Все о лошадях-тяжеловозах

Ранее лошади этой породы использовались для работы в пахоте, а также в качестве упряжных животных для перевозки различных грузов. В настоящее время их находит широкое применение в сфере конного туризма и активной охоты.

Лошади — тяжеловозы. Прошлое и настоящее

Лошади тяжеловозы в свое время сыграли значительную роль в развитии сельского хозяйства. Несмотря на их уменьшившуюся востребованность в современном мире, благодаря своим исключительным характеристикам и привлекательной внешности, они навсегда остались в сердцах истинных ценителей лошадей.

В мире можно найти около 40 различных видов тяжеловозов. Некоторые из этих пород ныне можно увидеть только в научных энциклопедиях или специализированных справочниках, так как их разведение было прекращено селекционерами из-за нерентабельности. В то же время, остающиеся породы по-прежнему вызывают восхищение среди истинных поклонников коневодства.

История возникновения

История происхождения этой уникальной породы уходит корнями в Средние века. В то время рыцари испытывали острую потребность в мощных лошадях, способных не только вынести тяжелые металлические доспехи, но и справиться с солидными нагрузками. Такое стремление к созданию надежной боевой лошади предопределило начало селекционной работы по выводу тяжеловозов.

Первые представители этой породы отличались гигантскими размерами: их рост составлял около двух метров, а вес — порядка одной тонны. Однако столь внушительные параметры негативно сказывались на их функциональности: эти лошади с трудом преодолевали даже небольшие расстояния, не имели способности к высокому прыжку и быстрому бегу.

Со временем стало ясно, что тяжелывозы имеют выдающиеся характеристики, что привело к дальнейшей селекции, направленной на создание лошадей, способных переносить тяжелые грузы и обладающих спокойным нравом и выносливостью.

Ученые разных стран активно занимались селекцией тяжеловозов. Чтобы подробнее ознакомиться с процессом селекции этих животных, вы можете перейти по предоставленной ссылке. В процессе работы, направленной на создание современных пород тяжеловозов, использовались такие основные виды, как брабансоны, шайры и першероны.

Процесс селекции тяжеловозов охватывал следующие виды, крайне высоко ценимые за их выдающиеся рабочие качества.

лошади

История

Термин «лошадь-тяжеловоз» впервые начал использоваться много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда потребность в таких лошадях, способных переносить воинов в доспехах, была крайне велика. Эти лошади становились участниками рыцарских поединков и смогли великолепно справляться со своими обязанностями. Кроме того, сильные и выносливые животные, известные в те времена как дестриэ, сопровождали своих хозяев в долгих походах и обеспечивали им надежное передвижение на значительные расстояния.

Каков же был средний вес таких лошадей в те времена? Предки современных тяжеловозов достигали массы от 800 до 1000 кг при росте до 200 см. Разумеется, лошади с такими размерами не могли эффективно маневрировать или легко преодолевать барьеры. Более того, в условиях нагрузки дестриэ быстро утомлялись и не могли поддерживать длительное движение вперед с той же быстротой, что и более легкие лошади.

Модернизированные потомки средневековых дестриэ охватывают множество известных пород, среди которых особенно выделяются бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании. Особенно примечательно, что английская порода тяжеловозов установила рекорд по размерам и весу. Известно, что один жеребец породы шайр, родившийся в 1846 году, имел высоту в холке 220 см и массу более 1,5 тонн.

В России, учитывая большое количество пахотных земель, возникло свое собственное направление в редактировании тяжеловозов. Начало формированию пород произошло на рубеже 19 и 20 веков на базе местных лошадей и бельгийских арденов. Дисгармония, характерная для европейских тяжеловозов, была устранена благодаря селекционным работам, и выведенные типы обладали сбалансированным, красивым строением и впечатляющим экстерьером. Этот подход положительно сказался на репутации породы, которая не раз завоевывала призы на международных выставках.

