Оборудование и материалы для пайки радиатора охлаждения автомобиля. Как запаять алюминиевый радиатор.

Материалы, используемые в этой работе, выделяют токсины. Поэтому все следует делать под капотом или в хорошо проветриваемом помещении. Если позволяют условия, делайте это на открытом воздухе.

Чем и как запаять алюминиевый радиатор – лучший и надёжный способ

Когда ломается автомобильный или алюминиевый обогреватель, многие ошибочно полагают, что самостоятельно починить его невозможно. На самом деле, решить проблему, как сварить радиатор, не так уж сложно, если вы готовы разобраться во всех тонкостях и немного попрактиковаться.

как запаять радиатор

Почему трудно устранять дефекты у алюминия

Алюминий — третий по распространенности химический элемент на нашей планете, сочетающий в себе множество замечательных свойств: Прочность и хорошая теплопроводность при очень малом весе. Он незаменим, если вы хотите сделать изделие с большой площадью поверхности и интенсивной теплопередачей.

Однако, несмотря на все свои неоспоримые преимущества, алюминий имеет один существенный недостаток: его трудно ремонтировать. Поэтому сварка автомобильного радиатора или системы отопления из алюминия становится большой проблемой.

пайка алюминиевого радиатора

Причина в том, что этот металл химически реактивен. Его высокая коррозионная стойкость обеспечивается постоянным оксидным слоем, который защищает алюминий от атмосферных воздействий.

Этот слой препятствует процессу сварки. Чтобы соединить металл с металлом, его необходимо нагреть. При этом образуется оксидный слой, который препятствует контакту. Задача мастера, когда возникает вопрос, как сварить алюминиевый радиатор, состоит в том, чтобы разорвать этот цикл.

Кстати, тот же принцип применим и к меди. Медь ценится именно за устойчивость к ржавчине, но ее уникальная способность защищать от коррозии оказывается проблемой, когда дело доходит до ремонта.

Особенности пайки

В большинстве случаев радиатор изготавливается из алюминия, но помимо него реже встречаются модели из меди, латуни и даже пластика. Каждый из этих материалов имеет свои особенности, связанные со спецификой его ремонта своими руками, и важно выбрать правильную тактику работы в домашних условиях. В этой статье основное внимание будет уделено алюминию как наиболее популярному материалу для изготовления радиаторов для двигателей автомобилей и кондиционеров, но будут упомянуты и альтернативные варианты.

Как и медь, алюминий характеризуется образованием тонкого оксидного слоя на поверхности при контакте с кислородом.

В случае с железом вы бы сказали, что металл заржавел и подвергся коррозии, но в случае с алюминием и медью оксид хорош именно потому, что он не дает коррозии проникнуть в толщу изделия. Однако оксид также препятствует сварке, поскольку для получения качественного соединения сварной шов должен находиться в непосредственном контакте с металлом. Кроме того, сварка поверх оксида может вызвать как появление новых трещин, так и дальнейшее расширение поврежденного участка.

Оксид алюминия или меди должен быть удален непосредственно перед сваркой, но проблема в том, что он практически сразу же образуется снова. Удалить его навсегда невозможно, поэтому приходится использовать флюс — специальный раствор, который не пропускает воздух к металлу. Хороший флюс разрушает уже образовавшийся оксидный слой и предотвращает образование нового слоя.

Флюс предотвращает плавление флюса и облегчает работу с печью. Наконец, «хороший» флюс не вступает в химическую реакцию ни с самим металлом, ни со сварным швом. Составы флюсов различаются у разных производителей и могут содержать различные органические и неорганические ингредиенты, но важно, чтобы состав отвечал всем вышеперечисленным требованиям.

Способы

Существует несколько способов ремонта алюминиевых и медных радиаторов, которые обычно называют пайкой, хотя пайка в этом процессе вообще не участвует. В мире они делятся на три большие категории.

Собственно пайка

Самый классический и самый старый метод ремонта металлических изделий, который предполагает заделку трещин и нежелательных отверстий плавкой вставкой. Для алюминия можно использовать два наиболее распространенных типа клея — канифольно-железный или оловянно-свинцово-висмутовый.

Это два варианта ремонта радиаторов, которые в основном конкурировали в прошлые десятилетия, пока не появились другие методы ремонта автомобильных радиаторов.

В обоих случаях метод достаточно надежен, и хотя на время работ радиатор приходится снимать, после ремонта деталь может прослужить очень долго.

Заклеивание

Чаще всего в этом случае используется эпоксидная смола или цемент. Этот вариант используется относительно редко, особенно для чиллеров — он больше подходит для случаев, когда ремонт необходим немедленно, а поврежденную деталь нельзя демонтировать. Несмотря на простоту процесса, герметизацию нельзя считать полноценным ремонтом, поскольку это лишь краткосрочное решение — в ближайшем будущем радиатор все равно придется сваривать или полностью заменять.

