При зимнем или летнем хранении старайтесь не допускать длительного воздействия прямых солнечных лучей и масел, горючего, а также других нефтепродуктов на гусеничную ленту.
Мотособаки для рыбаков и охотников – как сделать машину своими руками
Мотобуксировщик, или мотособака — это крайне полезное средство передвижения для охотников. Этот тип транспортного средства можно приобрести в специализированных магазинах, однако цены на подобную технику зачастую высокие. В качестве альтернативы можно собрать мотособаку самостоятельно, что позволит значительно сэкономить. Чтобы изготовленная своими руками мотособака была качественной и служила לאורך זמן, вам понадобятся подробные схемы и чертежи, а также набор инструментов и комплектующих.
Под мотособакой понимается мини-снегоход или мини-снегоболотоход с двигателем. Это транспортное средство представляет собой сочетание гусеничного буксировщика и саней либо волокуши. Водитель размещается в санях, куда также помещают грузы. Некоторые модели мотособак оборудованы специальной грузовой платформой на тягаче. Обычно мощность двигателя варьируется от 6 до 13 л.с., а скорость может достигать 30-40 км/ч. Надо отметить, что у мотособак нет тормоза, о чем всегда следует помнить водителю в процессе движения.
Мотобуксировщики славятся своей популярностью среди рыбаков и охотников. Они также могут использоваться в сельском и лесном хозяйстве для перевозки небольших грузов. В отличие от колесной техники, лыжи на санях мотособаки позволяют передвигаться даже по рыхлому снегу и зимнему бездорожью, приближая его по характеристикам к снегоходу. Основное отличие заключается в том, что водитель находится вне платформы с мотором, что уменьшает общий вес мотособаки и увеличивает ее проходимость. Сравнивая с снегоходом, мотособака имеет простую конструкцию и более доступную цену.
На мотособаках можно передвигаться по замерзшей поверхности водоемов, таких как озера и реки. Они идеально подходят для любителей подледной ловли и были разработаны специально для этих целей. Удобно, что машину легко можно перевести в автомобиле, использовать чехол для транспортировки, выгрузить на берегу и затем применять по назначению. С помощью мотособаки можно переносить грузы по пересеченной местности, изобилующей спусками и подъемами. Также ее активно используют летом, весной и осенью для передвижения по болотистым участкам и лесным дорожкам.
Почему стоит изготовить мотособаку – причины
Как покупная техника, так и самодельная мотособака отличаются неприхотливостью, компактностью и не требуют много места для транспортировки или хранения. Однако многие охотники предпочитают строить мотособаки самостоятельно из подручных материалов. Главная причина заключается в экономичности: самодельный вариант будет значительно дешевле. За цену простейшего буксировщика из Китая можно создать надежный и прочный буксировщик-толкач.
У многих моделей мотособак, особенно китайского производства, отмечается наличие множества конструктивных недочетов. Например, гусеница может часто забиваться снегом, что происходит по вине разработчиков. Другими возможными проблемами являются наклон мотособаки на дыбы, зарывание в глубоком снегу и забрасывание снега в сани. Все эти неприятности вполне можно избежать, если сделать транспортное средство самостоятельно.
Если мотосредство имеет переднее расположение мотора, что практически всегда планируется в самодельных моделях, то эффективность работы машины существенно увеличивается. Вот некоторые очевидные преимущества:
- снижение расхода топлива и уменьшение общей стоимости конструкции;
- более высокая скорость движения;
- возможность добавить дополнительные отсеки для хранения снастей.
Основные элементы мотособаки
Наиболее важной деталью мотособаки является двигатель. Чаще всего для создания мотособак используются одноцилиндровые бензиновые карбюраторные моторы. Важным элементом также служит резинометаллическая гусеница — движитель с подвеской. С помощью гусеницы можно передвигаться по снегу, льду, мягкому грунту в теплый период. Давайте подробнее рассмотрим составные части мотособаки.
Двигатель машины
Наиболее часто для мотособак применяются двигатели марок Honda, Yamaha (данные моторы довольно дорогие) или китайских брендов (таких как MTR, Лифан и другие бюджетные варианты). Эти силовые агрегаты значительно различаются по цене, хотя их мощности в большинстве случаев соизмеримы. Двигатели Лифан, оснащенные центробежным (сухим) сцеплением, показали отличные результаты. Некоторые самоучки для создания мотособак берут моторы от мотоблоков или движки от бензопил марки Урал и Дружба.
Популярным выбором стал мотор от мопеда Ш-58, предназначенный для ручного переключения коробки передач. Также можно применять двигатели от скутеров. Главное, чтобы у мотора были хорошие тяговые характеристики и мощность не менее 6 л.с. Этого будет достаточно для перевозки одного человека и груза весом на 30-50 кг. Для перемещения двух человек и груза на 150-200 кг предпочтение следует отдать двигателю мощностью выше 9 л.с. В качестве дополнения к тюнингу мотора часто используют натяжитель цепи.