Характеристика

Характеристики тяжеловозов могут варьироваться в зависимости от породы, однако есть и ряд общих признаков. Все тяжеловозы отличаются плавным шагом и не ориентированы на скорости передвижения. Для них свойственны следующие характеристики:

  • короткая, но мускулистая шея;
  • средней длины спина с хорошо выраженной мышечной структурой;
  • сухие и крепкие конечности;
  • широкий и сильный круп;
  • вес в диапазоне от 0,8 до 1 тонны;
  • рост составляет от 1,6 до 2,0 метра.

Основным аллюром для тяжеловозов является шаг, однако эти лошади способны продемонстрировать энергичность на коротких дистанциях.

Некоторые породы, например, ирландский тяжеловоз, обладают способностью преодолевать препятствия в прыжках, что свидетельствует о наличии специальных спортивных качеств.

Коренные породы

Коренные породы считаются самыми древними и выступают родоначальниками современных тяжелых лошадей. Эти животные использовались для работы еще в древности и сохранили свои уникальные характеристики вплоть до сегодняшнего дня.

Бельгийская (Брабансон)

Порода тяжеловоза, происходящая из Бельгии и известная под названием брабансон, уже несколько столетий служит основой для многих других пород. Современные брабансоны практически не изменились по сравнению с их средневековыми предшественниками, тогда как многие другие нежелательные виды были разнообразны благодаря скрещиванию с верховыми лошадями. Ценность брабансонов заключается в их аутентичности и гармоничном экстерьере.

По размеру бельгийские тяжеловозы редко превышают рост 1,7 метра и вес 1,2 тонны. Наиболее распространенные масти в породе — гнедая и рыжая. Эти лошади быстро достигают половой зрелости и легко адаптируются к смене условий. Их неприхотливость, хорошая работоспособность и спокойный характер известны многим коневодам.

Бельгийская порода

Шотландская (Клайдсдейл)

Сейчас клайдсдейлы являются по праву одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя еще несколько десятилетий назад данная порода находилась на грани исчезновения.

Эти лошади были выведены около трех веков назад путем скрещивания английских и бельгийских тяжеловозов с местными представителями. В результате селекции возникла прочная и выносливая порода, более схожая на верховую, чем на тяжеловозную.

В период активного развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы востребованы для работы на фермах. Однако с развитием технологий их популярность снизилась, что слегка приблизило их к исчезновению. С начала 1980-х годов началась активная работа по восстановлению популяции клайдсдейлов, и на сегодняшний день их численность возросла до нескольких тысяч особей.

По внешнему виду клайдсдейлы напоминают шайров, но чуть меньше их в весе и размере. Их ноги крепкие и мощные с широкими копытами, головы большие, чуть горбатые, уши длинные, а шеи короткие с отчетливо выраженным шейным гребнем. Масть обычно бывает чалой, воробьей, рыжей или гнедой, с характерными отметинами на ногах, животе и голове.

Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня клайдсдейлы разводятся не только для работы в полях, но и активно участвуют в различных конных выставках в Шотландии, Великобритании, а также в США. Благодаря своему уравновешенному характеру и хорошей выносливостью эта порода также нашла свое применение в экотуризме, что делает ее все более популярной среди фермеров и заводчиков лошадей.

Першерон

С точки зрения времени выведения тяжеловозной породы першерон среди специалистов нет единого мнения. Одни из них считают, что у этой породы многовековая история, в то время как другие придерживаются мнения о том, что ее возраст составляет всего полвека. Однако, все специалисты согласны, что в процессе ее селекции использовались не только крупные тяжеловозные лошади, но и арабские чистокровные скакуны.

Современные першероны, происходящие из Франции, имеют заметное влияние восточных пород: их отличает форма головы, грациозность движений и характерная серая масть. Средний вес представителей этой породы составляет около 800 кг, их высота достигает 1,8 метра. Шея першеронов имеет привлекательный изгиб и покрыта хорошо развитым гребнем. Грудь у них широкая, спина короткая, а ноги — крепкие и мускулистые с широкими копытами.

Породы из разных стран

Тяжеловозные породы разводились во множестве стран. С течением времени они адаптировались к различным условиям жизни и климатическим условиям.

