Во-первых, они позволяют вам слышать звук именно таким, какой он есть. Они не искажают и не приукрашивают его и позволяют услышать все аномалии, недостатки, изъяны и несовершенства звука.
10 советов при выборе студийных мониторов от Dr.Head
Когда читатель задумается о том, что нужно для работы со звуком, ему на ум придет образ студийных мониторов. Он может задать логичный вопрос:
Почему нельзя использовать дома свою hi-fi систему, которая тоже напичкана «высокой верностью»?
Но это не просто поверхностно. Дело в том, что домашняя hi-fi система нацелена на «улучшение» исходного качества звука. Основная цель hi-fi — создать приятный звуковой образ, сгладив все «острые углы» и неровные края записи. Этот эффект часто называют «окрашиванием звука», поскольку он действительно приводит к более яркому и приятному звучанию. У профессионального оборудования совсем другая функция — помогать звукорежиссеру в работе с музыкальной композицией. Микширование, мастеринг и даунмиксинг — это все о точности. Звук должен быть настолько чистым и бесцветным, насколько это возможно. Каждая деталь звукового полотна должна быть «проанализирована»: Только так мастеринг-инженер может добиться желаемого результата. Если домашняя аудиосистема служит для сглаживания недостатков записи, то профессиональное устройство должно выводить их на поверхность как можно четче.
Почему же тогда они называются «мониторами»? Слушатель видит оригинальную запись без обесцвечивания. Колонки профессионального качества буквально «растворяются» в музыке, и производитель работает непосредственно с неизмененным материалом, отслеживая все частотные изменения.
Мы уже указывали на идеологическую разницу между hi-fi и профессиональными приборами, то есть студийным оборудованием.
Перейдём непосредственно к особенностям мониторов.
Производство студийных мониторов — это сложный технический процесс. Оборудование изготавливается из специальных материалов, которые обеспечивают хорошее звукопоглощение. Очень важно устранить даже самые незначительные резонансы. Динамики должны иметь максимально линейную частотную характеристику без провалов и задержек. Диффузоры изготавливаются из прочных и легких материалов, таких как кевлар, титан, алюминий, бериллий или пропитанная бумага. Возможностей множество.
Конструкция профессиональных акустических систем ясна и проста. Она подчиняется законам физики, при этом технические свойства являются наиболее важными.
Как выбрать студийные мониторы
При выборе системы мониторинга следует учитывать особенности самой студии. В противном случае звучание ваших миксов будет искажено, и вы не получите наилучших результатов от своей работы. Чтобы сделать правильный выбор модели, сначала следует разобраться в некоторых особенностях студийных мониторов
Внутренняя часть студийного монитора находится в корпусе. Корпуса изготавливаются из различных материалов: в зависимости от модели и ценового диапазона они могут быть сделаны из дерева, пластика, ДСП или даже металла.
Студийные мониторы обычно оснащены двумя независимыми динамиками или колонками. Динамики устанавливаются один над другим. Системы с двумя динамиками называются двухполосными.
Верхний маленький динамик называется твитером, который воспроизводит высокие частоты — через него воспроизводятся все звуки выше 2 кГц. Динамики имеют форму купола или конуса и изготавливаются из шелка, бумаги, картона и других материалов.
Самый низкий и большой прибор называется НЧ-динамиком. НЧ-динамик расположен ниже ВЧ-динамика и отвечает за воспроизведение низких и средних частот. Сигналы до 2 кГц проходят только через НЧ-динамик.
Некоторые студийные мониторы имеют три динамика: один для высоких частот, второй для средних и третий для низких. Такие системы называются трехполосными или трехполосными системами.
За динамиками находится электромагнит, который приводит динамики в движение при подаче сигнала. Вибрация магнитов и проводов динамиков приводит в движение молекулы воздуха, создавая звуковую волну, которую мы слышим. Узнайте больше о природе звуковых волн в нашем интерактивном руководстве по основам звука.
Виды студийных мониторов
Студийные мониторы можно условно разделить на различные типы:
- Пассивные и активные;
- Ближнего и дальнего поля;
- Открытые и закрытые.
