Система Modulor, несмотря на свои интересные результаты, не продолжила свое развитие, так как не привлекла внимания со стороны промышленных деятелей, владельцев фабрик и банковских магнатов. Метод, основанный на иррациональных числах (оснащенных бесконечными дробями), проиграл по сравнению с более практичной и удобной метрической системой, которая использует привычные кратности и единичные значения.
Правило золотого сечения в архитектуре, строительстве и дизайне
Наблюдая за природой и стремясь разгадать тайны ее прекрасных творений, человечество сделало множество открытий. Одно из таких открытий — золотое сечение. Эта закономерность является основополагающей для понимания того, что считается прекрасным. Она проявляется во всем: от людей и животных до цветов, зданий и даже галактик.
Часто мы сталкиваемся с домами, предметами, зданиями и растениями, которые в определенной степени впечатляют нас своим видом. В течение долгого времени люди искали ответы на вопрос о том, почему одни объекты выглядят эстетично, а другие — нет. В процессе этих исследований они, похоже, наткнулись на определенные закономерности. Это соотношение частей было названо золотым сечением.
Точно определить, кто и когда открыл золотое сечение, невозможно. Некоторые исследователи приписывают его открытие Пифагору, однако первое его упоминание можно найти в труде «Элементы», написанном Евклидом, который жил в III веке. Таким образом, это знание имеет весьма древние корни. Архитекторы древнегреческих и древнеримских храмов использовали этот принцип при строительстве. Разумеется, возможно, что это совпадение, но слишком много таких совпадений делает этот факт маловероятным, и, вероятно, они уже были знакомы с идеальными пропорциями.
Однозначно можно сказать, что Леонардо да Винчи стремился найти подтверждение этого принципа в строении человеческого тела, и, что интересно, ему это удалось. Лица и фигуры, которые воспринимаются нами как красивые, обладают пропорциями, строго соответствующими законам золотого сечения.
Формальное определение звучит одновременно просто и сложно. Оно связано с двумя отрезками различной длины. Принцип золотого сечения гласит: если отрезок делится на две неравные части, то деление пропорционально, если отношение большей части отрезка к целому таково же, как отношение меньшей части к большей. Этот принцип становится более понятным при взгляде на графику и соответствующие формулы.
На изображении показано, как величины делятся таким образом, чтобы при делении a на b получалось 1,618. То же самое число получается при делении полного количества на большую часть a. Это число символизирует идеальное соотношение. Если мы обратим внимание на изображение Парфенона, мы увидим, что пропорции этого здания также подчиняются указанному соотношению.
Такую же закономерность можно представить и в процентном отношении. Для тех, кто предпочитает цифры, это может оказаться проще. Чтобы распределение целого было пропорциональным, части должны составлять 62% и 38%. Возможно, легче запомнить это таким образом:
Дальше эту закономерность развил математик Фибоначчи, который создал последовательность чисел, элементы которой, начиная с девятого, следуют тому же самому закону. Графически эту последовательность можно изобразить в виде спирали. Если пристально рассмотреть, можно заметить пропорции красоты в природе, архитектуре и человеческом теле.
Как построить прямоугольник с идеальными пропорциями
Для того чтобы реализовать полученные знания на практике, нужно научиться делить или строить пространство согласно этому закону. Начнем с процедуры, необходимой для создания прямоугольника с идеальными пропорциями. В качестве основы возьмем квадрат.…
Сначала делим квадрат пополам и проводим линию, соединяющую противоположные углы в одном из получившихся прямоугольников. Затем берем компас, устанавливаем его иглу в середину нижней стороны квадрата, откладываем длину получившейся диагонали и отмечаем ее на линии, расположенной параллельно нижней стороне квадрата. Полученный прямоугольник будет иметь соотношение сторон 1,618 (это именно то соотношение, которое дает 62% и 38%).
