две футболки: черную и белую, без надписей и принтов. Нам нужна однотонная матовая белая поверхность и однотонная матовая черная поверхность. Желательно, чтобы они были одинаковой текстуры — либо бумага и бумага, либо ткань и ткань.
- Установите приоритет диафрагмы.
- Как только поставите приоритет диафрагмы, убедитесь, что шкала экспонометра находится на нуль.
- Создайте два кадра: первый, где в кадре только белый цвет, и второй, где присутствует только черный цвет.
Камера может не справиться с фокусировкой на однотонном объекте по этой причине она может не позволить сделать кадр. Но в этом случае резкость не является приоритетной задачей, поэтому можно отключить мотор фокусировки.
Этот функционал может быть отключен на объективе, но в некоторых фотоаппаратах также имеется рычажок отключения фокусировки на самом корпусе.