Австралийская

На сегодняшний день для австралийской породы существует строгий стандарт, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. Ранее порода не отличалась своей чистотой. Первые ее представители были получены в начале XIX века благодаря скрещиванию разводимых в Австралии пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с лошадьми, завезенными в ходе колонизации.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, шеей среднего размера, плавной линией спины, широким крупом и грудью, а также хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

Во всех уголках Австралии эти лошади активно участвуют в различных соревнованиях. Также они распространены в лесозаготовках, где используются для транспортировки бревен в условиях, где техника не может справиться с задачей. Фермеры применяют данный тип для выполнения сельскохозяйственных работ.

Австралийский тяжеловоз

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы были выведены в Гаврилово-Посадском конном заводе. Энергичные, мощные и привлекательные лошади появились в 1886 году после скрещивания местных, выносливых и неприхотливых кобылиц с клайдсдейлами английского происхождения, а также с известными шайрами. Официальное признание порода получила лишь в середине XX века.

Владимирские тяжеловозы обладают крупным телосложением, их высота в холке не превышает 1,7 метра. Наиболее распространенная масть — гнедая; реже встречаются вороные и рыжие.

Из внешних особенностей владимирских тяжеловозов можно выделить:

  • мощную и длинную шею;
  • большую голову с выпуклым профилем;
  • умеренно опущенный круп;
  • длинную косо поставленную лопатку;
  • крепкие ноги с обросшими мехом конечностями;
  • некоторую густоту гривы и хвоста.

Владимировский тяжеловоз

Ранее эти лошади использовались для работы в пахоте и запряжки в повозки. Сегодня их активно применяют в конном туризме и спортивной охоте, что значительно увеличивает их популярность.

Советская

Советские тяжеловозы были выведены путем селекции местных упряжных пород, имеющих разнообразные корни, с брабансонами. Результат, в отличие от его бельгийских аналогов, отличается более мелкими размерами, гармоничным телосложением и подвижностью. Официальное признание этой породы произошло в 1952 году.

Характерные черты советских тяжеловозов:

  • вес — до 1 тонны;
  • высота в холке — до 1,7 метра;
  • основные масти — рыжая и гнедая.

По внешнему виду советские тяжеловозы мало чем отличаются от других стандартных лошадей тяжеловозного типа: у них голова средних размеров, мускулистая шея, широкая спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие конечности средней длины. Кобылы данной породы известны высокой молочностью.

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз выводился в течение продолжительного времени, и был также официально зарегистрирован в 1952 году, как и советский тяжеловоз. Однако их не следует путать. Данная порода была основана на тяжеловозах бельгийского происхождения. В результате получились крупные лошади, идеально адаптированные к условиям содержания в России.

Предназначение

Современные породы русских и европейских тяжеловозов сохранили свои экстерьерные качества, характерные для их предков. Они не утратили и своего основного предназначения, которое вырабатывалось на протяжении веков. Основная роль каждого тяжелоупряжного коня заключается в помощи человеку при переносе тяжелых грузов. Их также использовали кочевые цыгане при перемещениях.

Ключевыми показателями породности тяжеловоза являются его силовые характеристики, выносливость и скорость, с которой он способен выполнять грузовые тяги. Все эти качества подвергаются оценке на конных соревнованиях в совокупности с экстерьерной характеристикой и поведением животного в общении с человеком.

В настоящее время тяжеловозные породы активно используются в исторических реконструкциях, в рамках которых воссоздаются сценки, связанные с рыцарскими турнирами от средневековой эпохи.

Лучшие образцы тяжеловозов используются в разведении и селекции для улучшения их силовых характеристик.

Несмотря на сокращение разведения тяжеловозов из-за замены их современными механизмами в сельскохозяйственном производстве, эти лошади продолжают выступать в роли помощников в агрономии и, реже, используются в качестве прокатных коней либо для пасения скота. Инвестиции в тяжеловозов полностью оправданы.

Описание вида

Вы, вероятно, видели тяжеловозов или их близких родственников в кино. Эти лошади относятся к холоднокровным породам. Селекционеры специально выводили их для устойчивости к суровым условиям погоды, чтобы они могли работать и выполнять задачи в любых обстоятельствах. Хотя эти лошади не отличаются высокой энергией и не способны развивать большую скорость, они выделяются невероятной силой и способны тянуть огромные грузы.