Но что еще более интересно: если разделить прямоугольник с соотношением сторон 1,618 на квадрат и прямоугольник, то получится другой, меньший по размеру прямоугольник с идеальными пропорциями. Если повторить деление по тому же принципу, то в конечном итоге мы снова получим пару квадрат и прямоугольник с отношением сторон, соответствующим золотому сечению. Этот процесс может продолжаться до тех пор, пока вы сможете продолжать деление. Примечательно, что ряд Фибоначчи, который визуально представляет собой спираль, идеально подходит под это деление. На приведенной иллюстрации это продемонстрировано.
7+ примеров золотого сечения в архитектуре России
Санкт-Петербург
Архитектурные сооружения в историческом центре Санкт-Петербурга были созданы в различных архитектурных стилях, среди которых барокко, классицизм, ампир, эклектика, необарокко и неоготика. Интересно, соответствуют ли они принципу золотого сечения?
Исаакиевский собор
Архитектор двора Александра I, Огюст Монферран, строил этот великолепный собор с 1819 по 1858 годы. Он выполнен в стиле позднего классицизма, уже имеющем элементы неоренессанса и эклектики. Елена задается вопросом: «Что создает гармонию в такой массивной конструкции?».
Она начинает свое исследование, как рекомендовал ей профессор Московского архитектурного института Юрий Николаевич Герасимов, с фасада собора. На чертеже можно выделить три уровня золотого сечения.
Первый уровень определяется шириной здания, принятая за 400 единиц, откуда происходят числа 400, 247, 153, 94, 58 и так далее.
Если мы разделим 400 на приблизительно 1,618, получим 247. Повторяем эту операцию для следующего числа: 247 : 1,618 примерно равно 153.
Таким образом, находим все последовательные числа. При взгляде на иллюстрацию, основная часть здания с колоннами вписана в прямоугольник со сторонами 400 и 247. Поскольку эти стороны имеют соотношение F≈1,618, они формируют золотой прямоугольник.
Следующий уровень представлен высотой здания: 370, 228, 140, 87, 53, 33, 20, 12. Эти размеры в деталях рассматриваются с точки зрения вертикального деления Исаакиевского собора Золотым сечением у основания купола, что гармонизирует пропорции основной структуры и купола.
Третий уровень начинается с 113 и указывает на ширину основания главного купола: 113, 69, 42, 26, 16. Эти числа можно найти в размерах окон, высоте колонн и других деталях собора.
На Исаакиевском соборе изображены золотые прямоугольные и равнобедренные треугольники, как можно увидеть на иллюстрации.
Кунсткамера
На берегу университета на Васильевском острове располагается здание Кунсткамеры, спроектированное в 1718 году под руководством немецкого архитектора Георга Маттарнови. Это каменное строение в стиле барокко состоит из двух трехэтажных корпусов и нарядной купольной башни с лестницей.
Исследование начинается с основных размеров: высоты и длины здания, которые составляют золотой ряд. Длина здания составляет 450 единиц, и следующие числа — 277, 170, 105, 65, 40 и 24. Эти размеры отражаются в высоте и ширине различных уровней башни, а также в длине корпусов. Сама башня расположена в золотом равнобедренном треугольнике от основания до вершины. Золотое сечение наглядно проявляется в этом главном элементе, что является правильным с архитектурной точки зрения. Таким образом, становится очевидным, что основание Кунсткамеры выполнено в соответствии с правилом золотого сечения, поддерживая композиционную гармонию.
Новый золотой ряд начинается с высоты здания: 211, 130, 80, 49, 30. При изучении параметров конструкции понятно, что выбор трехэтажной формы здания обоснован пропорциональностью башни.
Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс» на пересечении Мойки и Гороховой
Строение, возведенное в 1907 году, было создано по проекту Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошфора (Рошфор). В 1905 году бельгийская компания С. Эсдерс и голландская компания Н. Схаефальс получили разрешение на строительство пятиэтажного здания с куполом и колокольней на угловой башне на месте старого купеческого дома.
Ужасный символ Парижа и золотое сечение
Когда в Париже была построена металлическая Эйфелева башня, многие французы выразили возмущение. Критики называли ее «уродством города,» «позором Парижа» и «тощей пирамидой из металлических ступеней.» Среди этих критиков были Эмиль Золя, Дюма-младший и Ги де Мопассан. Тем не менее, сегодня эта структура считается одним из самых посещаемых памятников и гордостью парижан. Может быть, это связано с ее «божественными» пропорциями?