Это подразделение довольно нечеткое: Каждый монитор относится сразу к нескольким типам. Например, существуют пассивные закрытые мониторы дальнего поля или активные открытые мониторы ближнего поля.
Пассивные и активные студийные мониторы
Прежде чем сигнал достигнет монитора и попадет в громкоговоритель, он должен быть усилен. Это можно сделать двумя способами: пассивным или активным. Студийные мониторы, усиливающие сигнал пассивным способом, называются пассивными, а активные мониторы — активными.
Пассивные студийные мониторы работают в сочетании с внешним усилителем, который обрабатывает входящий сигнал перед тем, как он попадает в сам монитор. После того как сигнал проходит через усилитель, он поступает на электронику монитора, где проходит через ряд элементов, называемых кроссовером или кроссоверной сетью.
Кроссовер действует как фильтр, разделяя сигнал на несколько сигналов в разных частотных диапазонах. В двунаправленных системах сигнал разделяется на две части: Первая часть состоит только из высоких частот, вторая — из низких. Средние частоты, с другой стороны, направляются в оба динамика одновременно: Более высокие средние частоты идут на твитер, а низкие средние частоты — на НЧ-динамик.
В отличие от пассивных систем, активные студийные мониторы не требуют внешнего усиления. Все необходимые компоненты устанавливаются в салоне. Двухколоночные модели поставляются с одной парой усилителей на каждый динамик, а трехколоночные — с тремя усилителями.
Системы с двумя усилителями называются bi-amp, а системы с тремя усилителями — tri-amp. Система с двумя усилителями разделяет входящий сигнал на две полосы (высокие и низкие частоты), а система с тремя усилителями разделяет сигнал на три полосы (высокие, средние и низкие частоты). Независимо от количества выходных сигналов, каждая полоса усиливается независимо.
Обработка сигнала — это главное различие между активными и пассивными студийными мониторами. Пассивные мониторы разделяют уже усиленный сигнал и передают его на динамики. Активные студийные мониторы разделяют исходный «сырой» сигнал, затем независимо усиливают полученные сигналы и направляют их на динамики.
Считается, что активное, независимое усиление делает звучание мониторов более точным и целенаправленным. По этой причине системы с двумя и тремя усилителями часто звучат лучше, чем системы с одним усилителем в том же ценовом диапазоне.
Какие студийные мониторы выбрать: активные или пассивные?
Нет смысла спорить о том, какие студийные мониторы лучше, активные или пассивные — в обеих категориях есть много хороших и плохих моделей. Большую часть рынка занимают активные модели, которые используются как в домашних, так и в профессиональных студиях. Однако это не означает, что пассивные системы хуже или что они не популярны — просто они используются реже.
При выборе колонок все сводится к вашим ушам. Если вам нравится звучание той или иной модели, то нет никакой разницы, какие студийные мониторы вы выберете. Никто не скажет вам, что вы сделали неправильный выбор в пользу пассивной или активной системы, пока вы довольны звучанием.
Расположение и подключение мониторов
Как упоминалось ранее, мониторы ближнего поля обычно размещают на расстоянии до 1,5 м от слушателя, в идеале — 70-90 см. При этом они должны быть обращены к слушателю динамиками z и образовывать со слушателем равносторонний треугольник, т.е. расстояние между мониторами должно быть равно расстоянию от монитора до слушателя. Кроме того, мониторы должны находиться вровень с ушами. Поэтому стоит разместить их на специальных полках, которые можно в любой момент отрегулировать по высоте.
Рабочее место лучше всего расположить в центре комнаты. Если такой возможности нет, мониторы следует хотя бы расположить подальше от стены, ни в коем случае не в углу, где звук всегда отражается. Мониторы подключаются к выходам аудиоинтерфейса, и от их подключения зависит выбор подходящей схемы. Многие недорогие мониторы оснащены как балансными (XLR или джек), так и небалансными (RCA) разъемами, но небалансные входы встречаются гораздо реже на более серьезных моделях.