Несущая рама мотособаки
Рама должна обладать хорошими характеристиками, так как она испытывает значительные нагрузки, особенно на сложных маршрутах. Эта конструкция может быть собрана собственноручно, сварена из металлических труб прямоугольного сечения. Обычно хватает толщины трубы 3 миллиметра, более тонкий металл не подойдет, так как старая конструкция может быстро деформироваться.
Научиться изготавливать раму самостоятельно можно, изучив соответствующие фото и видео. Для этого понадобятся две трубы сечением 20×20 мм и дополнительные две трубы размером 20×40 мм для формирования каркаса. В него ввариваются два уголка по 40 мм, а сверху приваривается защитный каркас для двигателя, который предотвратит его повреждения при опрокидывании. Также желательно прикрепить заклепками оцинкованный лист, чтобы закрыть гусеницу.
Подвеска мотособаки
Подвеска является ключевым показателем работы ходовой части. Существует несколько типов конструкции: катковая и склизовая. Катковая менее эффективна на снегу, но отлично справляется с передвижением в теплую погоду. Подвеска на склизах препятствует забиванию гусениц, но используется только зимой, так как ей необходим снег для охлаждения (лыжный модуль).
Если вы планируете собирать самодельную мотособаку и использовать ее в любое время года, рекомендуется выбрать современную катковую подвеску, но с пружинным опиранием катков. Такая установка обеспечит более комфортное перемещение по замерзшим дорогам. Во время движения стоит избегать слишком рыхлого снега.
Трансмиссия мотособаки
Трансмиссия отвечает за передачу вращения вала на основную звездочку гусеницы. Она может быть вариаторной, механической, автоматической редукторной и некоторые модели имеют реверс (возможность заднего хода). Главное преимущество автоматической трансмиссии — это высокое тяговое усилие, однако среди минусов — быстрый износ отдельных деталей и необходимость регулярного технического обслуживания.
Инструменты и материалы
Для самостоятельного выполнения сборочных работ необходим определенный набор инструментов и материалов.
Вот перечень нужных инструментов:
- Сварочный аппарат. Он необходим для соединения металлических деталей, обеспечивая надежную фиксацию. Для работы со сварочным оборудованием также требуется оснастка, включая электроды и защитное снаряжение.
- Угловая шлифовальная машина (болгарка) — ключевой инструмент в работе с металлами, необходимый для резки заготовок. Для болгарки необходимо подобрать специальные насадки для работы с определенными материалами.
- Электродрель — для создания отверстий.
- Комплект гаечных ключей для работы с крепежными элементами.
Среди материалов и агрегатов понадобятся:
- мотор, соответствующий условиям эксплуатации;
- профильная и круглая труба для создания рамы;
- колеса для ходовой части.
Выбор и изготовление основных элементов
Следует более подробно обсудить основные составные части, базовые компоненты и органы управления мотобуксировщика.
Двигатель
Пожалуй, самым важным компонентом техники является двигатель (силовой агрегат). В большинстве случаев для сборки мотобуксировщиков используют одноцилиндровый карбюраторный двигатель. Не менее значимым элементом является гусеница, которая выполняет функции подвески и движителя. С помощью гусеницы можно передвигаться по льду, снежному покрову и мягкой земле в теплый период.
Чаще всего для мотобуксировщиков применяются моторы брендов Honda, Yamaha (дорогостоящие) или китайских торговых марок (MTR, Lifan и другие, доступные по цене).
Эти моторы значительно разнятся по стоимости, хотя их мощность, как правило, равносильна. Моторы Lifan, оснащенные центробежным сцеплением, показывают неплохие результаты.
Некоторые умельцы используют движки от мотоблоков (культиваторов), а также моторы от бензопил марки Урал и Дружба.
Мотор Ш-58 от мопеда также часто используется, поскольку он предназначен для ручного переключения коробки передач. Годятся также моторы от скутеров. Главное, чтобы у этих двигателей были приличные тяговые характеристики и мощность не менее 6 л.с. Это вполне достаточно для перевозки одного человека и груза весом 30-50 кг. Для транспортировки двух человек и груза на 150-200 кг, наоборот, лучше подобрать двигатель мощностью свыше 9 л.с.
Несущая рама
Качество рамы должно быть на высоком уровне, чтобы она могла выдерживать значительные нагрузки в движении, особенно на сложных маршрутах. Эту конструкцию желательно создавать самостоятельно, сварив ее из труб с прямоугольным сечением. В большинстве случаев хватает трубы толщиной 3 миллиметра — более тонкая не подходит, так как быстро деформируется.
Сборка конструкции выполняется по ранее выбранному чертежу, аналогично тому, который представлен здесь.
Для создания рамы берут две трубы размером 20х20 миллиметров, дополняют их еще двумя размером 20х40 миллиметров, формируя остов.
В противовес этому в конструкцию ввариваются два уголка по 40 миллиметров, а сверху приваривается защитная конструкция для двигателя, что позволит ему избежать повреждений при переворотах. Дополнительно к раме можно заклепками прикрепить оцинкованный лист для закрытия гусеницы.