Холодная сварка

Еще одна техника, где слово «пайка» используется скорее для красоты, чем с помощью паяльника. Этот метод ремонта относительно новый, но в ближайшем будущем он грозит заменить традиционную горячую сварку, поскольку он чрезвычайно прост и при этом настолько надежен, что не нужно беспокоиться о целостности радиатора.

Работу можно выполнить за очень короткое время и практически в любом подходящем месте, что очень похоже на работу с обычной детской глиной для лепки.

Несмотря на довольно широкое толкование термина сварка в современном понимании, наша статья посвящена только классической технике горячей сварки, поэтому на ней мы и остановимся.

Медь или алюминий?

Для качественной сварки неисправных автомобильных радиаторов необходимо знать, из чего они сделаны. Современные устройства изготавливаются из алюминия, меди или пластика.

Самый простой способ отличить материал — это цвет:

  • медь: красно-коричневый;
  • алюминий: сероватые оттенки.

Пластик, используемый для холодильников, обычно черный.

Медь обычно используется для пластика, который является самым распространенным материалом, применяемым в холодильниках. Сварка протекающего автомобильного радиатора, изготовленного из алюминия, усложняется некоторыми физико-химическими свойствами.

Ремонтируем радиатор

Сварка медных радиаторов требует следующей подготовки:

  • электропаяльник большой мощности либо газовая горелка;
  • правильно подобранный припой;
  • флюсовая паста;
  • абразивная бумага;
  • плоскогубцы;
  • растворитель для обезжиривания;
  • ветошь.

На подготовительном этапе изделие освобождают от механических примесей и тщательно высушивают. Для ускорения процесса сушки его можно продуть через одно из соединений сжатым воздухом под небольшим давлением. Место протечки зачищается наждачной бумагой. Если поблизости имеются лопасти, их следует аккуратно срезать. Нанесите жидкость на сварной шов и дайте ей высохнуть.

В качестве источника тепла используйте мощный паяльник или портативную газовую горелку. Электрический паяльник может работать от сети или от батареек. Клей помещается в место сварки и нагревается пламенем так, чтобы он расплавился и проник в трещину или отверстие. Если расплавленный припой не смачивает металл и не проникает в трещину с первого раза, необходимо доработать поверхность и нанести флюс.

Теплообменник проверяется на герметичность так же, как и при диагностике.

В чем заключается сложность пайки алюминия?

На поверхности каждой алюминиевой детали быстро образуется слой оксидов с высокой температурой плавления. Эта температура в три раза выше, чем температура самого металла. До тех пор, пока этот слой не разрушен, нет смысла сваривать алюминиевые детали.

Чтобы отремонтировать алюминиевый радиатор, нужно:

  • удалить с поверхности окисный слой:
  • повысить текучесть припоя;
  • снизить коэффициент поверхностного натяжения;
  • предотвратить повторное возникновение окисного слоя.

Это достигается путем обработки поверхности и использования специально подобранных флюсов.

Материалы и инструменты

Чтобы починить алюминиевый теплообменник, вам понадобится проволочная щетка.

  • паяльник большой мощности (не менее 100 ватт);
  • оловянно-свинцовый (ПОС) или оловянно-висмутный(ПОСВ) припой;
  • канифоль;
  • огнестойкая плавильная емкость.

Также необходима щетка для зачистки проволоки, ручная щетка или дрель.

Чиним латунный

Сварка латунного радиатора выполняется так же, как и сварка медного радиатора. Сварной шов должен быть тщательно очищен и обезжирен. Нагрев занимает больше времени, для этого пригодится промышленный фен. Перед сваркой место ремонта следует протравить сварочной кислотой с помощью узкой кисточки. Для латуни рекомендуется сварка PIC-40 с более высокой температурой плавления.

Чтобы отремонтировать теплообменник самостоятельно, убедитесь, что вы используете хороший флюс. Флюс готовят непосредственно перед заваркой протекающего радиатора, так как со временем состав разлагается и теряет свои свойства. На две части измельченной канифоли берут одну часть стальных опилок, полученных с помощью напильника.

Смесь высыпают в огнеупорный сосуд, перемешивают и нагревают сварочной горелкой. Затем снова перемешивают и оставляют остывать.

Для максимально прочного шва

Существует еще один рецепт флюса, который обычно называют «фили». Его можно использовать для получения особо прочного шва. Для приготовления флюса необходимы следующие ингредиенты:

Все ингредиенты должны быть измельчены и хорошо перемешаны. Смесь следует хранить вдали от света в хорошо закрытой емкости.

Сварка алюминиевых радиаторов

Пайка алюминиевого радиатора охлаждения

Существует несколько основных методов соединения металлов, используемых для ремонта различных изделий. Одним из них является сварка, с помощью которой можно относительно легко и дешево заделать трещины, отверстия и сколы в различных местах. Нередко радиаторы выходят из строя из-за незначительных повреждений, нарушающих целостность корпуса. Из-за их сложности и относительно небольшой толщины металла не всегда удобно ремонтировать отверстия с помощью сварки. В этом случае сварка алюминиевого радиатора является наиболее подходящим методом.