Бруклин из брабансонов. Достигал в росте почти 2 метров, а в весе 1,5 тонн

Бруклин из брабансонов, достигая практически двухметрового роста, весил полторы тонны.

Внешний вид тяжеловозов может не быть столь привлекательным, как у высокопородных спортивных скакунов, однако у них есть своя собственная уникальная прелесть. Эти лошади отличаются высокой крупностью, массивным и мускулистым телосложением, порой их можно назвать неуклюжими вследствие значительных размеров и неуклонного торса.

Марокко - рекордсмен из породы першеронов. Его рост достигал практически 220 см, а вес 1,5 тонн

Марокко — рекордсмен из породы першеронов с ростом почти 220 см и весом 1,5 тонны.

Тем не менее, современные представители этой породы не достигают таких рекордов. Обычно их вес составляет около одной тонны, а рост может достигать 2 метра. Конечно, встречаются особи, чьи размеры могут побить рекорды, однако они не сравниться с самыми крупными лошадьми за всю историю породы, которые известны в источниках.

Аллюр тяжеловозов мягкий. Они способны двигаться шагом, рысью или галопом, делая это плавно и легко переходя от одного аллюра к другому. Наездники отмечают, что практически не ощущают тряски, так как тяжеловозы не поднимают ноги высоко. Поэтому эту породу часто рекомендуют для начинающих наездников и любителей спокойных конных прогулок.

Тяжеловоз под седлом

Тяжеловоз в седле

По характеру тяжеловозы спокойны, покорны и уравновешены. Трудно представить, что такое крупное животное может быть таким покладистым и дружелюбным, но они обладают природной уступчивостью и послушанием, не проявляя агрессии. Они больше напоминают больших плюшевых медведей в теле лошади. Однако, к сожалению, с объемным переходом к породистым скакунам, некоторые породы тяжеловозов практически исчезли.

Первые породы

Когда человечество осознало, что лошадь способна не только служить источником мяса, но и стать надежным помощником в хозяйственной деятельности, появилась идея адаптировать их для тяжелых работ. Это стало первым шагом к выведению первых тяжеловозов. Хотя их труд не был награжден спецпризами, он долгое время оставался незаменимым. К сожалению, точной даты появления первых тяжеловозов не существует, но первое их упоминание фиксируется в документах.

Информация о первых тяжеловозах известна еще с Средних веков. Это упоминание подтверждено документальными источниками. Эти гиганты изначально служили в качестве транспортного средства для рыцарей, отправлявшихся в длительные и сложные походы. Неудивительно, что тяжеловозы были выбраны в качестве средства передвижения, ведь им приходилось не только преодолевать множество километров, но и тащить на себе тяжёлого всадника, облаченного в массивные доспехи с различным оружием. По некоторым историческим данным, средний вес рыцарской амуниции мог достигать 55 килограмм. Некоторые хитроумные воины даже одевали своих лошадей в доспехи, заранее обдумывая возможные угрозы и опасности, ожидавшие их на пути.

Средневековый рыцарь на коне

Средневековый рыцарь на коне

К сожалению, сохранить информацию о том, какие породы лошадей использовались для вывода тяжеловозов, не удалось. Считается, что предками современных тяжеловозов являются шайры (Англия), першероны (Франция) и брабансоны (Бельгия).

Последующее развитие породы

  1. Фермерство и сельскохозяйственные работы. Породы лошадей, использовавшиеся до появления тяжеловозов (верховые и породистые скакуны), не могли справляться с тяжелой и физически изнурительной работой в поле. Они быстро уставали и теряли работоспособность при первой же попытке переноса грузов. Появление тяжеловозов изменило эту ситуацию и позволило заменить этих нелегких верховых лошадей.
  2. Промышленное дело. Когда общество перешло к индустриальной стадии, тяжеловозы не исчезли. Эти мощные животные стали популярными для перевозки массивных грузов, особенно в условиях плохих дорог. Например, тяжеловозы использовались для транспортировки строительных материалов, ценных товаров, продовольственных запасов и так далее.

Таблица 1. Самые известные европейские породы тяжеловозов.

Оцените статью
Добавить комментарий