Довольно часто звукорежиссеры используют мониторы разных типов. За исключением некоторых моделей ближнего и среднего/дальнего поля, это обычные мультимедийные колонки. Они нужны, конечно, не для микширования, а для того, чтобы услышать, как произведение будет звучать для большинства слушателей. Чтобы правильно и легко переключаться между несколькими парами мониторов, существуют специальные элементы управления, позволяющие выбрать нужный источник звука одним нажатием кнопки.
Выбор подходящих мониторов
Теперь, когда вы лучше знакомы с устройством мониторов и их типами, стоит поговорить о том, как сделать осознанный выбор. Вот некоторые технические характеристики, которые являются наиболее важными:
- Размер низкочастотного динамика. От него зависит качество передачи низких частот. Слишком маленькие динамики не могут в полной мере раскрыть низкочастотную составляющую спектра. Однако если у вас маленькое помещение, то использовать мониторы с динамиком более 7” тоже не имеет смысла, т.к. для того, чтобы “раскачать” такой динамик, придется включать монитор на значительную громкость, которая вызовет дискомфорт во время работы.
- Диапазон воспроизводимых частот. Чем он больше, тем лучше будут слышны мельчайшие нюансы микса, общее звучание будет более чистым и прозрачным, а обнаружить проблемные места будет значительно проще.
- Амплитудно-частотная характеристика. Чем она ровнее, тем более нейтральным и «честным» будет звучание.
- Уровень звукового давления (SPL). Чем выше этот параметр, тем больше запас по усилению. При одинаковой мощности, измеряемой в Ваттах, громче и чище будет звучать модель с более высоким SPL.
- Наличие эквалайзера и встроенного DSP. Эти дополнительные функции позволяют подстроить звучание мониторов под особенности акустики вашего помещения.
Технические характеристики, конечно, имеют первостепенное значение. Но всегда лучше один раз услышать мониторы, чем 10 раз прочитать о них. Поэтому мы постарались создать в нашем магазине все условия для комфортного прослушивания различных типов мониторов.
Ассортимент MusicMarket достаточно широк и включает популярные и высококачественные модели от таких производителей, как KRK, Adam, JBL, Yamaha, Presonus, Focal и многих других. Вы можете прослушать мониторы здесь и переключаться между ними напрямую, чтобы сделать сравнение максимально точным. Воспроизведите свои записи с помощью профессионального оборудования и выберите те модели, которые подходят вам больше всего. А если у вас возникнут вопросы, наши технические специалисты будут рады ответить на них и помочь вам сделать окончательный выбор. Мы будем рады видеть вас каждый день с 10 утра до 8 вечера.
Занимайтесь музыкой и создавайте отличные миксы с musicmarket!
Как проверить мониторы перед покупкой
Итак, мы рассмотрели основные характеристики, на которые следует обратить внимание при выборе студийных мониторов. Но самым важным при выборе аудиооборудования являются не технические характеристики (всевозможные цифры), а ваши уши. Если у вас нет возможности послушать звуковую карту в магазине, вам нужно послушать студийные мониторы. Вы просто обязаны это сделать! На самом деле это не так сложно, как кажется. Прежде чем начать слушать, вы должны убедиться, что карты соответствуют вашим техническим требованиям, и только после этого можно приступать к прослушиванию. А чтобы слушать, вам нужно соблюдать всего три простых правила:
- Слушайте только качественные и хорошо знакомые вам записи. Только так вы сможете максимально оценить качество звучания мониторов.
- Слушайте мониторы на разной громкости. Почему так? Потому что хорошие мониторы тем и отличаются, что достоверность и качество их звучания практически никак не меняется в зависимости от громкости прослушивания.
- Доверяйте собственной интуиции. Если во время прослушивания мониторов вы слышите все нюансы исполнения, вы не замечаете каких-либо резонансов и искажений, и звучание в целом вам кажется сбалансированным, то значит, что это те мониторы, которые вам подходят.
Примеры студийных мониторов:
И, наконец, в качестве примера я покажу вам несколько мониторов в разных ценовых категориях, которые я рекомендую. Начнем с самого простого, а именно с самого дешевого оборудования.
Бюджетные студийные мониторы
Если у вас нет много денег на студийное оборудование, я рекомендую вам обратить внимание на дешевые студийные мониторы (нажмите на картинку).