Тот же подход можно применить и к наиболее знаменитому собору Франции — Нотр-Дам де Пари.
Как рассчитать Золотое Сечение
Расчет золотого сечения довольно просто и начинается с построения простого квадрата:
01. Нарисуйте квадрат
Это будет длина короткой стороны вашего прямоугольника.
02. Разделите квадрат
Разделите квадрат пополам с помощью вертикальной линии, чтобы получить два прямоугольника.
03. Проведите диагональ
В одном из прямоугольников проведите линию из одного угла в противоположный.
04. Поверните
Поверните указанную линию так, чтобы она была горизонтальной относительно первого прямоугольника.
05. Создайте новый прямоугольник
Нарисуйте прямоугольник с новой горизонтальной линией и первым прямоугольником.
Как использовать Золотое Сечение
Применять этот принцип проще, чем это может показаться на первый взгляд. Существуют несколько быстрых методов, которые вы можете использовать в своих проектах, или же вы можете потратить немного больше времени на глубокое освоение этой концепции.
Быстрый способ
Если вы когда-либо сталкивались с «правилом третей», то вам знакома идея разделения пространства по вертикали и горизонтали на равные трети, где пересечения линий создают естественные точки для размещения объектов.
Фотограф размещает главный объект на одной из этих пересекающихся линий, чтобы создать гармоничную композицию. Этот принцип можно также применить при оформлении страниц и плакатов.
Правило третей можно применять к любой фигуре. Однако если вы примените его к прямоугольнику с соотношением 1 : 1,6, вы очень близко приблизитесь к созданию «золотого прямоугольника,» что делает композицию более привлекательной для наблюдателей.
Полная реализация
Если вы хотите полностью интегрировать золотое сечение в свой дизайн, просто разместите основной контент и боковую панель (например, в веб-дизайне) в соотношении 1 : 1,618.
Вы можете округлять эти значения в большую или меньшую сторону: если площадь контента составляет, скажем, 640 пикселей, а ширина сайдбара — 400 пикселей, такое размещение соответствует золотому сечению.
Конечно, у вас также есть возможность разделить площадь контента и боковую панель в том же соотношении. Так же можно разработать соотношение между заголовком веб-страницы, контентом, нижним колонтитулом и навигацией, основываясь на аналогичном принципе.
На протяжении веков принцип золотого сечения определял пропорции при строительстве домов, и эта формула служила гарантией того, что здание будет иметь правильные, естественно выглядящие пропорции. Однако стоит заметить, что золотое сечение — это только одна из многих закономерностей, используемых в архитектурном планировании.
Многочисленные современные архитекторы не используют числа Фибоначчи, и это не помешало им создавать впечатляющие и выдающиеся проекты. Они не рассматривают золотое сечение как универсальное правило или единственную формулу, отвечающую за эстетическую красоту.
Золотое сечение часто присутствует в дизайне как заметный элемент, но не как основа создания, как это было в предыдущие века. Многие дизайнеры рассматривают использование одного единственного мотива как упрощенный подход, не обладающий достаточной индивидуальностью.
Коротко о главном
Золотое сечение представляет собой правило, использующееся в архитектуре на протяжении многих тысячелетий. Оно определяет законы роста живых организмов и природных процессов, поэтому многие считают его универсальным гармоническим законом.
Пропорции, встречающиеся в природе, находят свое применение не только в архитектуре, но и в дизайне интерьера. Численно они выражаются через ряд Фибоначчи — последовательность чисел, обладающих уникальными свойствами.
Соотношение 1:1.618 помогает определить пропорции фасадов, организацию оконных и дверных проемов, размещение предметов мебели, а также выбирать цветовую гамму для отделки. Значение золотого сечения постепенно снижается, и хотя оно по-прежнему остается важным инструментом, его больше не рассматривают как универсальное правило.