Пайка алюминиевого радиатора

Сварка алюминиевых радиаторов

Как и в случае со сваркой, алюминий трудно поддается свариванию, что вызывает некоторые трудности при его ремонте. Современные технологии направлены на решение этой проблемы. Разрабатываются новые типы швов, усовершенствованное оборудование, высокоспециализированные флюсы и новые методики. Специалист по сварке должен быть знаком со всем этим.

Сварку можно проводить и в домашних условиях, не вызывая специалиста. Для этого необходимо иметь опыт работы с такими материалами, так как новичок не всегда сможет добиться качественного результата.

Пригодность алюминия для сварки

Сварка алюминиевых автомобильных радиаторов — не самый простой процесс. Это связано с трудностями, вызванными свариваемостью металла. Рабочая температура относительно низкая, поэтому используемые клеи имеют низкую температуру плавления. Это приводит к тому, что соединение получается не очень прочным. Низкие температуры затрудняют проникновение вещества в структуру основного металла, что ухудшает соединение.

Основной проблемой при сварке алюминия и его сплавов является образование оксидного слоя. В отличие от температуры плавления самого металла, слой плавится при температуре выше 2 000 градусов Цельсия. Поэтому расплавить его во время сварки не представляется возможным. Это затрудняет получение качественного шва. Вторая сложность заключается в скорости образования пленки, ведь даже после очистки она может возникнуть в течение нескольких секунд, что требует использования дополнительных растворителей. В расплавленном состоянии металл очень жидкий. То же самое относится и к клеям, которые его содержат, что затрудняет формирование валика шва в процессе ремонта.

Трудности при сварке алюминиевых радиаторов

Пайка алюминиевого радиатора паяльником усложняется формой самого изделия. В зависимости от того, где возник дефект, он может быть труднодоступным, иметь поверхность, склонную к расплавлению металла, и т.д. Что еще хуже, высокая активность металла приводит к образованию оксидов. Когда алюминий нагревается до нужной температуры, очень трудно определить, насколько хорошо он был нагрет, поскольку на этом этапе металл почти не меняет цвет. Это может привести к расплавлению основного металла.

Методы сварки алюминиевых радиаторов

Существует два основных метода сварки, используемых при обработке алюминиевых радиаторов. Первый — это использование паяльника, который дешевле, но менее эффективен и удобен. Второй метод — сварка алюминия газовой горелкой — дает более эффективный результат, но является более дорогим, и не у всех есть такая технология, так как она относительно дорогостоящая.

Ремонт алюминиевого радиатора автомобиля своими руками

Рассмотрим, как сварить алюминиевый радиатор в домашних условиях. Обычно алюминиевые приборы ремонтируются по определенному принципу. Например, обязательно нужно заварить поврежденный участок.

Сначала снимите радиатор и слейте все остатки жидкости. Промойте бачки под проточной водой и высушите их до тех пор, пока в них не останется ни капли воды. Также следует как можно тщательнее проверить состояние бачка. Ищите малейшие трещины и дефекты в баке. Для этого возьмите большой таз с водой или ванну, приготовьте насос или компрессор. Закройте резьбовое соединение крышки таким же образом, как и резьбовые соединения системы охлаждения, и подсоедините одно из них к шлангу насоса. Поместите устройство в ванну и вдуйте воздух. Ищите пузырьки, выходящие из трещин.

Горелка для нагрева поверхности детали авто

Нельзя ремонтировать алюминиевый автомобильный радиатор обычным паяльником. Для этого нужен достаточно мощный прибор, которого у вас дома, скорее всего, нет. Поэтому вам нужен прибор мощностью около 250 Вт. Сам алюминий должен быть предварительно нагрет, для чего необходимо использовать специальную газовую горелку.

Важно, чтобы во время этого процесса строго соблюдались основные меры безопасности. Использование такого устройства в нарушение инструкции чревато серьезными травмами.

Меры безопасности

При ремонте автомобильного радиатора необходимо быть предельно осторожным и соблюдать определенные меры безопасности. Необходимо демонтировать сам теплообменник. Полностью слейте всю жидкость.

Если у вас нет опыта работы с огнеметом, лучше доверить эту работу профессионалам. По крайней мере, потренируйтесь на менее критичных поверхностях и частях автомобиля.

При работе с холодной сваркой или клеем важно надевать перчатки, чтобы избежать травм рук. Также обязательно следуйте инструкции по применению клея. Таким образом, вы не только добьетесь идеального результата ремонта, но и защитите свои руки от вредного воздействия клея.

Выводы

Итак, если вы будете следовать рекомендациям и советам, приведенным в этой статье, то разобраться, как заклеить радиатор автомобиля, не составит труда. Важно соблюдать определенные меры предосторожности и выбрать оптимальный вариант ремонта. Если вы не уверены, что сможете справиться с такой задачей самостоятельно, не стоит рисковать и обратиться за помощью к квалифицированным механикам.

У вас все еще есть вопросы? В этом случае мы рекомендуем вам взглянуть на ремонт отопления на дому. Удачи вам!

Оцените статью
Добавить комментарий