Подвеска
Подвеска (система подрессоривания) является ключевым элементом, определяющим работу ходовой части. Установленная система будет влиять на плавность и скорость движения.
Существует несколько типов систем подрессоривания:
- комбинированная;
- склизовая;
- катковая.
Склизовая подвеска обеспечивает наименьшее взаимодействие с мусором, снегом и другими посторонними материалами, что делает ее более быстрой. Двигатель будет работать с минимальными сбоями, без перегрузок и чрезмерного нагрева, однако такие склизы можно использовать исключительно зимой: для их функционирования требуется снег.
Для передвижений в любое время года целесообразно выбирать современные катковые системы подрессоривания, предпочтительно с пружинными опорами катков.
Собираем комплектующие
Не менее важным моментом является выбор комплектующих. Одно — когда производитель может выполнить техническую часть работы и самыми подходящими средствами, а другое — когда вам приходится приобретать их в магазине, и вы сталкиваетесь с завышенной ценой от торговцев, которые хотят получить прибыль.
Двигатель, трансмиссия, ремень вариатора, цепи и тележки — всё это требует затрат. Собирать тележки самостоятельно — тоже накладно. Например, гусеница может стоить 6000 рублей, а вам ее продадут за 10.
Максимум, на чем можно сэкономить при сборке мотобуксировщика — это металл для рамы. Но на покупку запасных частей и инструментов надо будет потратить не меньше, чем сэкономлено. К тому же необходима возможность настраивания всех систем, чтобы они работали корректно.
Трансмиссия
Обратите внимание — после завершения конструкции рамы и установки двигателя следует интегрировать его с трансмиссией. Это позволит выставить ремень вариатора ровно, что избавит от перекоса ведущего и ведомого вариаторов, который может привести к преждевременному износу.
Двухопорный кронштейн трансмиссии для мотобуксировщика является важным элементом. Если допустить ошибку в сварке кронштейнов, у вас начнет закусывать ремень, что также приведет к его износу. Ремень может стоить от 300 рублей за китайский вариант, а нормальный, качественный — около 1500 рублей. Перекос ремня не только ускоряет его износ, но и может вызвать самопроизвольный уход мотособаки от вас.
Мотобуксировщик — делать самому или покупать?
Создание мотобуксировщика собственными руками, особенно без должных знаний, опыта и необходимых инструментов, может оказаться непростой задачей. Однако при внимании к деталям, терпении и навыках это позволит создать машину, о которой вы будете хорошо информированы.
Приобретение готового мотобуксировщика может существенно сэкономить ваши время и усилия. Вы также будете уверены в том, что не столкнетесь с трудностями при замене комплектующих или обращении в сервис, если возникнет необходимость в ремонте, который сами не сможете выполнить. Это зачастую также касается времени и усилий, а не только навыков и знаний.
Рекомендуем взглянуть на мотобуксировщики на нашем сайте, чтобы ознакомиться с ассортиментом и комплектующими, которые предлагает рынок.
Какую лучше выбрать подвеску
В условиях рыхлого снега мотособака с склизовыми подвесками проявит себя лучше, чем на колесах, где будет тяжелее передвигаться. Однако склизовые подвески не годятся для очищенных дорог и льда. Следовательно, если мотособака создается для рыбалки или хозяйственных нужд, предпочтительнее выбрать более универсальные колесные системы.
Плюсы и минусы широких гусениц
- Самодельная мотособака с узкими гусеницами (380 мм) наиболее маневренна и легка по сравнению с широкими (500 мм и более). Это важно для передвижения по лесу среди деревьев и пней, а также в ситуациях, когда необходимо перевернуть или вытащить застрявшую в снегу машину — лучше, если вы сможете сделать это самостоятельно.
- На высоких скорость мотособаки со широкими гусеницами стабильнее и устойчивее.
- На узких гусеницах скорость меньше. Они обеспечивают менее выраженную тягу. Дело в том, что при применении редуктора можно менять передаточные отношения лишь на звездах, что требует жертвы либо скоростью, либо тягой. Например, при использовании звезд 12/40 можно развивать скорость до 20 км/ч без потери мощности.
- Более компактные мотособаки дешевле. Если мотособака на гусеницах 380 мм может стоить от 25 до 30 тысяч рублей, то аналоги на 500 мм не будут дешевле 60 тысяч.
- Обслуживание более компактных мотособак также дешевле. Они легче, что приводит к меньшему расходу топлива.
- Проходимость даже по рыхлому снегу у обеих моделей примерно равнозначна. Однако более легкие мотособаки оказываются более безопасными на замерзших водоемах за счет меньшего веса и возможности применения менее мощных двигателей. Если существует опасность провалиться под лед, стоит подумать о приобретении надувных ПВХ-баллонов, так как их объем может предотвратить провал.
Но, перед началом сборки мотобуксировщика, необходимо учитывать целесообразность этого решения.
Как часто вы будете использовать его?
Есть ли место для хранения?
Если на все эти вопросы вы ответили «да», смело приступайте к работе!